Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гвюдбьярт Лохматый и Холарский епископ






/ GUDHBJARTUR FLOKI OG HOLA-BISKUP /

(По рукописи священника Скюли Гизлассона с Большого Пика)

Священник Гвюдбьярт из Лофаса слыл наилучшим ведуном[74] Исландии 15 века, однако не вредил он никому своим ведовством, ибо был очень добрым человеком. Но всё же из-за слухов о его занятиях магией ополчился на него епископ из Холара, и решил лишить Гвюдбьярта сана. Отправился он из дому, с этой целью, вместе с несколькими священниками и служками. И как только отошли они недалеко от дома потеряли они дорогу и совсем перестали узнавать местность, по которой шли. И длилось всё это покуда не вернулись они назад в Холар и не взошли обратно в общую комнату.

В другой раз собрался наш епископ в путь, да забрёл со всеми своими людьми на север, на пустошь Хьяльта-дальс-хейди. Закружила их там внезапно поднявшаяся метель мешая идти вперёд встречным ветром и снегом застывающим скользким настом. Всё вокруг тогда было молочно-белым. Вдруг свело животы всем им кто там был так, что пришлось немедленно облегчиться, но когда собрались они подняться, то не смогли. Вскоре совсем они закоченели и не видят, наконец, никакого иного выхода, чем [[75]að heitá thvi fyrir til lausnar чтоб] повернуть домой. Не обошлось без того, чтоб люди не стали высмеивать эти путешествия епископа, но никогда не делал этого священник Гвюдбьярт. Говорил он, что думает, что не найдёт епископ дороги к нему, ибо не нуждался он для того в столь многочисленной свите.

Спустя какое-то время приключилось епископу быть с ещё одним человеком на севере в Эйа-фьордах. Решили они заглянуть в тот же раз (благо было по пути) к священнику Гвюдбьярту. Добрались они до церквушки в Лофасе быстро и случилось так, что никого не было снаружи. Заходит епископ тотчас в общую комнату. Видит он, что священник сидит за столом подперши рукой щёку, а перед ним развёрнута книга. Ухватил епископ эту книгу, однако как он её ни вертел — не увидел в ней ничего кроме чистых неисписанных страниц. Епископ спрашивает священника для чего ему эта книга. Тот отвечает, что держит её для проповедей.

— Ты, я думаю, хранишь её для службы нечистому, — обличает его епископ гневно.

Но едва слетело сие с его губ, видит он бездну с тёмно-синим пламенем, а сам он стоит на самом её краю. И чёрная рука хватает полу его накидки и собирается стащить его в огонь. Заголосил тогда епископ и взмолился:

— Бога ради, помоги мне, господин священник!

Протянул ему Гвюдбьярт руку и сказал: " нечистый! Изыди от него! "

Стало затем опять всё по-прежнему. Тогда молвил священник:

— Неудивительно, что недруг рода человеческого всегда оказывается поблизости с теми, у кого его имя на устах, и с теми, кто не желает мира Господнего тому дому, в который они приходят. Не в привычке у меня так поступать, хоть и обвиняешь ты меня в том, что я оставил истинную веру.

Смягчился на это епископ несколько в речах, и разговаривали они затем вдвоём долго. После расстались они друзьями; говорил епископ, что желает всем быть столь же богобоязненными как Гвюдбьярт. Никогда не пользовался священник более своим ведовством.

Торкелем звали сына священника Гвюдбьярта. Он написал первую книгу рун " Серая Кожа", которая стала источником всего колдовства[76] последующих веков. Эта книга хранилась долгое время в школе при кафедральном соборе Холара, и выучили некоторые из воспитанников кое-что из неё; главным образом первую её часть, которая была написана обычным алфавитом. Она не служила пособием по заклинательной магии[77] или экзорцизмам[78], но посвящала лишь в секреты безвредного волшебства, как то: борцовой магии[79], хиромантии[80] и прочего в том же духе. Потому могли эти воспитанники достичь царства небесного, хоть и выучили они первую часть. Вторая же, более длинная часть, была наоборот написана запутанными рунами[81], которые мало кто смог постичь, и конечно, её чтение было запрещено им учителями. Там внутри содержалось сильнейшее колдовство и стали подлецами и бедолагами все те, кто по ней упражнялся.

 

Краткое примечание.

 

Церквушка в местечке Лофас (в Исландии) напрямую связана с известной, так называемой, Лофаской копией " Младшей Эдды", которая несколько отличается от остальных, похожих между собой, копий. Говорят, что в этой церквушке долго хранилась собранная в 15 веке Торкелем, сыном Гвюдбьярта Лохматого, весьма примечательная коллекция книг. Она состояла из латинских и немецких книг по естествознанию, житий святых, рукописей по астрономии, алхимии, травников и т.д. В 17 веке священником в Лофасе был один из самых известных учёных людей Исландии — Магнус Олавссон, который был, к примеру, автором первого исландского словаря, составленного в алфавитном порядке и т.д.

В своих трениях с вышестоящей церковной властью священник Гвюдбьярт пользуется различными видами магии. Вероятно, в первом случае производимые им действия были сходны с приёмом, к которому прибег некий Сван из " Саги о Ньяле":

" Сван взял козью шкуру, обвязал себе ею голову и сказал:

— Встань, туман, нагрянь, слепота и морока, на всех, кто... (идёт сюда с дурными намереньями) "

гл. XII, перевод С.Д.Кацнельсона

Довольно-таки вредная магия использованная Гвюдбьяртом во второй раз, отражена в нескольких сохранившихся колдовских " рецептах" под заглавиями: " Как проучить человека таким образом, чтоб он не смог усваивать пищу в течении всего дня" и " Руны, вызывающие непрерывное испускание ветров". Также, известен способ " Чтоб помешать нежеланному гостю попасть в ваш дом".

О невидимых буквах на кажущихся неисписанными страницах см. рассказ " Юная эльфа по имени Има" (в самом тексте). Эта идея взята из рукописи Tí ð fordrí f, написанной Йоуном Гвюдмундссоном Учёным в 1644 году, по просьбе Скальхольтского епископа Брюньольва Свейнссона. Того самого Брюньольва, что нашёл рукопись прославленной " Старшей Эдды".

В последнем эпизоде Гвюдбьярт наказывает Холарского епископа за злые слова созданием для него иллюзии (sjó n-hverfing)".

Торкелю, сыну Гвюдбьярта, приписывается в этом рассказе создание магической книги " Серая Кожа" (Grá -skinna). Её название живо напоминает названия двух известнейших сборников древнеисландских саг — Fagr-skinna " Красивая кожа" и Morkin-skinna " Гнилая кожа". (В обоих случаях речь идёт об обложках.)

Исландские саги сохранили предания о двух основных чародейских книгах острова. Кроме уже упомянутой и описанной " Серой Кожи", состоящей из двух частей про белую и чёрную магию, рассказывают ещё о " Красной Коже" (Rauð -skinna) — зловещей книге, обучающей некромантии, которую сочинил в 15 веке самый мрачный колдун Исландии, епископ Готтскальк Никлассон Жестокий. Считается, что она написана позолоченными рунами на красном пергамете (откуда и произошло её название).

Некие (возможно сродни упомянутым?) оккультные книги (fjö lkyngis-bæ kur) появляются в эпизоде одной из (переводных с латыни) древнеисландских " Апостольских саг" — " Саге об апостоле Якобе":

" Затем взял маг Гермоген посох апостола Якоба и отправился безбоязненно к себе домой. Собрал он там, и нагрузил себе и своим ученикам на спины, сундуки набитые колдовскими книгами (fjö lkyngisbæ kur) и бросил их наземь у ног Якоба и возжелал сжечь их в огне..."

" Сага об апостоле Якобе I"


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал