Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психотехника ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
От самочувствия, настроения педагога во многом зависит характер взаимоотношений с учащимися, коллегами и, следовательно, результат его педагогической деятельности. Педагог не может и не должен быть равнодушным человеком. Он радуется достижениям и достойным поступкам воспитанников, огорчается плохим. Его переживания воспринимаются детьми как оценка их действий. Педагог - человек, играющий самого себя с целью позитивного влияния на воспитанников. Как отмечает И.А.Зязюн, достичь оптимального внутреннего состояния в педагогической деятельности трудно, т.к. она сама по себе эмоционально напряжена, требует больших душевных затрат. Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние учителя имеют пределы ресурсов психического здоровья, и, чтобы продуктивно работать в течении года учитель должен, прежде всего, уметь рационально тратить свою психическую энергию, знать как ее можно восполнять, восстанавливать (Е.И.Рогов). Это поможет ему осознанно и эффективно распределять свои силы в течении каждого дня, недели, месяца, года, владеть ситуацией и собой, сохранять работоспособность и оптимизм, быть уверенным в себе, и, в конечном итоге, успешно работать. В основе психологической устойчивости человека, в частности учителя, лежит положительный эмоциональный настрой на учащихся, работу, себя. Положительные эмоции вдохновляют учителя, придают ему бодрости и сил для преодоления педагогических проблем, а негативные, вызывая страх, тревожность, раздражительность - ведут к осложнениям в работе. Выражение доброжелательности на лице способствует появлению положительных эмоций как у самого учителя, так и у детей. Поэтому недопустимо хмурое, злое, скучающее выражение лица даже, если нам не до смеха и веселья. Если плохое настроение не уходит, надо улыбнуться и подумать о приятном. Даже, если учитель внешне не проявляет негативных эмоций, они делают свою разрушительную работу - губят здоровье. Помочь здесь могут и спорт, и музыка, и физический труд, и чтение, и танцы, и прогулки на природе, иными словами, кому что по душе, т.е. любимые увлечения. Все это поможет снять напряжение, поднять настроение. Теперь несколько слов о волевой сфере деятельности педагога. Можно обращаться к чувству долга, преодолевая собственные устремления, действия. Другой путь - непрямой, когда мы влияем на внешние проявления эмоций. Речь идет о контроле мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания. Их изменение влияет на психическое состояние. Полезно знать, каким эмоциональным реакциям отвечает та или иная группа мышц. В состоянии страха напрягаются артикуляционные и затылочные мышцы, мы «немеем от страха» и их надо расслаблять. Показателем эмоционального состояния является и дыхание. Если мы спокойны - дыхание ровное, взволнованы - учащенное. Контроль за темпом дыхания, его глубиной уменьшит волнение. Отсюда и совет начинающему учителю: перед началом урока посмотрите на класс, трижды глубоко вдохните и выдохните, улыбнитесь и поздоровайтесь (И.А.Зязюн). Это психосоматические реакции, механизм действия которых лежит в основе изменения темпа речи и движений. Для успокоения на уроке можно медленно ходить по классу, говорить негромко. Через некоторое время мы успокаиваемся. Для стабилизации эмоционального состояния полезно пользоваться самовнушением с помощью аутогенной тренировки, которая должна состоять из двух частей: расслабления и самовнушения, а также саморегуляции психического состояния с использованием нейролингвистического программирования (см. материалы индивидуальной работы 2). Овладение психотехникой необходимо учителю для создания положительного эмоционального фона общения, благоприятного микроклимата в группе, предупреждения травмирования психики, как детей, так и своей. Владение психотехникой является свидетельством профессиональной культуры педагога. Как отмечает В.М.Гринева, психотехника предполагает использование достижений и средств психологической науки, рационального использования психических возможностей педагога в его профессиональной деятельности. Основой саморегуляции психического состояния является внимание и представление. Внимание. Педагогу необходимо умение сосредотачивать внимание в конкретный момент на нужном объекте. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Оба вида внимания необходимы учителю и взаимосвязаны, однако особая роль отводится именно произвольному вниманию, как условию успешной педагогической деятельности. Произвольное внимание связано с проявлением воли. Например, если изначально педагог невольно обращает внимание на проступок ребенка (непроизвольное внимание), то затем его действия приобретают целенаправленный характер с целью коррекции поведения ребенка, что требует проявления произвольного внимания. Особое значение для педагогической деятельности имеет развитие уровня, стойкости, переключения и распределения внимания, т.к. педагог постоянно должен держать в поле зрения до 40 учащихся с присущими им особенностями. Хорошо развитое внимание - основа педагогического видения, которое лежит в основе грамотных действий педагога, помогает ему в гложнейших ситуациях обучения и воспитания. Вниманию можно и нужно учить. Некоторые упражнения по развитию внимания приведены в материалах индивидуальной работы. Представление - компонент психотехники, позволяющий предвидеть результаты работы, т.е. создать психологическую модель конечного продукта. Представление является основой проектировочных умений педагога. В обучении и воспитании невозможно заранее знать конечный результат, однако предвидеть тенденции развития человека, оптимальные условия и пути его становления, возможные трудности поможет хорошо развитое представление. В педагогике не может быть мелочей, поэтому, говоря о педагогической технике, необходимо в равной степени серьезно подходить как к выработке общей стратегии педагогических действий учителя, так и к продумыванию отдельных деталей процесса, поскольку их недооценка может помешать реализации цели воспитания. Физическое напряжение. Регуляция своего физического состояния является одним из факторов педагогической деятельности. В состоянии физического напряжения педагог допускает множество ошибок, которые проявляются в невыразительности речи, нарушении ее темпа, скованности в движениях, жестах, мимике и т.п. Напряжение тормозит психическую деятельность, и действительно, в напряженном, скованном состоянии мы затрудняемся с принятием решения, плохо выражаем свои мысли, угловаты, плохо контролируем ситуацию («мышечный зажим»). Педагогу необходимо научиться управлять своим физическим состоянием, снимать мышечное напряжение, тем самым добиваться мышечной свободы, т.е. того состояния, в котором должен находиться педагог для решения педагогических задач. Так как педагогическая деятельность связана с постоянным физическим и психическим напряжением, педагогу необходимо научиться расслабляться при помощи выполнения ряда упражнений и комплексов
|