Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сферы французского общества в романе Стендаля «Красное и черное». Принцип зеркального отражения в романе.






С. проводит героя по 3 сферам: 1.Провинция, пров. городок Вельер - клетка, царит власть денег, к человеку относ. по мере его доходов. Старый Сорель-крестьянин, всем ищет выгоду. Дреналь - дворянин нового типа, важна власть денег. Все они - французы эпохи Реставрации; 2. Духовенство, Дух. семинария - атмосфера клетки, ценится непосредственность. Цель - получить приход, чтобы получить деньги 3. Высшее парижское общество - Вводит в роман политику. Царство скуки. Этикет, который нужно соблюдать.

Характерное явление времени: общество убивает молодых людей, вышедших из третьего сословия, если они не подчиняются рутине, стремятся реализовать свои внутренние незаурядные возможности. С.создал типическую картину жизни общества.

Система образов —- дает возможность широко осветить жизнь и конфликты Фр., диктует и построение романа. 2 части, события —- в 3 городах – Верьере (вымышл. провинц.), Безансоне (семинария), Париж (высший свет, полит. жизнь). Напряж. конфликта увелич. по мере приближения к Парижу, но личный интерес и деньги господствуют везде.

Основной закон для всего существующего — уцелеть, выжить. Вопросы политики органич. входят в роман, соедин. с резкой критикой религии и клерикалов. смысл деятельности дух. лица, думает Жюльен-семинарист, — Продавать верующим места в раю. Существование в семинарии омерзительно: воспитывают буд. священников, наставников народа, а господствует лицемерие, здравое рассуждение оскорбительно. Духовенство, как аристократия и буржуазия, принимают черты гротеска. Не было цели создать сатир. роман, но общество, где малейшая живая мысль кажется грубостью, само по себе явл. гротесковым.

«Хроника XIX века» - подзаголовок романа. Хроника – это литер.жанр, произведение, содержащее исторически примечательные события XIX века в их временной последовательности. Движущей силой романа становится ход t.

Пространство постепенно расширяется (гувернер в доме де Реналя, затем в семинарии, Париж). Но каждая ступень связана с психолог.изменениями, развитием хар-ра – признак Реал.

Причина крушений и источник гордости – в эпохе, времена изменились и качества личности не ценятся. Все озабочены обогащением. Теперь ведущие кач-ва – расчет и умение приспосабливаться. Убийство – протест богатым, кот. уподобившись Наполеону, хотят занять место под солнцем.

С. Изоб-т противоречивые кач-ва, когда соед-ся стремление к подвигу и желание пробиться, искренность и лицемерие. ЖС жертва эпохи и собственных заблуждений. Кроме него хертвами стали обе девушки. Истинную сущность ЖС помогают выявить его любов.переживания. увлечение 2 девушками свид-т о о его хар-ре: ром.восторженность, пылкость, карьеристские изыскания.

Судьба героя связна с историч.эпохой Наполеона. Образ хищного ястреба соотносится с Наполеоном и подсказывает способ достижения цели. Подняться над миром и диктовать законы. Но это иллюзия. Миф, связанный с Нап., рассеивается. Любовь Матильды утомляет и раздражает. Все рушится в его сознании. Жюльен прячет портрет Наполеона у себя в вещах. Но героизм утратил значение. Расчет и умение приспосабливаться – главное. Жюльен отказывается от военной карьеры и решает стать священником.Жажда подвига, стремление пробиться своими талантами.Он и жертва собственных заблуждений./ В финале Жюльен – одинокий человек. Ум и талант опасны, если Бог дал их человеку 3-го сословия.

Образ клетки-современной Франции. Насильно заключены люди и нет свободы.

 

Эстетика О.Бальзака («Предисловие к «Человеческой комедии», «Неведомый шедевр») Смысл названия, структура циклов, образная система «Человеческой комедии».

В 1834 году Бальзак пришел к мысли о том, чтобы все написанное им до сих пор объединить в одно большое произведение. Так зародилась идея, вначале еще смутная, «Человеческой комедии». Замысел этот реализуется на протяжении 30-х и 40-х годов. Но название своего цикла романов Бальзак нашел не сразу. В 1841 году один из друзей писателя поделился с ним восторгом от чтения «Божественной комедии» Данте, и у Бальзака под влиянием этого разговора и мыслей о Данте возникло решение назвать свое произведение «Человеческая комедия». Давая задуманной им серии это название, Бальзак был вполне самостоятелен. Когда Данте называл свое произведение «Комедия» (слово «Божественная» было присоединено позднее восхищенными потомками), он имел в виду, что его поэма начинается «плохо» (ад) и кончается «хорошо» (рай). Когда же Бальзак называет свое произведение «Человеческая комедия», он уже в самом заглавии подчеркивает ироническое отношение к буржуазному обществу, которое он изобразил в своих романах.

В том же, 1841 году он уточняет и развивает план «Человеческой комедии» и пишет предисловие к ней.

Замысел Бальзака грандиозен. Он хотел написать «историю нравов» современной ему Франции, причем упорно подчеркивал исторический характер своей работы, заявлял, что. «французское общество должно быть историком, он же - только его секретарем». «Составляя опись пороков и добродетелей, собирая главнейшие проявления страстей, рисуя характеры, выбирая главные общественные события, составляя типы путем соединения черт многих однородных характеров, - может быть, смогу я написать историю, забытую столькими историками, - историю нравов».

В другом месте того же предисловия он пишет так: «Человеческая комедия» должна дать всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы, ии одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основное - история человеческого сердца, история социальных отношений, - не выдуманные факты, а то, что везде происходит».

И, наконец, далее: «Я старался дать представление о различных областях нашей страны. Моя работа имеет свою географию, как она имеет свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, действующих лиц и факты, так же как она имеет свой гербовник, своих дворян и своих буржуа, своих художников и своих крестьян, своих политиков и своих денди, свою армию, словом, весь мир!»

Бальзак делит свое произведение на три части: 1) «Этюды нравов», 2) «Философские этюды», 3) «Аналитические этюды».

Всего в первой части - «Этюды нравов» - было задумано 111 произведений, написано 72.

Вторая часть, «Философские этюды», не имеет подразделений. Бальзак задумал 27 романов и новелл, написал 22: «Шагреневая кожа», «В поисках абсолюта», «Неведомый шедевр», «Эликсир долголетия», «Гамбара» и другие.

Третья часть - «Аналитические этюды». В этой части писателем задумано пять произведений, написано два: «Физиология брака» и «Невзгоды супружеской жизни».

Всего по плану Бальзака должно было быть написано 143 произведения, выполнено же 95. Цикл незавершен.

 

1 часть «Этюды о нравах». Содержательный ценр. (У Бальзака этюд – это аналитическое произведение. Анализ явления – физиологический очерк). Делится на 6 частей.

1)«Сцены частной жизни» («Гобсек», «Отец Горио», «Женщина тридцати лет», «Брачный контракт», «Полковник Шабер» и многие другие).

2)«Сцены провинциальной жизни» («Евгения Гранде», «Музей древностей», первая и третья части романа «Утраченные иллюзии» и другие).

3) «Сцены парижской жизни» («Цезарь Бирото», «Торговый дом Нюсинжен», «Блеск и нищета куртизанок» и другие).

4)«Сцены политической жизни» («Темное дело»).

5) «Сцены военной жизни» («Шуаны»).

6) «Сцены деревенской жизни» («Крестьяне», «Деревенский врач», «Деревенский священник»).

 

В предисловии к ЧК называл себя «Секретарем французского общества». Работает как ученый – описать и классифицировать все типы, все профессии Парижа 19 века.

В ЧК огромное количество действующих лиц (2-3 тысячи).

Все романы ЧК вполне самостоятельные, законченные произведения. Но все соединяются между собой приемом повторяющегося персонажа. В каждой новой книге уже знакомые лица с новыми подробностями.

Эжен де Растиньяк – тема утраченных иллюзий.

Вотрен – беглый каторжник

Отец Гарио

Гобсек – парижский ростовщик и его дочери:

Графине де Ресто

Дельфина де Нюсенжер

Люсьен Шардон – тема утр.иллюзий.

ЧК – единое целое из-за организации – особая художественная структура.

ЧК сравнивают с живым организмлм, а каждый отдельный текст – с клеткой организма.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал