Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные компетенции






В нормотворческой деятельности:

ПК-1 – способности участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

В правоприменительной деятельности:

ПК-2 - способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-3 - способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;

ПК-4 - способности принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

ПК - 6 - способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК - 8 - готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства;

В правоохранительной деятельности:

ПК - 9 - способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК - 12 - способности выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;

ПК - 13 - способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;

В экспертно-консулътационной деятельности:

ПК-14 – готовности принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

ПК-15 – способности толковать различные правовые акты;

ПК - 16 - способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

В педагогической деятельности:

ПК-19 - способности эффективно осуществлять правовое воспитание.

Задача настоящего курса - ознакомить студентов со следующими вопросами:

- рабовладельческие государства на территории нашей страны;

- раннефеодальные государства на Руси (IX - начало XVIв.);

- татаро-монгольские госу­дарства на территории нашей страны (XIII - XVв.);

- сословно-представительская монархия в России;

- проблемы возникновения и становле­ния феодального государства и права у народов России (у народов Прибалти­ки, Украины, Казахстана, Средней Азии, Молдавии, Закавказья);

- образование и развитие абсолютной монархии в России;

- государство и право России в период становления и развития капитализма;

- возникновение и основные этапы развития советского государства и права;

- государство и право Российской Федерации.

Методика изучения курса:

получение знаний и выработка у студента навыков креативного мышления основано на лекционном курсе, выполнении контрольных заданий, самостоятельной работе студентов по программе «История отечественного государства и права» настоящего раздаточного материала.

В совокупности с ответственным и заинтересованным отношением к изучаемой дисциплине со стороны студента эти формы обучения являются основой как для получения требуемых учебным курсом знаний, так и для выработки необходимых для профессиональной деятельности умений и навыков эффективного мышления.

На лекциях преподаватель излагает основные понятия и категории дисциплины, проводит обзор литературы, рассматривает содержание основных проблем и тем курса «История отечественного государства и права».

Содержание и последовательность изучения курса, определяемых программой настоящего раздаточного материала, не исключает дополнение ее другими темами, расширяющими и углубляющими курс в случае постановки в ходе учебного процесса специфических задач, обусловленных особенностями той или иной специализации.

Поэтому изучение курса не ограничивается только аудиторными лекционными занятиями. Немалое внимание уделяется индивидуальной и самостоятельной работе с упражнениями и задачами.

Лекции является составной частью учебного процесса и представляет собой систематическое, последовательное изложение лектором программного материала. Лекция – это одна из основных и наиболее важных форм учебной работы студентов. Лекции для студентов заочной формы обучения носят установочный и обзорный характер. Это означает, что они охватывают не все вопросы учебной программы по дисциплине, а лишь наиболее фундаментальные, узловые темы. Относительно других, специально не рассмотренных тем, на лекциях даются методические рекомендации по их самостоятельному изучению.

Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соуча­стником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получае­мыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней сильные стороны и кажущиеся Вам слабости. Возникающие в процессе лекции вопросы нужно обязательно сформулировать на полях тетради и задать их преподавателю в конце лекции. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, не нарушать его логики, но можно сделать и устно.

Лекцию необходимо конспектировать в отдельной тетради. К текстуальной записи лекции не надо стремиться. Важно зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы, раскрывающие тему лекции, а также оригинальную иллюстративную информацию к ней. Для облегчения процесса конспектирования лекции целесообразно использовать различные сокращения слов, в том числе как общепринятые, так и индивидуальные, то есть привычные для конкретного студента. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обо­гатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца по­нять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной про­граммы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в про­слушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лек­ция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Лекция преподавателя представля­ет плод его индивидуального творчества. Он читает свой автор­ский курс со своей логикой и со своими теоретическими и мето­дическими подходами. Это делает лекционный курс конкретного преподавателя интересным индивидуально-личностным событи­ем. Кроме того, в своих лекциях преподаватель стремится преодолеть многие не­достатки, присущие опубликованным учебникам, учебным посо­биям, лекционным курсам. В лекциях находят освещение слож­ные вопросы Государственного образовательного стандарта, ко­торые вызывают затруднения у студентов. Хороший конспект лекции окажет большую пользу при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.

Консультации – одна из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Проходят регулярно и носят обычно индивидуальный характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к экзамену (зачету), а также при необходимости перед семинарами и практическими занятиями.

Самостоятельная работа, учитывая специфику заочной формы обучения, является основным видом учебного процесса, что предполагает:

изучение теории и практики и рекомендованных литературных источников. Изучение, рекомендованной к курсу литературы, необходимо для подготовки к семинарским занятиям, всем видам контроля, для выполнения домашних заданий и написания докладов и рефератов. А так же целесообразно знакомиться с литературой перед лекциями для облегчения и более глубокого понимания объясняемых на лекции теоретических положений;

учет того, что каждый учебник или учеб­ное пособие имеет свою логику построения, которая, естествен­но, не совпадает с логикой данной Программы учебного курса. Одни авторы более широко, а другие более узко рассматривают ту или иную проблему. Одни выделяют ее в отдельную главу, а другие, включают в состав главы. Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. При этом, обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной ло­гической последовательности) рассмотрены в данной главе учеб­ника, учебного пособия, а какие опущены. По завершении работы над учебником у Вас должна быть ясность в том, какие темы, во­просы Программы учебного курса Вы уже изучили, а какие пред­стоит изучить по другим источникам;

изучение понятийного аппарата дисциплины. Специальная работа должна быть проведена для усвоения понятийного аппарата курса, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение общенаучной терминологии в профессиональной деятельности. Любая дисциплина имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой «стоит» каждая дисциплина. Понятия - узловые, опор­ные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудня­ется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым, напоминая недостроенное здание или еще того хуже: здание без фундамента. Понятие в узком понимании – это определение (дефиниция) того или иного факта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела;

при усвоении понятийного аппарата необходимо понимание того, что понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы вносится слово «понятие», то это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого явления. Основные понятия и термины (понятийный аппарат) представлены в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «История отечественного государства и права». По мере усвоения курса рекомендуется прорабатывать перечень понятий и терминов понятийного аппарата по курсу и отмечать термины и понятия, формулирование которых не вызывает затруднений. Конечная цель данной методики – иметь проработанными (отмеченными) все понятия и термины перечня;

самостоятельную проработку студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам в соответствии с рекомендациями к каждой теме. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности;

написание докладов и рефератов, что имеет целью формирование у студентов навыков аналитической работы, умения работать с научной литературой и статистическими данными, использовать информацию из Интернета, делать обобщения, аргументировать и обосновывать свою точку зрения;

изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных работ, по возможности, конспекти­рование их. Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.

Изучение рекомендованной литературы следует начинать с одного из основных рекомендованных в соответствующем разделе настоящего раздаточного материала учебников и учебных пособий (литература из разделов «основная» и «дополнительная» имеется в библиотеке факультета, причем, первая - в большó м количестве, а вторая – в незначительном, литература из раздела «дополнительная рекомендуемая» в библиотеке факультета отсутствует), затем переходить к нормативно-правовым актам и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений;

проведение семинарских занятий, практических занятий или круглых столов, если они предусмотрены расписанием и учебным планом. Такая форма занятий, как семинары предполагает активную, целенаправленную работу студентов.

Целью проведения семинарских занятий является повторение, проработка, углубление и закрепление пройденного на лекциях материала, а также формирование современного мышления, необходимого для самостоятельного анализа важнейших проблем, тенденций, процессов и явлений правовой жизни общества. Методика проведения семинаров включает обсуждение основных вопросов пройденных тем, а также вопросов, не вошедших в лекционный материал, групповые дискуссии по наиболее проблемным вопросам, опрос, тестирование, проверка конспектов. Семинарские занятия могут проходить в форме практических занятий, круглых столов, конференций. Участие в семинаре студента предполагает выполнением им активной внеаудиторной работы. Вместе с тем оно формирует у студента навыки самостоятельного анализа различных источников информации и публичного выступления, что в совокупности с повышением степени усвоения материала обусловливает практическую значимость проведения семинарских занятий. По результатам семестра, преподаватель, в отношении студентов, проявивших наибольшую активность в работе на семинарских занятиях, может принять решение о принятия у них зачёта автоматическим образом.

