Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интонация, тембр и тон голоса






Интонация, тембр и тон голоса весьма полезны для понима­ния клиента. Опытный психолог способен уловить малейшие ню­ансы и изменения в этих параметрах.

Тон голоса позволяет ясно распознать такие чувства, как ярость, гнев, печаль, труднее — нервозность и ревность. Некото­рые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, передают-


ся обычно высоким голосом. Гнев и страх также выражаются вы­соким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как грусть, горе и усталость, обычно передаются мягким и приглушенным голосом с пониже- • нием интонации к концу каждой фразы. Психолог может узнать о чувстве из рассказа клиента либо используя анализ интонации и тона. Если психолог сомневается в том, какие именно чувства испытывает клиент, он может задать уточняющий вопрос: «Вы чувствуете гнев или обиду?».

В некоторых направлениях, например в гештальт-терапии, пси­холог на всем протяжении рабочей сессии внимательно следит за тембром голоса клиента (С. Гингер). Тембр голоса позволяет рас­познать не только скрытые эмоциональные процессы, но и уро­вень регрессии. Иногда в рассказе клиента можно расслышать испуганный, недовольный или плаксивый детский голос, являю­щийся отражением эмоционально насыщенных и зачастую глубо­ко запрятанных воспоминаний.

Скорость речи тоже отражает чувства собеседника. Люди го­ворят быстрее, когда они взволнованы или обеспокоены чем-либо, рассказывают о своих личных трудностях. Тот, кто хочет убедить собеседника в чем-то, обычно говорит быстро. Медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии либо усталости. Иногда клиент говорит медленно, тщательно подбирая слова: значит он не хочет, чтобы психолог узнал о какой-то тайне. Если клиент пришел не в первый раз и его вербальные проявления сильно отличаются от обычных, нужно обратить на это внимание и попытаться выяснить, с чем связаны произошедшие изменения. Допуская в речи незначительные ошибки, клиент невольно выражает свои истинные чувства и раскрывает свои намерения. Звуки — междометия, кашель, вздохи, фырканье и т.п.— могут иногда обозначать больше, чем слова.

Для психолога предпочтителен меняющийся тон голоса с не­которой эмоциональностью. Лучше всего, если скорость речи пси­холога средняя. Он должен следить за тем, что выражает тон речи клиента: тепло души, переживания, интерес или скуку? Это позволяет отслеживать темы, которые вызывают интерес, подъем или, наоборот, спад энергии у клиента.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал