Показатели
| Невротическое
| Неврозоподобное
| Смешанное
|
Речевая активность
| Резко снижена
| Обычно повышена
| Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается
|
Локализация судорог
| Преобладают дыхательно-вокальные
| Преобладают в артикуляционном аппарате
| Во всех группах мышц, связанных с речью
|
Темп речи
| Различный
| Тахилалия
| Тахилалия
|
Звукопроизношение
| Без особенностей
| Часто дислалия, реже дизартрия
| Различное
|
Выразительность речи
| Различная
| Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
| Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
|
Психомоторика (включая логомоторику)
| Без выраженных особенностей
| Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений
| Различная
|
Раздувание крыльев носа во время речи
| Типично
| Непостоянно
| Непостоянно
|
Сопутствующие движения
| Часты. Характер их изменчив
| Очень часты. Стереотипны
| Постоянны и чаще всего однообразны
|
Фиксация на трудных звуках
| Выражена
| Слабее, чем при невротическом заикании
| Более или менее выражена
|
Течение заикания
| Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний
| Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния
| Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
|
Дислексия, дисграфия, дискалькулия
| Редки
| Часты
| Часты
|
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений
| Обычно высокая, порой чрезмерная
| Резко снижена
| Недостаточна
|
Психотравмирующая ситуация
| Резко ухудшает речь
| Обычно влияет мало
| Ухудшает речь
|
Логофобия
| Характерна
| Не характерна
| Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений
|
Усиленная фиксация на речи
| Типична
| Нет
| Встречается часто
|
Психомоторное развитие
| Различное, порой ускоренное
| С задержкой
| С задержкой
|
Развитие навыков самообслуживания
| Без заметных отклонений
| С задержкой
| С задержкой
|
Леворукость
| Как в популяции
| Часта
| Часта
|
Речевая патология у близких родственников
| Редка
| Часта
| Часта
|
Сроки и обстоятельства появления заикания
| После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте
| В период становления речи
| Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
|
Акцентуации личности
| Характерны
| Не характерны
| Могут иметь место
|
Интеллект
| Не страдает
| Может быть снижен
| Может быть снижен
|
Усиленная фиксация на речи
| Типична
| Нет
| Встречается часто
|
Речевая активность
| Резко снижена
| Обычно повышена
| Повышена до появления невротических наслоений, затем снижается
|
Локализация судорог
| Преобладают дыхательно-вокальные
| Преобладают в артикуляционном аппарате
| Во всех группах мышц, связанных с речью
|
Темп речи
| Различный
| Тахилалия
| Тахилалия
|
Звукопроизношение
| Без особенностей
| Часто дислалия, реже дизартрия
| Различное
|
Выразительность речи
| Различная
| Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
| Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
|
Психомоторика (включая логомоторику)
| Без выраженных особенностей
| Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений
| Различная
|
Раздувание крыльев носа во время речи
| Типично
| Непостоянно
| Непостоянно
|
Сопутствующие движения
| Часты. Характер их изменчив
| Очень часты. Стереотипны
| Постоянны и чаще всего однообразны
|
Фиксация на трудных звуках
| Выражена
| Слабее, чем при невротическом заикании
| Более или менее выражена
|
Течение заикания
| Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний
| Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния
| Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
|
Дислексия, дисграфия, дискалькулия
| Редки
| Часты
| Часты
|
Целенаправленность в преодолении речевых нарушений
| Обычно высокая, порой чрезмерная
| Резко снижена
| Недостаточна
|
Психотравмирующая ситуация
| Резко ухудшает речь
| Обычно влияет мало
| Ухудшает речь
|
Логофобия
| Характерна
| Не характерна
| Присоединяется позже по мере развития невротических наслоений
|
Усиленная фиксация на речи
| Типична
| Нет
| Встречается часто
|
Психомоторное развитие
| Различное, порой ускоренное
| С задержкой
| С задержкой
|
Развитие навыков самообслуживания
| Без заметных отклонений
| С задержкой
| С задержкой
|
Леворукость
| Как в популяции
| Часта
| Часта
|
Речевая патология у близких родственников
| Редка
| Часта
| Часта
|
Сроки и обстоятельства появления заикания
| После психических травм в любом возрасте, но, как правило, в 3-7-летнем возрасте
| В период становления речи
| Неврозоподобное заикание в период становления речи, а невротические наслоения значительно позже (обычно в 12-15-летнем возрасте)
|
Акцентуации личности
| Характерны
| Не характерны
| Могут иметь место
|
Интеллект
| Не страдает
| Может быть снижен
| Может быть снижен
|
Усиленная фиксация на речи
| Типична
| Нет
| Встречается часто
|
(по материалам В.И. Селиверстова)
Запинки
| Запинки несудорожного характера
| Запинки судорожного характера
|
Виды запинок
| 1. Многократное повторение отдельных звуков, их сочетаний, слов и целых предложений
2. Прерывание речи молчанием (ребенок не может оформить речевое высказывание)
| 1. Многократное повторение отдельных звуков или звукосочетаний
2. Прерывание речи молчанием (ребенок из-за судороги в речевом аппарате не может начать или продолжить фразу)
|
Причины возникновения запинок
| 1. Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребенка. Запинки – результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата, словарного запаса, выразительных средств речи ребенка (физиологические запинки)
2. Задержки психофизического развития в результате болезней, травм, неблагоприятной наследственности
3. Недостатки речи: звукопроизношения, слово- и фразообразования
4. Безудержно-быстрая, хаотическая речь
5. Неблагоприятное речевое окружение
| 6. Нарушения высшей нервной деятельности у ребенка в результате:
· неблагоприятной наследственности
· внутриутробных и послеродовых травм
· перенесенных болезней
· педагогической запущенности (наказания, перегрузка речи, конфликты в семье)
· резкой одномоментной травмы (испуг)
2. От запинок несудорожного характера по типу зафиксированного патологического рефлекса
|
Место запинок во фразе
| 1. Определенного места не имеют
2. Проявляются обычно в сложных по конструкции словах и фразах
| 1. Обычно в начале фразы или на определенных звуках и звукосочетаниях (Т, Д, Г, Б, КР, ПЛ и др)
|
Влияние окружающих условий
| 1. У детей запинки уменьшаются в незнакомой обстановке, с посторонними людьми
| 1. Частота и длительность запинок увеличивается в незнакомой обстановке, с посторонними людьми
|
Отношение детей к недостаткам своей речи
| 1. Не замечают
2. Небрежное
| 1. Замечают и серьезно переживают
2. Болезненно фиксируют внимание (возникают логофобии, замкнутость, необщительность)
|
Что необходимо для устранения
| 1. Воспитательная работа по упорядочению поведения и развития речи ребенка
2. Консультация у невропатолога
| 1. Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, воздействующих на организм ребенка в целом, на ЦНС, общую и речевую моторику, на речь и личность ребенка
2. Совместная работа логопеда, психоневролога, родителей и воспитателей по коррекции речи ребенка
|