Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендации к изучению темы 10 см. тему 9.






Тема 11. Советское государство и право в период НЭПа (1921–1929 годы)

Переход к НЭПу и отказ от принципов политики военного коммунизма.

Образование и развитие СССР. Взаимоотношения советских социалистических республик перед образованием СССР. Создание ЗСФСР. Развитие Российской Федерации.

Упразднение ДВР. Предпосылки образования СССР. Споры по проблемам объединения республик. I Всесоюзный съезд Советов. Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Разработка и принятие первой Конституции СССР. Проблема суверенитета Союза СССР и союзных республик в Конституции. Государственный механизм.

Национально-государственное размежевание в Средней Азии. Укрупнение Белорусской ССР. Районирование. Перестройка государственного аппарата. Строительство органов власти и управления Союза ССР. Оживление Советов. Реорганизация управления. Реорганизация органов государственной безопасности, судебная реформа 1922 года. Создание и развитие органов юстиции Союза ССР. Учреждение прокуратуры и адвокатуры. Создание ЦКК-РКИ. Военная реформа. Коренизация государственного аппарата.

Развитие права. Переход от революционной целесообразности к революционной законности. Кодификация в республиках. Попытки систематизации на общесоюзном уровне.

Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. и последующее развитие гражданского права. Развитие семейного права и Кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года. Трудовой кодекс 1922 года и дальнейшее развитие трудового права. Земельный кодекс РСФСР 1922г. и дальнейшее развитие земельного права. Развитие колхозного права. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года и дальнейшее развитие уголовного права. Возникновение и развитие общесоюзного уголовного законодательства. Кодификация лесного, процессуального и исправительно-трудового законодательств.

 

Рекомендации к изучению темы:

Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с ди­дактическими единицами программы. Рекомендуем обратить внимание на:

– предпосылки перехода к НЭПу и отказ от принципов политики военного коммунизма. Отмена продразверстки и замена ее продналогом. Частичная денационализация промышленности. Развитие кооперации, концессий, их правовой режим. Денежная реформа 1924г. Введение твердого государственного бюджета и конвертируемой валюты – золотого червонца;

– предпосылки образования СССР. Конституция СССР 1924г. Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Государственный механизм. Всесоюзный съезд Советов, ЦИК, СНК, народные комиссариаты: общесоюзные и объединенные;

– перестройка государственного аппарата. Строительство органов власти и управления Союза ССР;

– судебная реформа 1922 г. Организация предварительного следствия. Учреждение прокуратуры и адвокатуры. Доктрина революционной законности и ее критики. Учреждение Верховного суда СССР и его роль как высшего судебного органа в стране. Основы судоустройства СССР и союзных республик 1924г;

– развитие права. Переход от революционной целесообразности к революционной законности. Кодификация права 1922-1924г. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Особенности гражданско-правового регулирования в условиях НЭПа. Трудовое право: КЗоТ 1922г.;

– земельное право: Земельный кодекс 1922г.; начало и причины коллективизации сельского хозяйства;

– семейное право: Кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1926г.;

– уголовное право: Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926г. Процессуальное право: УПК РСФСР 1923г.;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «История отечественного государства и права», конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: новая экономическая, продналог, денационализация промышленности, кооперация, концессия, СССР, революционная законность, коллективизация сельского хозяйства;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

 

Тема 12. Советское государство и право в период создания основ социализма и установления тоталитарного режима (1930 – 1941 годы)

 

Изменение общественного строя. Социальная структура советского общества. Экономический строй. Политический строй: однопартийная система, подчинение государственного аппарата партийному. Необходимость создания новой конституции Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года. Развитие формы государственного единства. Новая система органов власти, управления, юстиции. Коренные изменения в избирательном праве. Развитие СССР как союзного государства. Вступление в СССР новых союзных республик. Изменение статуса союзных республик в сторону централизации. Разукрупнение органов управления хозяйством, переход от функциональной к территориально-производственной системе управления.

Строительство вооруженных сил. Создание прокуратуры СССР. Реорганизация ОГПУ. Упразднение ЦКК-РКИ.

Развитие права. Кредитная реформа 1930-1931 года. Налоговая и бюджетная реформы 1930 года. Гражданское право. Формы собственности по Конституции СССР 1936 года. Укрепление хозрасчета. Хозяйственные договоры, жилищное право. Развитие семейного права. Трудовое право. Экономические права граждан по Конституции СССР 1936г. Земельное и колхозное право. Примерные уставы сельхозартели 1930 и 1935 годов. Уголовное право. Изменения в общей части уголовного права. Развитие особенной части уголовного права. Уголовный процесс.

 

Рекомендации к изучению темы:

1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с ди­дактическими единицами программы. Рекомендуем обратить внимание на:

– социальную структуру советского общества. Экономический строй. Политический строй: однопартийная система, подчинение государственного аппарата партийному. Конституция СССР 1936 года;

– новая система органов власти, управления, юстиции. Коренные изменения в избирательном праве. Развитие СССР как союзного государства. Разукрупнение органов управления хозяйством, переход от функциональной к территориально-производственной системе управления;

– развитие права. Кредитная реформа 1930-1931 года. Налоговая и бюджетная реформы 1930 года. Гражданское право. Формы собственности по Конституции СССР 1936 года. Укрепление хозрасчета. Хозяйственные договоры, жилищное право. Развитие семейного права. Трудовое право. Экономические права граждан по Конституции СССР 1936г. Земельное и колхозное право. Примерные уставы сельхозартели 1930 и 1935 годов. Уголовное право. Изменения в общей части уголовного права. Развитие особенной части уголовного права. Уголовный процесс;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «История отечественного государства и права», конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: структура советского общества, однопартийная политическая система, статус союзных республик, централизация, территориально-производственная система управления, хозрасчета, хозяйственный договор, экономические права, сельхозартель;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

 

Тема 13. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941–1945 годы)

Превращение страны в единый военный лагерь. Реорганизация народного хозяйства. Перестройка государственного аппарата. Создание чрезвычайных органов государства, новых органов управления. Строительство вооруженных сил. Военная юстиция.

Изменения в организации государственного единства. Расширение прав союзных республик, упразднение некоторых автономий. Изменения в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном праве и процессе.

.

Рекомендации к изучению темы:

1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с ди­дактическими единицами программы. Рекомендуем обратить внимание на:

– вероломное нападение Германии на СССР. Превращение страны в единый боевой лагерь. Реорганизация народного хозяйства. Перестройка государственного аппарата на военный лад;

– особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны. Создание чрезвычайных органов государственной власти, новых органов управления: Государственный комитет обороны (ГКО), местных комитетов обороны, учреждение новых наркоматов и центральных ведомств военно-экономического профиля. Мобилизация экономики и перевод ее на обслуживание нужд фронта. Усиление административных методов управления экономикой;

– государственное управление в сфере обороны, безопасности и охраны общественного порядка. Строительство Вооружённых сил. Создание народного ополчения. Государственное руководство партизанским движением. Военные трибуналы;

– массовые репрессии;

– изменения в трудовом, уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском, семейном, земельном и колхозном праве;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «История отечественного государства и права», конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», ГКО и Ставки Верховного Главнокомандующего СССР, перестройка государственного аппарата на военный лад, правовой режим военного положения и осадного положения, централизация государственного управления, военные трибуналы;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

 

Тема 14. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства в послевоенные годы(1945 – начало 1950-х годов)

 

Перестройка государственного аппарата в связи с переходом от войны к миру. Дальнейшие изменения в государственном аппарате. Развитие формы государственного единства. Развитие права. Денежная реформа. Развитие гражданского права. Семейное право. Трудовое право. Уголовное право.

.

