Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перечень вопросов, выносимых на экзамен во втором семестре ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
1 Охарактеризовать естествознание как совокупность наук о природе; 2 Охарактеризовать цели, задачи, объект и предмет естествознания, особенности органического и неорганического разделов естествознания; 3 Особенности эмпирического и теоретического естествознания; 4 Охарактеризовать структуру современного естествознания, прикладное значение науки «Естествознание»; 5 Рассмотреть взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур; 6 Рассмотреть религию как способ познания окружающей действительности; 7 Рассмотреть искусство как результат обобщения опыта эмоционально ценностных отношений; 8 Охарактеризовать предпосылки и причины появления науки; 9 Охарактеризовать отличия научно-рационалистического способа познания от других видов: религиозного, мифологического, искусства; 10 Охарактеризовать отличия научно-рационалистического способа познания от других видов: философии, обыденного сознания, идеологии, технологии; 11 Охарактеризовать основные черты и функции науки; 12 Рассмотреть этапы становления естествознания как науки; 13 Особенности научно-технической революции, её воздействие на мировоззрение человечества; 14 Классифицировать методы естественно-научного познания; 15 Охарактеризовать применение математических методов в методологии естествознания; 16 Охарактеризовать основные категории научного познания: факт, эксперимент, идея, гипотеза, теория; 17 Понятие об общей и естественнонаучной картинах Мира; 18 Охарактеризовать развитие науки в Античный период; 19 Охарактеризовать развитие науки в Средние века; 20 Особенности развития науки в эпоху Возрождения; 21 Особенности классической науки (до открытий А.Эйнштейна); 22 Охарактеризовать особенности развития науки в современный период: проблемы и перспективы; 23 Рассказать о доминировании наук на различных этапах развития естествознания и причинах этого явления; 24 Проблема личности в науке; 25 Наука и этика: нужны ли нравственные кодексы учёных?; 26 Охарактеризовать изменения представлений о структуре материи; 27 Охарактеризовать уровни организации материи; 28 Предпосылки и причины революции в естествознании на рубеже 19-20 веков; 29 Рассказать о происхождении Вселенной; 30 Охарактеризовать модель расширяющейся Вселенной; 31 Охарактеризовать эволюцию и строение галактик, звёзд; 32 Рассказать о происхождении и строении Солнечной системы; 33 Охарактеризовать современные космологическая и космогоническая концепции, модель Большого взрыва; 34 Охарактеризовать законы сохранения энергии в макроскопических процессах, принцип возрастания энтропии; 35 Становление астрономии и космонавтики, роль учёных России и СССР; 36 Охарактеризовать геоцентрическую систему мира; 37 Охарактеризовать гелиоцентрическую систему мира; 38 Особенности развития химии как науки; 39 Охарактеризовать теорию химической связи; 40 Выдающиеся русские учёные – химики; 41 Охарактеризовать основные законы классической химии; 42 Значение химического синтеза новых материалов в удовлетворении потребностей человека; 43 Роль химических знаний в здравоохранении; 44 Охарактеризовать теорию относительности А. Эйнштейна; 45 Охарактеризовать специальную теорию относительности; 46 Современные представления о пространстве и времени; 47 Рассказать о становлении физики как науки; 48 Охарактеризуйте сущность планеты Земля: происхождение, эволюция; 49 Охарактеризуйте геосферные оболочки Земли; 50 Охарактеризовать принципы относительности, симметрии; законы сохранения; 51 Внутреннее строение и история геологического развития Земли; 52 Рассказать об отрицательных последствиях НТР и противоречиях современной науки; 53 Современное представление о космических угрозах для планеты Земля; 54 Волновые свойства фотонов: интерференция и дифракция световых волн; 55 Свойства элементарных частиц и их классификация; 56 Корпускулярные свойства фотонов: фотоэффект, эффект Комптона, опыт Боте; 57 Рассказать о теории возникновения химических элементов; 58 Динамические и статистические закономерности в природе; 59 Охарактеризовать объекты Вселенной: квазары, пульсары, галактики, черные дыры; 60 Значение химии в решении продовольственной проблемы; 61 Понятие о парадигме, причины и способы смены парадигм; 62 Современная естественнонаучная парадигма; 63 Охарактеризовать концепции возникновения жизни на Земле; 64 Каковы отличия живого от неживого, вещественная основа жизни; 65 Современная синтетическая теория эволюции; 66 Рассказать об эволюции жизни на Земле; 67 Эволюция человека: антропогенез; 68 История становления, задачи и возможности генетики и генной инженерии; 69 Концепция коэволюции живых организмов; 70 Биология как наука о живой природе: становление и развитие, проблемы и перспективы; 71 Охарактеризовать биохимические круговороты веществ; 72 Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; 73 Этология и социобиология: задачи, цели, проблемы и перспективы; 74 Перспективы экологии как науки о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой; 75 История взаимодействия человека с природой; 76 Развитие биосферы в ноосферу – сферу разума; 77 Антропогенное воздействие на биосферу; 78 Глобальные проблемы экологии; 79 Человек как предмет естественно-научного познания; 80 Расскажите об эволюции культуры человечества; 81 Каковы биологические основы психических различий между мужчинами и женщинами; 82 Пути сохранения биоразнообразия и генофонда биосферы; 83 Значение экологического образования в 21 веке; 84 Биосфера как глобальная экосистема, современные концепции биосферы; 85 Роль ЭВМ и персональных компьютеров в современном мире; 86 Становление и развитие нейрофизиологии; 87 Достижения и перспективы в изучении сознания; 88 Задачи и перспективы синергетики; 89 Особенности синергетического стиля мышления, принципы универсального эволюционизма; 90 Экологизация образования. Рекомендуемая литература Основная литература:
1. Михайлова, Л.А. Концепции современного естествознания: учебник для вузов. /Л.А.Михайлова – СПб.: Питер, 2009.-335с.- ISBN 978-5-91180-778-8 2. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. / А.А.Горелов – М.: Издательство Юрайт, 2010.-335с.- ISBN 978-5-9916-0482-6 3. Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания: учебник. / Г.И.Рузавин – М.: Проспект, 2010.- 288с. – ISBN 978-5-392-01074-5 4. Карпенков, С.Х Концепции современного естествознания: практикум. / С.Х.Карпенков – М.: Высшая школа, 2007.- 327с.- ISBN 978-5-06-004257-3
Дополнительная литература: 1 Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / В. М. Найдыш - Москва: Альфа-М, 2008. - 704 с. - ISBN 978-5-98281-102-8. 2 Грушевицкая, Т.Г. Концепции современного естествознания: учебное пособие./ Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин – М.: Высшая школа, 2007. – 383 с. - ISBN 5-7410-0106-8. 3 Данилова, В.С. Основные концепции современного естествознания: учебн. пособие для вузов./ В.С.Данилова, Н.Н.Кожевников - М.: Аспект Пресс, 2007. –256 с.- ISBN 5-7695-3606-3. 4 Дубнищева, Т.Я. Современное естествознание./ Т.Я.Дубнищева - М.: «Маркетинг», 2007. – 160 с. - ISBN 978-5-85939-681-8
Периодическая литература: - Вестник Естествознания; - Успехи современного естествознания; - National geographic; - Гео;
Интернет-ресурсы:
- Гуманитарная миссия естествознания. Электронный журнал - Режим доступа: https://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/1/Novosadov/; - Электронная библиотека.- Режим доступа: https://nrc.edu.ru/est/pos/; - Библиотека Гумер. – Режим доступа: https://www.gumer.info/. - ЭБС «КнигаФонд». – Режим доступа: https://www.knigafund.ru/books/87703
|