На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать. Для достижения этой цели предварительно необходимо:

─ ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;

─ осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;

─ изучить рекомендованную учебным материалом литературу по данной теме;

─ тщательно изучить лекционный материал;

─ ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;

─ подготовить краткое выступление по каждому, из вынесенных на семинарское занятие вопросу. При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития;

Каждое семинарское занятие может включать в себя следующие этапы:

─ блиц–опрос (предназначен для повторения основных важнейших категорий и вопросов, рассмотренных на предыдущих лекциях);

─ консультация, в рамках которой студенты задают подготовленные самостоятельно вопросы преподавателю в целях выяснения непонятого лекционного материала и более глубокой его проработки;

─ рассмотрение отдельных вопросов по пройденной теме, не вошедших в лекционный материал;

─ выступления студентов с докладами, посвященными отдельным вопросам семинара. Рассмотрение вопросов, не вошедших в лекционный материал, происходит на основе самостоятельно подготовленных студентами докладов. После каждого выступления производится обсуждение сделанного сообщения, путем задавания дополнительных вопросов автору доклада и дополнений из аудитории. Заключительным этапом обсуждения доклада является рецензирование выступления студентами и преподавателем. Критериями такого рецензирования могут быть следующие: актуальность темы, полнота раскрытия темы, давность приводимых статистических данных, мастерство преподнесения материала;

─ подведение итогов семинара: анализ степени достижения поставленных целей и решения вынесенных задач, оценка работы каждого студента;

─ оглашение преподавателем темы следующего семинара, домашнего задания (вопросов, которые студенты могут взять в качестве темы для подготовки докладов и рефератов на следующий семинар).

Преподаватель на семинаре может сделать вступительное сообщение. Последовательность, время и тематику выступлений студентов определяет преподаватель во время проведения семинара, исходя из принципа - выступление каждого студента на каждом семинаре.

Ответ на практических занятиях и семинарах оценивается по системе «рецензирования»:

- точность определения;

- логичность и свобода изложения;

- наличие примеров, демонстрирующих понимание материала;

- наличие вывода;

- наличие обоснованной собственной точки зрения по данному вопросу.

Подготовка сообщений, докладов, обсуждение вопросов на семинарских занятиях решают задачу проведения текущего контроля освоения материала программы, оценивается по 5–ти бальной шкале и учитывается при выставлении текущей оценки. При защите доклада студент должен: владеть выносимым на защиту материалом; чётко формулировать проблему; показать пути и способы её решения; отразить практическую значимость проблемы.

Данные формы текущей аттестации позволяют оценить работу в семестре каждого студента.

Студенты, получившие положительные оценки по результатам текущей аттестации допускаются к итоговой аттестации. Если студент не проходил текущую аттестацию или получил по ней отрицательный результат, его работа в течение семестра оценивается как неудовлетворительная. Студент допускается к итоговой аттестации, при этом после ответа по билету он обязательно отвечает на дополнительные вопросы по темам учебного плана. При письменной итоговой аттестации или аттестации с использованием тестов дополнительные вопросы ему задаются в письменном виде при выдаче билета или теста на зачёте.