Рекомендации к изучению темы:

1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с ди­дактическими единицами программы. Рекомендуем обратить внимание на:

– социально-экономические последствия войны. Трудности перехода от войны к миру и восстановлению разрушенного народного хозяйства. Упразднение чрезвычайных органов власти и восстановление деятельности конституционных органов власти и управления;

– мероприятия по восстановлению народного хозяйства. Усиление административно-приказных методов управления промышленностью, сельским хозяйством. Отмена карточной системы распределения продовольствия и промтоваров;

– массовая демобилизация вооружённых сил;

– возобновление массовых репрессий и нарушения законности;

– начало «холодной войны» и гонки вооружений;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «История отечественного государства и права», конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: последствия войны, переход от войны к миру, упразднение чрезвычайных органов власти, административно-приказные методы управления промышленностью, сельским хозяйством, демобилизация вооружённых сил, «холодная война»;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

Тема 15. Советское государство и право в период дальнейшего строительства социализма и либерализации общественных отношений (середина 50-х – первая половина 60-х годов)

Попытки установления демократических принципов управления государством. Возрастание роли КПСС. Изменения в государственном аппарате.

Реорганизация управления народным хозяйством во второй половине 50-х годов. Расширение территориального принципа управления промышленностью и строительством.

Либерализация политического режима и начало массовой реабилитации лиц, осужденных в середине 30-х – 50-х годов. Реорганизация органов государственной безопасности, укрепление судебной системы и прокуратуры.

Изменения в законодательстве, создание правовой базы для осуществления режима законности в стране.

Национально-государственное строительство. Расширение прав союзных республик в середине 50-х годов. Реабилитация ряда народов, подвергшихся репрессиям и депортации в годы Отечественной войны.

Развитие права. Начало новой кодификации в 50-е годы. Принятие новых общесоюзных законов и кодексов в республиках.

.

Рекомендации к изучению темы:

1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с ди­дактическими единицами программы. Рекомендуем обратить внимание на:

– XX-й съезд партии и его постановление о культе личности Сталина. Децентрализация государственного аппарата. Повышение роли Советов. Реорганизация управления народным хозяйством в конце 50-х гг., расширение территориального принципа управления промышленностью и строительством;

– хозяйственная реформа 1965 года. Реформы управления сельским хозяйством. Расширение рыночных отношений и сферы гражданско-правового регулирования в сельском хозяйстве;

– либерализация политического режима и начало массовой реабилитации необоснованно репрессированных по политическим мотивам в период сталинизма;

– национально-государственное строительство. Расширение прав республик. Поправки к Конституции СССР. Реабилитация в 1957 году ряда народов, подвергшихся репрессиям и депортации в годы Отечественной войны и сразу после её окончания. Восстановление национальной автономии чеченского, ингушского, балкарского, калмыцкого и карачаевского народов;

– правовое регулирование общественных отношений. Отмена уголовных и уголовно-процессуальных законов 30-х гг. Основы уголовного и уголовно-процессуального законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года. Новое законодательство об ответственности за государственные и воинские преступления;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «История отечественного государства и права», конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: культ личности Сталина, децентрализация, товарищеские суды, народные дружины, территориальный принцип управления, хозяйственная реформа, либерализация, реабилитация;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

 

Тема 16. Советское государство и право в условиях кризиса социализма (середина 60-х–середина 80-х годов)

 

Хозяйственная реформа 1965 года. Неудача попыток реформирования системы управления народным хозяйством. Бюрократизация управления.

Противоречия в национально-государственном строительстве в 70-е – начале 80-х годов. Усиление фактического унитаризма.

Развитие права. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 года. Решение о принятии новой Конституции, ее разработка и принятие. Основные положения Конституции СССР 1977 года.

Изменения в законодательстве в связи с вводом в действие новой конституции.

Новые республиканские конституции: преемственность и нововведения. Новые формы непосредственной демократии: всенародное обсуждение, референдум. Новые гражданские права: акцентирование внимания на уважении прав свобод личности.

Основные тенденции развития права. Дальнейшая кодификация отраслевого законодательства. Работа над Сводом законов СССР. Систематизация действующего законодательства. Дальнейшая гуманизация уголовного и исправительно-трудового законодательства.

Рекомендации к изучению темы:

Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с ди­дактическими единицами программы. Рекомендуем обратить внимание на:

– хозяйственная реформа 1965 года. Бюрократизация управления;

– противоречия в национально-государственном строительстве в 70-е – начале 80-х годов. Усиление унитаризма;

– Конституция СССР 1977 года;

– изменения в законодательстве в связи с вводом в действие новой конституции. Новые республиканские конституции: преемственность и нововведения. Новые формы непосредственной демократии: всенародное обсуждение, референдум. Новые гражданские права: акцентирование внимания на уважении прав свобод личности;

– дальнейшая кодификация отраслевого законодательства. Работа над Сводом законов СССР. Систематизация действующего законодательства. Гуманизация уголовного и исправительно-трудового законодательства;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «История отечественного государства и права», конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: хозяйственная реформа, бюрократизация управления, унитаризм, Конституция СССР 1977 года, всенародное обсуждение, референдум, гуманизация законодательства;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

 

Тема 17. Попытки реформирования общественного и государственного строя в СССР. Распад СССР (1985–1991 год)

 

Попытки реформирования социалистического государства. Изменения в системе органов государственной власти. Развитие формы государственного единства.

Частичный переход к рыночным отношениям: закон «О государственном предприятии» (1987г.), легализация частнопредпринимательской деятельности в отдельных сферах (1988г.), арендные договора на землю (1988г.). Распад колхозного строя, попытки ориентирования на фермерское хозяйство.

XIX Всесоюзная партийная конференция: идея конституционной реформы, доктрина «социалистического правового государства». Рост числа политических партий и иных общественных объединений.

Попытка радикальных экономических реформ (1991г.).

Центробежные тенденции в СССР. Попытка заключения нового союзного договора. Референдум о судьбе СССР (март 1991г.). Декларация о государственном суверенитете России от 12 июня 1990г. Отделение ряда республик.

Избрание Съезда народных депутатов Российской Федерации и первого Президента Российской Федерации. Вакуум власти на местах. Угроза государственного и правового хаоса. «Парад суверенитетов». «Война законов».

Попытка государственного переворота (август 1991г.): ГКЧП. Окончательный распад СССР: создание СНГ (декабрь 1991г.).

Пересмотр правовой идеологии.

 

Рекомендации к изучению темы:

1. Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с ди­дактическими единицами программы. Рекомендуем обратить внимание на:

– перестройка. Изменение в социально-экономическом курсе. Расширение самостоятельности предприятий, хозяйственного расчёта;

– политическая реформа. Развитие конституционного законодательства. Ликвидация руководящего положения КПСС, конституционное закрепление частной собственности, разрешение приватизации объектов государственной собственности;

– учреждение Съезда народных депутатов СССР и двухпалатного Верховного Совета СССР. Проведение выборов в органы власти на альтернативной основе;

– принятие законов о референдуме СССР и союзных республик. Начало складывания многопартийной системы;

– учреждение Комитета конституционного надзора, Конституционного суда. Учреждение поста президента СССР. Образование Совета Федерации, Совета безопасности, Государственного Совета СССР;

– Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Выход из состава СССР Литвы, Латвии, Эстонии. Декларация о независимости Молдавии, Украины;

– решение референдума 1991 года о сохранении СССР. Неудачная попытка введения в августе 1991 года чрезвычайных мер по спасению СССР (ГКЧП);

– распад СССР. Подписание 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества независимых государств (СНГ). Федеративный договор 1992 года;

– Указ Президента России от 21 сентября 1993 года «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Роспуск Съезда Советов и Верховного Совета РФ. Упразднение местных Советов;

– обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики, а также приведение его в соответствие с международными стандартами обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «История отечественного государства и права», конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: перестройка, самостоятельность предприятий, хозяйственный расчёт, приватизация собственности, политическая реформа, многопартийная политическая система, распад СССР, ГКЧП, СНГ;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.

 

Тема 18. Государство и право в Российской Федерации (1991–2001 год)

 

Курс на радикальные экономические реформы. Либерализация экономики. Обвальная приватизация. Изменение форм собственности. Изменение социальной структуры общества.

Нарастание негативных социальных явлений (пьянства, наркомании и т.п.), резкий рост преступности. Обострение демографической ситуации.

Отказ от идеологии и практики социализма. Обострение экономического, социального и политического кризиса в стране. Появление местного сепаратизма.

Расширение полномочий Президента РФ. Деятельность Конституционного суда РФ. Реорганизация судебной системы.

Противостояние законодательной и исполнительной властей в 1992-1993 гг. Ликвидация высших законодательных органов государства, приостановление работы Конституционного суда. Упразднение местных Советов. Президентское правление. Референдум 12 декабря 1993г. Новая Конституция РФ. Выборы нового парламента страны. Разделение властей.

Тенденция обновления организации вооруженных сил. Реорганизация органов государственной безопасности и иных силовых структур. Основные направления развития органов внутренних дел: создание специальных подразделений для борьбы с организованной и экономической преступностью. Муниципальная милиция, налоговая полиция. Возрастание роли внутренних войск.

Изменение роли государства в управлении экономикой. Разгосударствление промышленности и транспорта. Формирование рыночной инфраструктуры. Налоговая реформа. Коммерциализация образования, медицины, средств массовой информации. Биржи труда, пособия по безработице. Кризис неплатежей, взаимозачеты.

Кардинальные изменения в законодательстве. Его обновление и приспособление к условиям рыночной экономики и международным стандартам. Внедрение идей естественного права. Превалирование обеспечения и защиты прав человека и общечеловеческих ценностей. Новое гражданско-правовое, уголовное, уголовно-исполнительное и другое законодательство.

Рекомендации к изучению темы:

Целесообразно оформить тезисный конспект темы в соответствии с ди­дактическими единицами программы. Рекомендуем обратить внимание на:

– радикальные экономические реформы, либерализацию экономики. Обвальная приватизация. Изменение форм собственности. Изменение социальной структуры общества;

– отказ от идеологии и практики социализма. Обострение экономического, социального и политического кризиса в стране. Появление местного сепаратизма;

– расширение полномочий Президента РФ. Деятельность Конституционного суда РФ. Реорганизация судебной системы;

– противостояние законодательной и исполнительной властей в 1992-1993 гг. Президентское правление. Референдум 12 декабря 1993 г. Новая Конституция РФ. Выборы нового парламента страны. Разделение властей;

– тенденция обновления организации вооруженных сил. Реорганизация органов государственной безопасности и иных силовых структур. Основные направления развития органов внутренних дел: создание специальных подразделений для борьбы с организованной и экономической преступностью. Муниципальная милиция, налоговая полиция;

– изменение роли государства в управлении экономикой. Разгосударствление промышленности и транспорта. Формирование рыночной инфраструктуры. Налоговая реформа. Коммерциализация образования, медицины, средств массовой информации. Биржи труда, пособия по безработице. Кризис неплатежей, взаимозачеты;

– кардинальные изменения в законодательстве. Его обновление и приспособление к условиям рыночной экономики и международным стандартам. Внедрение идей естественного права. Превалирование обеспечения и защиты прав человека и общечеловеческих ценностей. Новое гражданско-правовое, уголовное, уголовно-исполнительное и другое законодательство;

2. Установите соответствие понятий и терминов, приведенных в разделе «Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «История отечественного государства и права», конспектируемой теме и отметьте их любым способом (первый раз), а так же установите содержание специальных терминов-ключевых понятий: экономические реформы, либерализация экономики, обвальная приватизация, негативные социальные явления, сепаратизм, разделение властей, естественное право;

3. Повторите вопросы и оформите тезисный конспект по контрольным вопросам, которые соответствуют изучаемой теме.


Понятия и термины понятийного аппарата, рекомендуемые для изучения по курсу «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

 

Абсолютизм в России [2]

Абсолютная монархия


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал