![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жесты и их составляющие
Установки и чувства клиента можно определить по моторике, т.е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям. Для психолога-консультанта важным является знание коммуникационных жестов. Во всем мире люди улыбаются, когда счастливы, хмурятся, когда печальны. Кивание головой — утверждение или согласие, покачивание головой из стороны в сторону — отрицание или несогласие. Поэтому сигналом для прояснения может служить неконгруэнтность между словами и жестами клиента. Например, клиент может говорить: «Я очень люблю свою мать» и при этом энергично качать головой, тем самым как бы отрицая сказанное. Улыбка в совокупности с дружественными жестами обычно обозначает удовольствие или доброжелательность, поэтому многие психологи в начале встречи улыбаются. Психологу необходимо помнить, что различаются не только невербальные языки разных наций, но даже представители одной этнической группы, имеющие разный уровень образования, живущие в различной среде (например, в мегаполисе и небольшом городке), будут сильно отличаться в своих невербальных реакциях. Жесты нельзя изучать в отрыве, изолированно от остальных жестов и других обстоятельств. Так, почесывание затылка может означать что угодно — перхоть, укус насекомого, выделение пота, неуверенность, забывчивость или то, что человек говорит неправду. Совокупность жестов позволяет получить информацию, соответствующую состоянию, чувствам человека. Например, если человек сидит, скрестив ноги, голова и подбородок враждебно наклонены, одна рука лежит поперек тела (как бы защищая его), щека подперта указательным пальцем и рот прикрыт средним — скорее всего, он относится к вам критически, и его невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: «Я не согласен с тем, что Вы говорите, мне это не нравится». Однако это может быть его обычной, достаточно ригидной позой, выражающей общее недоверие к окружающему миру, либо позой, в которой человек чувствует себя наиболее защищенным. Важным показателем правдивости, искренности, доверия к психологу, а также осознанности отношений клиента к себе и окружающим может служить степень конгруэнтности (согласованности) языка слов и жестов. Например, клиентка может рассказывать, как тепло она относится к мужу, но при этом ее кулаки сжаты, а тело напряжено. Если сигналы неконгруэнтны, лучше полагаться на невербальную информацию. В этом случае психологу важно обратить внимание клиентки на такое рассогласование ее слов и невербальных реакций. Например, он может сказать: «Вы говорили, что очень любите мужа, но при этом хмурились и сжимали правую руку в кулак». Важно также учитывать контекст — если в холодном помещении клиент сидит у окна, скрестив руки и ноги, опустив голову вниз — это может означать, что он замерз, а вовсе не критичное его отношение к чему-то происходящему в сессии. Богатство жестикуляции обратно пропорционально положению в обществе. Чем выше социальное и профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Менее образованные люди в процессе общения чаще полагаются на жесты. Быстрота некоторых жестов и их очевидность зависит от возраста человека (например, редуцирование детского жеста неправды — прикрытия рта руками — к усовершенствованному жесту — прикосновению к носу или ко рту — у взрослых людей). Возможно ли подделать язык телодвижений? Нет, потому что человека выдаст неконгруэнтность между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Даже опытные специалисты могут имитировать нужные движения только в течение короткого времени, так как вскоре организм передаст сигналы, противоречащие сознательным действиям человека. Многие менеджеры и политики являются профессионалами в области копирования жестов. И, хотя трудно подделывать язык тела в течение длительного периода времени, психологу полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми и избавиться от жестов, несущих, отрицательную, негативную окраску. Опытные психологи применяют специальные приемы для того чтобы создать доверительные отношения с клиентом. Сторонники нейролингвистического программирования (НЛП) используют для этой цели простые и изящные техники подстройки, также называемые отражением, присоединением, настройкой или отзеркаливанием (С.А. Горин). Подстройка к позе означает, что психолог воспроизводит, отражает позу клиента. Психолог также может подстраиваться к жестам, дыханию, скорости речи. Если психолог не использует техники подстройки, то его поза должна, прежде всего, говорить об интересе к собеседнику. Лучше всего, если его тело слегка наклонено вперед, к клиенту. Такая поза как будто говорит собеседнику: «Я весь — внимание». Кивки головой выражают одобрение и поддержку. Если же психолог сидит, небрежно развалившись в кресле, это воспринимается клиентом как незаинтересованность в общении. Руки, скрещенные на груди, обычно обозначают защиту (однако не следует бросаться в атаку и задавать клиенту вопрос «Чего Вы боитесь?» или «От чего Вы защищаетесь?»). Рукопожатие при встрече и расста- вании воспринимается как доброжелательный жест, хотя представители некоторых направлений являются противниками таких проявлений. Иногда психолог использует жесты, чтобы прервать клиента (например, если последний уходит от обсуждаемой темы) или стимулировать его говорить дальше. Консультант может невербально «задавать вопросы», выражать свои чувства, т.е. использовать как инструмент свое тело.
|