В заключительном сообщении преподаватель информирует участников семинара о студентах, выступление (невыступление) которых не зачтено;

- индивидуальная работа преподавателя со студентами по темам по нижеприведенной методике, о сути которой преподаватель сообщает на первом занятии:

- раздать всем студентам по одному вопросу по пройденному материалу, чтобы они ответили на него письменно. На следующем занятии огласить оценки;

- дать задание студентам приготовить доклады на запланированном практическом занятии по наиболее важным вопросам по указанию преподавателя;

- на занятиях дать задание повторить необходимые разделы из ранее изученных дисциплин, которые важны для усвоения нового материала;

- дать всем студентам задание для письменного ответа по материалам предприятий, на которых работают студенты. Отрецензировать представленные работы;

- проведение блиц-опросов на занятиях путем раздачи тестовых проверочных заданий либо написания контрольных работ;

- при подготовке к экзамену для самопроверки рекомендуется проработка контрольных вопросов из соответствующего раздела, их тезисное конспектирование и проработка тестовых вопросов в рабочей тетради. Как правило, тестовые вопросы на экзамене являются дополнительными при решении вопроса оценки как просто положительной, так и высшей.

Студенты, изучившие курс «История отечественного государства и права», должны:

знать:

- природу и сущность государства и права;

- этапы развития отечественного государства и права, основные источники права на различных исторических этапах;

- основные исторические закономерности и особенности становления и развития отечественного государства и права;

- эволюцию российского государства в соответствующие исторические эпохи;

- историю возникновения и развития важнейших правовых институтов и их эволюции на различных этапах истории российского общества.

уметь самостоятельно анализировать политико-правовые источники и раскрывать их взаимосвязь с социальными условиями развития отечественного права и государства в разные периоды;

владеть:

- навыками аналитической работы, пониманием смысла нормативных актов и нормами действующего права к конкретным жизненным ситуациям;

- навыками научно-исследовательской работы в области юриспруденции;

обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов;

быть способными продолжать процесс изучения других юридических дисциплин самостоятельно, с использованием знаний, полученных по отечественной истории государства и права.

Дисциплина «История отечественного государства и права» входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Б.3 ООП бакалавриата ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Юриспруденция».

Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Юриспруденция» - 030900, профиль «Гражданское право», квалификация «Бакалавр» и обеспечивает практическую реализацию ФГОС ВПО в рамках образовательного процесса.

Программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, а также оценку качества подготовки обучающегося по данной дисциплине.

Программа настоящего раздаточного материала разработана исходя из объема 180 часов, из них 18 часов отводится лекциям, 162 часа – самостоятельной работе студентов.

Курс изучается в течение 1 семестра.

В процессе обучения осуществляются оценки успеваемости студентов - текущая (методика указана ранее) и итоговая (методика указывается ниже).

Форма контроля:

выполнение контрольной работы при включении её в учебный план;

контрольная работа заключается в решении тестовых вопросов в рабочей тетради, выдаваемой студентам особо.

При выполнении работы в инициативном порядке заполненная рабочая тетрадь представляется преподавателю для проверки на экзамене, или прикладывается к письменному или тестовому ответу.

Во всех случаях, кроме письменного и тестового экзамена, работа подлежит защите у преподавателя. Порядок защиты устанавливает преподаватель;

итоговая оценка - экзамен по всему курсу. Экзамен имеет целью проверить и оценить уровень полученных студентами знаний в объеме требований учебной программы.

Экзамен может проводиться как по билетам письменно или устно (билет содержит два вопроса), так и по тестам по выбору преподавателя.

Студент может выбрать традиционную форму экзамена – по билетам устно;

по результатам обучения выборочно проводится комиссионное тестирование по программе Министерства образования и науки Российской Федерации.

Критерии оценки знаний студентов на экзамене:

«Отлично», если студент:

─ на основе программного объема знаний свободно ориентируется в проблематике учебного курса;

─ владеет принципами правового анализа;

─ в самостоятельной работе проявил элементы творчества;

─ достаточно свободно и грамотно ориентируется в литературе правового характера;

─ грамотно и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, регулярная подготовка творческих заданий, выступление с докладами, активное обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем на «хорошо».

При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 85%;

«Хорошо», если студент:

─ владеет основным объемом знаний в рамках программы курса;

─ прочно усвоил основные понятия и категории;

─ хорошо и в срок выполненные контрольные и самостоятельные задания, периодическое выполнение творческих заданий и докладов, обсуждение при решении практических задач, итоговые тесты по разделам оценены не ниже, чем на «хорошо» и «удовлетворительно».

При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 75%;

«Удовлетворительно», если студент:

─ знает основные понятия и категории;

─ может дать, в основном, правильные суждения;

─ слабо выполненные контрольные и самостоятельные работы, отсутствие творческих работ и докладов, итоговые тесты по разделам оценены на «удовлетворительно» и ниже.

При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты не менее 60%;

«Неудовлетворительно», если студент:

─ не знает основных понятий, категории и терминов;

─ не вышел за пределы отдельных представлений;

─ невыполненные текущие задания и работы;

При тестовой форме экзамена количество правильных ответов на тесты менее 60%.

Порядок проведения устных экзаменов:

В аудитории, как правило, должны одновременно находиться не более пяти опрашиваемых. Опрашиваемый до начала ответа может уточнить содержание билета, задать вопросы преподавателю, а также имеет право отказаться от выбранного билета и взять другой, оценка в этом случае может быть снижена на один балл. При подготовке к ответу разрешается пользоваться раздаточным материалом по дисциплине. На подготовку к ответу по билету, как правило, отводится до 30 минут. Преподаватель, в целях установления истинного уровня знаний вправе задать дополнительные вопросы. Экзамен принимается индивидуально. Опрашиваемым помогающим друг другу, использующим неразрешенные пособия и записи, а также другие средства, могут быть даны дополнительные вопросы или предложено аттестоваться без билета в целях установления действительного уровня их подготовленности.

По окончании опроса объявляется оценка и подводятся итоги. Оценки заносятся в экзаменационную ведомость и выставляются в зачетную книжку. Неудовлетворительная оценка в зачетную книжку не проставляется.

Порядок ликвидации академических задолженностей определен федеральными, ведомственными нормативными правовыми актами и руководящими документами института.

Возможен другой регламент изучения настоящего курса, который определит преподаватель и что найдет отражение в расписании установочных занятий и сессий.

Настоящий раздаточный материал составлен на основе Учебно-методического комплекса «История отечественного государства и права», разработанного при информационной поддержке компании «Консультант Плюс» доктором исторических и юридических наук, профессором Алексеем Николаевичем Никитиным.


Учебно-тематический план курса

«ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

    Часы
№ п/п Наименование разделов и тем Всего Лекции и семинарские занятия[1] Самостоя-тельная работа
  Древнерусское государство и право (IX-начало XII века)      
  Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII – XIV века)      
  Образование русского централизованного государства и развитие права (XIV-первая половина XVI века)      
  Советское государство и право в условиях кризиса социализма (середина 60-х–середина 80-х годов)      
  Сословно-представительная монархия в России (середина XVI-середина XVII века)      
  Становление и развитие абсолютизма в России (конец XVII-XVIII века)      
  Государство и право России в период кризиса абсолютизма, разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX века)      
  Государство и право России в период реформ и пореформенный период (середина XIX - начало XX века)      
  Государство и право России в период дуалистической монархии и буржуазно-демократических революций (1905–1917г.)      
  Создание советского государства и права (октябрь 1917 – 1918 год)      
  Советское государство и право в период гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920 годы)      
  Советское государство и право в период НЭПа (1921–1929 годы)      
  Советское государство и право в период создания основ социализма и установления тоталитарного режима (1930 – 1941 годы)      
  Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941–1945 годы)      
  Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства в послевоенные годы(1945 – начало 1950-х годов)      
  Советское государство и право в период дальнейшего строительства социализма и либерализации общественных отношений (середина 50-х – первая половина 60-х годов)      
  Попытки реформирования общественного и государственного строя в СССР. Распад СССР (1985 – 1991-е годы)      
  Государство и право в Российской Федерации (1991 – 2001-е годы)      
  Итого:      

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал