Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость для богословия быть верным Преданию






Совершенно очевидно, что первостепенный признак богослова — это верность Преданию. Существует три столпа Предания — Священное Писание, Соборы и Святые Отцы. Они глубоко взаимосвязаны и поясняются друг через друга. Можно утверждать, что все, что мы знаем о Боге, находится в Священном Писании, однако при этом мы знаем, что Писание в некоторых отношениях остается недосказанным и неясным. Нам известно, что псевдо-христианские секты широко опираются на Писания, и что все еретики настаивали на том, что их представления основаны на Священном Писании. Стало быть, Священное Писание имеет потребность в том, чтобы быть истолкованным, его определения должны быть раскрыты. Именно этой потребности удовлетворяют писания Святых Отцов и Определения Соборов. Однако нам известно, что Соборы высказались не обо всех истинах веры, но лишь о тех, что были оспорены или искажены еретическими учениями. Тем самым Соборы не являются исчерпывающе достаточным основанием для познания Бога и богословия. Они нуждаются в восполнении тем, что говорит Священное Писание и учение Святых Отцов. Творения Отцов, хотя они говорят почти обо всем, имеющем отношение к христианской вере, и часто весьма точны и досказаны, однако их следует читать и понимать в свете Писания и Соборов, ведь мы знаем, что еретики обильно цитируют Святых Отцов, что само по себе указывает на возможность неправославного прочтения Отцов.

А между тем, возможно иметь глубокое знание одновременно Писания, Соборов и Отцов и при этом придерживаться учения, не являющегося православным. Тем самым, следует подчеркнуть, что другим базовым условием верности Преданию является верность учению Церкви, которое в Православной Церкви понимается как учение Церкви во всей ее полноте и кафоличности. Здесь стоит вспомнить фундаментальный принцип, сформулированный прп. Викентием Леринским: «В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все»[5].

Церковное учение познается не только через книги. Это учение живое, ибо оно есть живое осознание Церковью своей собственной веры. Так что богослов может его постигнуть и принять лишь через жизнь в Церкви и через собственный опыт того, чему учит Церковь. Он одушевлен этим сознанием, воспринятым благодаря тому, что верный член Церкви пребывает в общении со всеми другими членами — со главой и всем телом, каковыми являются Христос и Дух Святой, оживляющий тело, о чем богослов может свидетельствовать от полноты веры Церкви, ее защищать, излагать, выражать и осуществлять тем самым свое богословское дело.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал