Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение. Рекомендуемая литература






 

 

Рекомендуемая литература

 

* Настоятельно рекомендуется

** Настоятельно рекомендуется читателям, не знакомым с основами поведенческой терапии

 

Barker, P. (1985). Using metaphors in psychotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Метафоры играют ключевую роль в ДПТ и составляют важный комплекс диалектических стратегий. Эта работа – захватывающий анализ метафоры и психотерапии, в ней приводится множество примеров метафор, полезных для ДПТ.

* Barlow, D. H. (1988). Anxiety and its disorders: The nature and treatment of anxiety and panic. New York: Guilford Press.

Книга Д. Барлоу – один из самых лучших на сегодняшний день источников материалов по терапии связанных с тревогой расстройств. Автор дает хорошее описание теории и исследовательских материалов по роли «эмоциональной обработки» и экспозиционных стратегий в психотерапии. Эта теория и методы также применимы к работе с чувством стыда и вины – ключевыми эмоциями, на которые направлена ДПТ. Понимание положений этой книги важно для применения экспозиционных стратегий в ДПТ, учитывая страх перед эмоциями многих (или большинства) пограничных пациентов.

* Basseches, M. (1984). Dialectical thinking and adult development. Norwood, NJ: Ablex.

В этой книге дается прекрасное описание того, что подразумевается под «диалектическим мышлением». В работе также приводится краткий обзор диалектической философии. Понимание положений этой книги существенно важно для проведения ДПТ.

* Berg, J. H. Responsiveness and self-disclosure. In V. J. Derlega & amp; J. H. Berg Selfdisclosure: Theory, research, and therapy. New York: Plenum Press.

Чуткость и самораскрытие образуют основу стратегий реципрокной коммуникации, и в работе очень хорошо изложены ее принципы.

* Bongar, B. (1991). The suicidal patient: Clinical and legal standards of care. Washington, DC: American Psychological Association.

В этой книге дается прекрасный обзор клинических и юридических аспектов терапии суицидального поведения. Это одно из лучших пособий для клинической работы, опубликованных на сегодняшний день. Б. Бонгар анализирует теоретическую и эмпирическую литературу по суицидальному поведению высокой степени риска, а также кратко излагает результаты судебных процессов, относящихся к терапии суицидальных индивидов. Автор предлагает эффективные стратегии минимизации суицидального риска в контексте клинически сложных терапевтических условий. Книга содержит многочисленные шкалы оценки суицидального риска, перепечатанные из других источников.

Egan, G. (1982). The skilled helper: Model, skills, and methods for effective helping (2nd ed.). Monterrey, CA: Brooks/Cole. (В особенности см. главы 3–5.)

Работа содержит очень хороший материал о двух первых этапах валидации – наблюдении и описании (активное слушание, точная эмпатия). Обсуждение уважения, искренности и социального влияния относится к стратегиям реципрокной коммуникации.

* Hanh, T. N. (1976). The miracle of mindfulness: A manual on meditation. Boston: Beacon Press.

В книге дается теоретическое обоснование и методы практики психической вовлеченности. Хотя это духовная практика, предлагаемый в книге подход не является религиозным. Психическая вовлеченность искусство психологического бодрствования. Понимание этого существенно важно для обучения основным навыкам психической вовлеченности. Невозможно проводить ДПТ без понимания сути и принципов этой практики.

Hollandswoth, J. G. (1990). The physiology of psychological disorders: Schizophrenia, depression, anxiety, and substance abuse. New York: Plenum Press.

ДПТ основана на биосоциальной теории поведения и поведенческих расстройств. Поэтому очень важно понимать, как взаимодействуют биология, среда и опыт, воздействуя на функционирование индивида. Системная модель функционирования, представленная Дж. Холландсвортом, совместима с биосоциальным диалектическим подходом. Книга будет хорошим введением в поведенческую генетику и исследовательскую литературу по роли физических, биохимических и психофизиологических факторов в развитии шизофрении, депрессии, тревоги, алкоголизма и наркомании.

* Kabat-Zinn, J. (1990). Full catastrophe living: Using the wisdom of your body and mind to face stress, pain, and illness. New York: Dell.

В этой книге описывается программа снижения стресса, разработанная в медицинском центре Массачусетсского университета. Хотя она была разработана в контексте поведенческой медицины, но включает полную практику психической вовлеченности. Как пишет автор, это интенсивная, саморегулирующаяся тренинговая программа, позволяющая освоить искусство сознательного бытия. Бесценный источник материалов для терапевтов, желающих обогатить тренинг психической вовлеченности.

Kanter, J. (1989). Clinical case management: Definition, principles, components. Hospital and Community psychiatry, 40. Pp. 361–368.

Работа представляет собой краткое обобщение принципов управления. Средовая интервенция подчеркивается в большей степени, чем в ДПТ, но в остальных аспектах стратегии консультирования пациента и средовой интервенции освещены весьма удачно.

Kohlenberg, R. J., & amp; Tsai, M. (1991). Functional analytic psychotherapy: Creating intense and curative therapeutic relationship. New York: Plenum Press.

В книге подробно описывается применение принципов оперантного научения в контексте интенсивной психотерапии с межличностной ориентацией. Это те же самые принципы, что лежат в основе причинно-следственных процедур в ДПТ. Третий (и заключительный) этап ДПТ во многом близок к этой форме терапии.

Kopp, S. B. (1971). Metaphors from a psychoterapist guru. Palo Alto, CA: Science & amp; Behavior Books.

С. Коп приводит множество метафор из первобытных религий, иудаизма, христианства, восточных религий, древнегреческой и древнеримской мифологии, эпохи Возрождения, детских сказок и научной фантастики. В конце приводится очень хороший список рекомендуемой литературы.

Maris, R. W., Berman, A. L., Maltsberger, J. T., & amp; Yufit, R. I. (Eds.). (1992). Assessment and prediction of suicide. New York: Guilford Press.

В этом пособии обобщаются материалы современной специальной литературы по диагностике суицидальности и прогнозированию суицида. Авторы проводят обзор и обсуждают большинство методов диагностики суицидальности, в том числе шкалы прогнозирования суицида, психологические тесты, клинические интервью и т. д.

** Martin, G., & amp; Pear, J. (1992). Behavior modification: What it is and how to do it (4th ed.). Part II: Basic behavioral principles and procedures. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Прекрасный, основательный обзор принципов поведенческой модификации, включая оперантное научение и выработку условного рефлекса по методу Павлова, формирование, сцепление и т. д. Особенно это касается тренинга навыков и причинно-следственных процедур.

** Masters, J. C., Burish, T. G., Hollon, S. T., & amp; Rimm, D. C. (1987). Behavior therapy: Techniques and empirical findings (3rd ed.). New York: Harcourt Brace Jovanovich.

Хороший базовый обзор техник поведенческой терапии. Работа разбита на главы в зависимости от рассматриваемых техник, а не расстройств. Включает полезное приложение по основным принципам научения.

* Whitaker, C. A., Felder, R. E., Malone, T. P., & amp; Warkentin, J. (1982). First-stage techniques in the experimental psychotherapy of chronic schizophrenic patients. In J. R. Neill & amp; D. P. Kniskern From psyche to system: The evolving therapy of Carl Whitaker. New York: Guilford Press. (Оригинальная работа издана в 1962 году.)

Техники начального этапа для работы с шизофреническими индивидами, очень напоминающие стратегии негативной коммуникации ДПТ. Работа весьма информативна и насыщена множеством примеров. Некоторые техники, предложенные К. Уитакером и его коллегами, не используются в ДПТ, потому что способны приводить к злоупотреблению или неправильному применению. К тому же немаловажную роль играет личный стиль, а многие просто не воспринимают мой личный стиль.

Wilber, K. (1981). No boundary: Eastern and Western approaches to personal growth. Boulder, CO: New Science Library.

К. Уилбер представляет убедительное описание того, как создаются полярные противоречия, произвольные границы, а целое разбивается на части. Понимание сущностного единства противоположностей и искусственности границ существенно необходимо для диалектического подхода.

 

 


[1]От англ. pattern – повторяющийся узор, орнамент, выкройка. – Примеч. ред.

 

[2]Ниже приводятся упомянутые симптомы пограничного расстройства личности (источник: Каплан Г. И., Сэдок Б Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. / Пер. с англ. – М.: Медицина, 1994. – Т. 1, с. 655–656):

1. паттерн нестабильных и интенсивных интерперсональных отношений, которые характеризуются экстремальными колебаниями между чрезмерной идеализацией и чрезмерной недооценкой;

2. импульсивность по меньшей мере в двух областях, которые являются потенциально самоповреждающими, например трата денег, секс, наркомания, воровство, неосторожное вождение машины, кутежи (не включаются суицидальное или самоповреждающее поведение, упомянутое в пункте 5);

3. аффективная нестабильность: выраженные отклонения от изолинии со стороны настроения к депрессии, раздражительность, тревога, обычно продолжающиеся несколько часов и только редко более нескольких дней;

