Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Четвертый ключ. ИмператорПахомий Тенецкий был из тех самых Тенецких, которые в двухпоколениях дали двух прекрасных художников, он был из техТенецких, которые знали, что у Веласкеса можно найти 27оттенков черного цвета. В Земуне они поселились в 1785 году, когда Георгию Тенецкому заказали портреты известных Караматов.Пахомий Тенецкий, принадлежавший к побочной ветви этого рода, по матери был поляк. И, вероятно, именно благодаря ее кровиобладал музыкальным талантом. Ему досталась в наследствомастерская по отливке колоколов, но он не стал заниматься ею, аотправился в Будим учиться музыке. Еще ребенком, то есть тогда, когда в снах ему не являлсяникто из усопших, Тенецкий принял необычное решение. Он оченьхорошо играл на кларнете, и радость, которую он испытывал отигры, однажды пробудила в нем такую жажду жизни, что он решил, неожиданно для себя самого, жить так долго, как только этовозможно. Как говорится -- вечность и еще один день. Какимобразом этого достигнуть, он не знал, и никто не мог открытьему эту тайну, однако Пахомий ощутил, что полон решимости инеобузданного желания все подчинить этой цели. Он задавалсявопросом: что человек утрачивает сначала -- тело или душу? Ктому же он слышал, что та самая " вечность" из известнойпоговорки касается души, а " еще один день" -- тела. При этом, как сказал ему священник, в этих сложных расчетах, которые такзанимали Тенецкого, гораздо легче было утратить " вечность", чем" еще один день". Позже, став взрослым, Пахомий Тенецкий учился музыке вВене, ноги его стали горячими, как горящая лампада, так что вдождь от обуви его шел пар, а одна рука всегда была ледяной, так что ею, а не пивной кружкой он остужал разгоряченные щеки.Он больше всего любил композиции Paisiello и мог поделить всевоспоминания о Земуне, Пеште и родителях на горячие и ледяные.Он был уже женат, имел двух сыновей, Пану и Макария, и дочьЕрисену, когда услышал от кого-то из своих друзей случайнопроизнесенную фразу, которая резко изменила всю его жизнь.Фраза эта звучала так: " Дольше всех живет тот, кто убил большевсего людей". Пахомий Тенецкий на другой же день начал упражняться. Ноэто был уже не кларнет, не Paisiello и не Гайдн. Он упражнялсяв стрельбе из ружья. Правда, некоторое время он все жеколебался, выбирая между музыкой и войной, но невероятнаяловкость его пальцев, годами упражнявшихся с кларнетом, оказалась исключительно полезной и в другом, новом деле. Эталовкость позволила Тенецкому быстро стать одним из лучшихстрелков в Вене. И не только это. Холодные и горячиевоспоминания Тенецкого, одна холодная и другая горячая рукабыли как будто созданы для этого нового искусства Пахомия.Такие свойства делали его непревзойденным и, что в делестрельбы еще важнее, непредсказуемым мастером. Люди, вместе скоторыми он ходил на стрельбы, начали побаиваться его, анекоторые даже избегать. -- Он стреляет, как будто на кларнете играет, -- шептали унего за спиной, -- с таким не совладать никому. Так оно и было. Как только началась новая война, та, вкоторой французы в 1797 году уничтожили Венецианскуюреспублику, Пахомий Тенецкий подкоротил свои семилетние усы, уложил ружье в обитый бархатом футляр, как будто это былкларнет, и пошел служить в австрийскую армию. Его сразуотправили воевать, и в одном из первых же боев онпродемонстрировал свою чудовищную ловкость в обращении соружием, а кроме того спас, а вернее, взял в плен сидевшую водном подвале черноволосую девушку. С тех пор он постоянновозил ее за собой. Он не знал о ней ничего, не знал, понимаетли она его язык, умеет ли писать, но считал, что скорее всего-- нет. Вместо того чтобы что-нибудь сказать ей при первой жевстрече, он влепил ей оплеуху, потому что слово можно оставитьбез внимания, а оплеуху нельзя. Таким образом, они с первогодня без лишних разговоров поняли друг друга. Она упорно молчала, мало ела и становилась все красивее.Он не знал ни ее имени, ни какой она веры. Не знал он и того, невинна она или нет, потому что любовью с ней не занимался. Нокаждый вечер, как только начинало смеркаться, она должна быласосать его. Девушка мазала кроваво-красной помадой отверстиясвоих ушей и делала то, что он от нее требовал, прикасаясь кнему легкими движениями пальцев и губ и не показывая при этомникаких знаков ни отвращения, ни удовольствия. Чем дольшедлились их отношения, тем более продолжительными и необычнымистановились эти сеансы. Иногда Тенецкому казалось, что ееприкосновения и ласки напоминают ему что-то такое, чего онникак не может вспомнить. Впрочем, у него не было времениломать голову над такими вещами. Он просто махнул на все эторукой, решив, что судьбу женщины всегда решает ее " да", асудьбу мужчины -- его " нет". Война против Франции становиласьвсе более ожесточенной, и о Пахомии Тенецком уже заговорилимногие. Вскоре вокруг него образовалось пустое пространство, соответствующее досягаемости его выстрела, так же как уже былона стрельбище в Вене. Его боялись и по ту, и по другую сторонулинии огня. А он что хотел, то и делал. И если то, что онслышал в молодости, было правдой, то продолжительность егожизни увеличивалась с каждым днем... Но тут вдруг его командирсказал: -- Здесь тебе делать больше нечего. Здесь нет никого, ктобыл бы тебе под стать. Никого, с кем бы ты мог действительнопомериться силой. Так ты опустишься и утратишь свое мастерство.Что это за донесение? Сам посуди: " И дрались мы с шести часовутра и до десяти часов, и одних мы в воду загнали, и они тамутонули, других в лесу порубили, третьих на деревьяхперестреляли, а некоторые бежали, и мы захватили десять знаменнеприятельских и трубы". Неужели тебе такими делами заниматься? Для этого есть другие. А ты собирайся в дорогу. В другом месте, к северу отсюда, есть равный тебе, может, даже и лучший, чемты. Только имей в виду, он не на нашей, а на французскойстороне. Езжай туда и разделайся с ним. Пахомий Тенецкий взял футляр со своим ружьем, подзорнуютрубу, забрал девушку и уехал. Но там, куда его послали, о том, другом, не было ни слуху ни духу. Не было никого, кто мог быпомериться силами с Тенецким. Пахомий и на войне продолжалделать все что хотел, а вечера по-прежнему проводил с девушкой.Как-то после полудня с ним случилась странная история.Невооруженный человек, как позже выяснилось, купец по имениЕремия Калоперович, напал на него и попытался задушить.Тенецкий не стал его убивать, а только ранил в руку. Несмотряна рану, тот, словно был не в своем уме, продолжал блуждать попередовой, издали следя за Тенецким. Он постоянно таскал ссобой какую-то черную шкатулку, украшенную слоновой костью, плакал и пытался подкупить солдат, чтобы они передали шкатулкугоспоже Растине. -- Кто такая эта Растина? -- спросил своих солдатудивленный Тенецкий. -- Как кто такая Растина? Это та женщина, с которойгосподин капитан изволит жить. Она невеста этого самоготорговца из Карловцев, кира Калоперовича. Тенецкий расхохотался и отправился к Растине провести сней еще один вечер. При этом он обнаружил, что у нее былсовершенный embouchure -- так называли в Вене, где он училсямузыке, охват губами при игре на духовом инструменте. Онпопытался более глубоко осмыслить это открытие, Растинапо-прежнему продолжала молчать, но маленькая грязная война ещераз прервала ход его мыслей. Его вызывали обратно в тот полк, который он недавно покинул. Там, на французской стороне, появился тот, кто был ему нужен. И он тоже, совершенноочевидно, искал Тенецкого. Тенецкий вернулся в свой старыйполк, а Растина наконец заговорила: -- Какого черта нам не сидится на месте? -- спросила она. -- Смотри-ка, заворковала голубка! -- изумился Тенецкий.-- И заворковала в самый подходящий момент. Тебя интересуеттот, другой? Тот, кто охотится за мною? Ну так слушай менявнимательно. Того, кого я ищу, зовут Харлампий Опуич. Род Опуичейбогат, это купцы из Триеста, они сербы. Этот -- капитан, у негосамый хороший конь на этом фланге французской армии, за ним вобитом кожей сундуке возят его столовое серебро, а за поясом унего на всякий случай всегда есть нож с вилкой в одном футляре.Он содержит собственную труппу актеров, которые ездят за ним ипоказывают представление о приключениях его жизни, но что самоеудивительное, они показывают и его смерти, несмотря на то чтоон жив. Известно, что женщины его любят. Он же любит мягкоеженское лоно, его пальцы всегда пахнут женщиной, и онсовершенно ненасытен. Мать любит его больше, чем своего мужа, жена -- больше, чем сына, а дочь -- больше, чем братьев, ибольше, чем любого другого мужчину. У него крупная фигура ибыстрые движения. Он, как медведь, может одним рывком выхватитьиз реки рыбу. Крестится таким стремительным жестом, будто хочетна лету поймать муху, а силу и здоровье укрепляет женскиммолоком. Ему, как грудному ребенку, нанимают кормилиц, которыебаюкают его по вечерам и делают ему из своего молока творог, аодна из них каждое утро цедит молоко на щетку, которой он потомчистит зубы. После любовных дел он никогда не поднимается наноги прежде, чем выкурит трубку. Наложниц своих в походы он неберет, но всегда одна из них ждет его где-нибудь на берегуДуная. Сейчас Харлампий Опуич, тот человек, которого мыпреследуем, лежит, окруженный тьмой, в башне, что виднеетсянапротив нашего бивака, и, подперев голову рукой, думает. Отего мыслей там вдали, во мраке ночи, у кого-то кровь стынет вжилах и во сне замирает сердце. Но только не у меня. Я страхане знаю. Я вижу даже, как на лету седеет ворона. Но и капитан Опуич тоже кремень. От Рейна и до Невы, отВаграма до Дуная он досыта насмотрелся на птичьи гнезда изженского волоса и навоевался сначала в австрийской, а потом вофранцузской армии. Что же касается его смертей, я видел их и на театральныхсценах, и в балаганах на ярмарках и знаю о них все. К капитануОпуичу трудно подобраться. Он, например, пьет ракию, настояннуюна двадцати четырех травах, но никогда не бывает пьян. Еслиалкоголь и одурманит его, он берет в кулак головку лука, сжимает так, чтобы потек сок, и нюхает. Это сразу снимаетпохмелье и проясняет мысли. Он знает, что между народами любвинет, но есть ненависть. Он любит говорить, что у победы многоотцов, а поражение всегда сирота. Но кроме того, он думает, хотя никогда не произносит вслух этого, что и у победы, и упоражения одна мать. Знает он, так же как и все мы, что большевсего люди ненавидят именно то, благодаря чему живут. Но кромевсего прочего, ему сопутствует исключительное военное счастье.До сих пор в боях под ним пало девять лошадей. А выстрелом изружья он может убить карпа, когда тот, играя, выскакивает надповерхностью воды. Его боятся и свои и чужие. Я слышал, чтооднажды какой-то французский майор то ли что-то с ним неподелил, то ли над ним подшутил. Опуич смолчал, проглотилобиду, больше того, даже проводил этого майора вечером до дома, который тот занял в городе Ульме, на Дунае. Француз спокойноулегся спать, но наутро оказалось, что на этом месте нет нидома, ни двора. Ночью люди Опуича украли дом, в котором спалмайор. И кирпичика не оставили. Посреди пустыря стояла кроватьмайора под балдахином, в кровати лежала старуха, а под кроватьюгруда карт. А сам майор пропал без следа. Еще рассказывают, что у капитана Опуича слабеет слух.Причем как-то очень странно. Говорят, что чем лучше слышит всепроисходящее под землей его сын Софроний Опуич, тем хужестановится способность его отца слышать звуки нашего земногомира. Что же касается сына, то известно, что он растет и слышитвсе лучше и лучше. Поэтому у капитана Опуича есть присказка: " Хочешь быть услышанным -- повтори два раза". Вот что за господин лежит в башне напротив нас и сквозьмрак и звезды целится в меня так же, как я в него. Данная страница нарушает авторские права? |