4. неадекватная сильная злоба или отсутствие контроля над гневом, например, часто обнаруживает вспыльчивость, постоянную злобу, нападает на других;

5. повторные суицидальные угрозы, жесты или поведение, или же самоповреждающее поведение;

6. выраженное и постоянное нарушение идентификации, проявляющееся неуверенностью по меньшей мере в 2 из следующих: самооценке или образе самого себя, сексуальной ориентации, постановке долговременных целей и выборе карьеры, типе предпочитаемых друзей, предпочитаемых ценностях;

7. хроническое ощущение пустоты или скуки;

8. неистовые попытки избежать реального или воображаемого ужаса быть покинутым (не включает суицидальное или самоповреждающее поведение, отмеченные в пункте 5). – Примеч. ред.

 

[3]Ось II включает отклонения в развитии личности, в том числе умственную ретардацию, специфические нарушения развития (особенно те, которые ведут к деформации личности), личностные нарушения. – Примеч. ред.

 

[4]Экстериоризация (от лат. exterior – наружный, внешний) – в психиатрии: установление индивидом причинно-следственной связи между своими «неправильными», «порочными» поступками (которые подвергаются интрапсихической переработке и вызывают своеобразные комплексные переживания чувства вины) и последующими психопатологическими феноменами (обвиняющие галлюцинации, бредовые идеи греховности, самообвинения). – Примеч. ред.

 

[5]Ось I включает клинические синдромы и состояния, связанные с психическим заболеванием. – Примеч. ред.

 

[6]Последней редакцией «Диагностического и статистического руководства по психическим болезням» является DSM-IV-TR (2000). – Примеч. ред.

 

[7]Взято из: DSM-IV Options Book: Work in Progress 9/1/91 by the Task Force on DSM-IV, American Psychiatric Association, 1991, Washington, DC. © 1991 by the American Psychiatric Association. Перепечатано с разрешения.

 

[8]Дисфория (греч. dysphoria – раздражение, досада) – расстройство настроения. Пре обладает мрачное, угрюмое, злобно-раздражительное настроение. Эмоциональное состояние больного часто характеризуется предметной неопределенностью. Часты аффективные вспышки, легкость проявления агрессии. – Примеч. ред.

 

[9]Взято из: «The Revised Diagnostic Interview For Borderlines: Discriminating BPD from Other Axis II Diso rders» by M. C. Zanarini, J. G. Gunderson, F. R. Frankenburg, and D. L. Chauncey, 1989, Journal of Personality Disorders, 3 (1), 10–18. © 1989 by Guilford Publications, Inc. Перепечатано с разрешения.

 

[10]Выученная беспомощность – термин, введенный М. Селигманом и его сотрудниками; означает отсутствие у индивида мотивации реагировать действием в ситуациях, где существует реальная возможность улучшения положения. – Примеч. ред.

 

[11]Дедуктивный (метод) – способ исследования, при котором частные положения логически выводятся из общих положений. – Примеч. ред.

 

[12]* WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale) – «Интеллектуальная шкала Векслера для взрослых» – тест интеллекта, предложенный Д. Векслером в 1955 году. – Примеч. ред.

** Когнитивные компоненты могут сыграть ту же роль, что и предопределение; большинство теоретиков, кроме Кернберга, как основной фактор рассматривают воспитание.

*** М. Стоун (Stone, 1981) полагает, что 10–15 % всех случаев ПРЛ у взрослых по своей природе имеют исключительно психогенный характер.

 

[13]Дистимия (греч. dys – нарушение функции, рассогласование, thymos – настроение, чувство) – кратковременные, длящиеся несколько часов, иногда дней расстройства настроения (гневливость, недовольство, анксиозно-депрессивное или тревожно-гневливое настроение). – Примеч. ред.

 

[14]Ассертивное поведение – уверенное поведение, отличается от агрессивного или неуверенного тем, что демонстрирующий его индивид ориентирован на равное соблюдение интересов всех сторон. – Примеч. ред.

 

[15]Валидация (от англ. valid – действительный, веский) – распознавание и признание окружением эмоциональных реакций индивида. Валидация чувств поощряет «Я» индивида – он чувствует поддержку, одобрительные комментарии окружения вселяют в него чувство полноценности. В какой бы форме ни осуществлялась валидация чувств, индивид всегда понимает ее содержание одинаково: «Ваши чувства приемлемы, вы имеете на них право». – Примеч. ред.

 

[16]Рандомизация (от англ. random – случайный) – метод случайного причисления (в данном случае испытуемых к экспериментальной или контрольной группе). – Примеч. ред.

 

[17]Инвалидация (от англ. in – не, valid – действительный, веский) – игнорирование и непризнание окружением эмоциональных реакций индивида. Инвалидация сообщает индивиду о неприемлемости его чувств. – Примеч. ред.

 

[18]Гистрионизм (от лат. histrio – актер) – театральное поведение больных истерией с присущими им чертами эгоцентризма, эмоциональной неустойчивости, повышенной внушаемости и реактивности, склонности к драматизации. Гистрионизм проявляется сильной эмоциональной экспрессией в мимике, пантомимике, речевых интонациях, повышенной вокализацией. – Примеч. ред.

 

[19]Дислексия (греч. dys – нарушение функции, рассогласование, lexis – речь, слово) – расстройство развития способности к чтению. – Примеч. ред.

 

[20]От англ. perfect – совершенный, безупречный. – Примеч. ред.

 

[21]Ятрогения (от греч. iatros – врач, - genes – порождающий, вызывающий) – один из видов психогении. Причиной болезненных расстройств является неправильное поведение врача (неосторожное высказывание о тяжести и неблагоприятном прогнозе болезни, предоставление больному возможности ознакомиться с медицинской документацией и т. п.). – Примеч. ред.

 

[22]От англ. posture – осанка. Постуральный – связанный с положением тела. – Примеч. ред.

 

[23]От англ. evocative – навевающий чувства и воспоминания. – Примеч. ред.

 

[24]Экспозиционная терапия – техника поведенческой терапии, предполагающая контролируемое предъявление пациенту тех раздражителей или ситуаций, которые ассоциируются у него с фобическими реакциями. – Примеч. ред.

 

[25]Самоэффективность – термин когнитивной психологии, означающий оценку индивидом своих успехов с точки зрения собственных целей и стандартов. – Примеч. ред.

 

[26]Поведение привязанности – термин из теории привязанности Дж. Боулби; означает формы поведения, которые в первую очередь обеспечивают индивиду близость к фигуре привязанности. – Примеч. ред.

 

[27]Систематическая десенсибилизация – разработанная Дж. Вольпе техника поведенческой терапии, в основе которой лежало открытие того, что если пациенту предъявлялись раздражители, вызывающие у него тревогу, то при последующих экспозициях уровень тревожности уменьшался, пока не исчезал окончательно. – Примеч. ред.

 

[28]Размеры личного пространства в западном обществе колеблются от 45 см до 1, 2 м – расстояние вытянутой руки. – Примеч. ред.

 

[29]Как правило, терапевт должен быть одет сдержаннее и консервативнее, чем его пациент. Следуя этому правилу, терапевт выполняет роль пустого экрана, на который пациент проецирует свои чувства и конфликты. – Примеч. ред.

 

[30]Эллис, Альберт (род. в 1913) – американский психолог, создатель рационально-эмотивной терапии, предвосхитившей когнитивно-поведенческий подход. Рационально-эмотивная терапия подчеркивает роль нереалистичных ожиданий и иррациональных убеждений в человеческих несчастьях. Согласно Эллису, источником страданий выступают главным образом когниции, а не события. В рамках рационально-эмотивной терапии разработана теория личности ABC, согласно которой, если неблагоприятное событие (напр., семейная ссора) сопровождалось чрезмерной тревогой или другими нежелательными эмоциональными последствиями, то исследование покажет, что последствие C было вызвано не первоначальным событием A, а, скорее, каким-либо иррациональным убеждением B о сути или значении этой ссоры. – Примеч. ред.

 

[31]Дереализация (от лат. de – нарушение, realis – вещественный) – психопатологическое состояние, характеризующееся тягостным переживанием утраты реальности окружающего мира. Часто сочетается с деперсонализацией (деперсонализационно-дереализационный синдром). – Примеч. ред.

 

[32]Деперсонализация (от лат. de – нарушение, persona – особа, личность) – нарушение самосознания личности, сопровождающееся отчуждением ее психических свойств. Выраженность деперсонализации колеблется от приглушенности, блеклости самосознания до полного отчуждения мыслей, представлений, воспоминаний и др., переживаемых больным как привнесенные извне. – Примеч. ред.

 

[33]Соматизация (от лат. soma – тело) – возникновение соматических заболеваний вследствие интрапсихических, психологических конфликтов. – Примеч. ред.

 

[34]Отрицание – механизм психологической защиты личности, действие, посредством которого субъект выражает одно из своих ранее вытесненных желаний, мыслей, чувств, продолжая искать от него защиты и отрицая, что это его собственное желание, мысль, чувство. – Примеч. ред.

 

[35]Вытеснение – механизм психологической защиты личности, действие, посредством которого субъект старается устранить или удержать в бессознательном представления, связанные с влечениями (мысли, образы, воспоминания). Возникает в тех случаях, когда удовлетворение влечения само по себе приятно, но может стать неприятным при учете других требований. – Примеч. ред.

 

[36]Руминация (от лат. ruminatio – переживание, повторение) – возвращение уже пережеванной пищи из пищевода и желудка в рот и повторное ее проглатывание. Здесь употребляется в значении «пережевывание произошедшего». – Примеч. ред.

 

[37]«Фоновой» суицидальной идеации не уделяется непосредственного внимания. Она рассматривается как побочный продукт поведения, ухудшающего качество жизни.

 

[38]Булимия (от греч. bus – бык, limos – голод) – патологически усиленный, чрезмерный аппетит, прожорливость, неутолимое чувство голода. После неконтролируемого поглощения пищи в объемах, значительно превышающих нормальные, индивид испытывает отрицательные эмоции по отношению к самому себе за допущенную слабость, поэтому освобождается от съеденного путем рвоты. – Примеч. ред.

 

[39]Имеется в виду так называемый феминистический подход. – Примеч. ред.

 

[40] Ad hominem (лат.) – применительно к человеку; аргумент, апеллирующий не к логике, а к чувствам оппонента. – Примеч. ред.

 

[41] Ad feminam (лат.) – применительно к женщине. – Примеч. ред.

 

[42]Сократический диалог – метод выявления истины, использовавшийся Сократом и описанный в «Диалогах» Платона. Подразумевает постановку собеседнику серии очевидных для него и вызывающих согласие вопросов, которые подводят его к пониманию некой ранее отрицавшейся им истины. – Примеч. ред.

 

[43]Смысловой аналог английских идиом Foot-in-the-door и Door-in-the-face, заимствованных из исследований деятельности людей, занимающихся сбором пожертвований. На выбор данного термина научного редактора вдохновила русская народная сказка, где героиня выменивает найденный на дороге лапоть на курочку, потом курочку – на гуся, гуся – на овцу, и т. д. – Примеч. ред.

 

[44]От англ. relevant – актуальный, относящийся к чему-либо. – Примеч. ред.

 

[45]Дислексия (от лат. dys – нарушение функций, рассогласование, lexis – речь, слово) – форма оптической анозогнозии, характеризующаяся неспособностью понять смысл читаемого. – Примеч. ред.

 

[46]Отыгрывание вовне – психоаналитический термин, обозначающий действия, преимущественно импульсивные, выпадающие из обычных мотивационных систем субъекта, сравнительно легко выделяемые в его деятельности, часто принимающие форму агрессии против себя или других. – Примеч. ред.

 

[47]От англ. to coach – тренировать, проводить репетиторские занятия. – Примеч. ред.

 

[48]Антиципация (лат. anticipatio) – предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление о чем-либо. – Примеч. ред.

 

[49]Эвристика (от греч. heurisko – нахожу) – совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. – Примеч. ред.

 

[50]Бубер, Мартин (1878–1965) – еврейский религиозный философ, профессор в Иерусалиме с 1938 года. Представитель хасидизма: в духе этого учения пытался дать толкование сущности характера еврейского народа и его истории. – Примеч. ред.

 

[51]Паллиативный (фр. palliatif от лат. palliare – прикрывать) – имеющий характер полумеры, приносящий лишь временное облегчение. – Примеч. ред.

 

[52]Примечание: T = Индивидуальный (основной) терапевт, П = Пациент, ВТН = Ведущий тренинга навыков.

 

[53]Взято из: The Suicidal Patient: Clinical and Legal Standards of Care (pp. 277–278) by Bongar, 1991, Washington, DC: American Psychological Association. © 1991 by the American Psychological Association. Перепечатано с разрешения. Дополненный и переработанный Б. Бонгаром материал работы «Lethality of Suicide Attempt Rating Scale» by K. Smith, R. W. Conroy, and B. D. Ehler, 1984. Suicide and Life-Threatening Behavior, 14(4), 215–242. © 1984 by Guilford Publications, Inc. Адаптировано с разрешения. Идея шкалы принадлежит Т. Макевою (MacEvoy, 1974).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал