![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Появление мотива, например, передача некоторой информации.
Замысел высказывания, подразделяемый на тему (о чем будет говориться) и рему (что об этом будет говориться) высказывания. 3) Формирование связного высказывания: конкретизация содержания, планирование, реализация. Анализ результата: проверка соответствия замыслу, орфографическим, грамматическим, пунктуационным, стилистическим нормам. Для реализации письменного текста необходим развитый самоконтроль, высокий уровень мышления, воображения и пр. Основной преградой к созданию письменных текстов на начальном уровне является ограниченный словарный запас. В процессе овладения письменной речью можно выделить следующие типологические трудности: 1) трудности, связанные с членением потока речи на слова и предложения. 2) трудности, связанные с построением предложений. 3) трудности, связанные с созданием связного письменного текста: А) несоответствие содержания текста заявленной теме; Б) отсутствие сюжетного развития событий; В) нарушение логической последовательности; Г) нарушение замкнутости смысловой системы; Д) лаконичное перечисление событий, отсутствие средств выразительности [8]. Формирование письменной речи начинается с первого класса. Основная цель данного периода – знакомство с фундаментальными правилами создания связного высказывания, сформировать навыки его создания. В целом работа в этом направлении делится на два больших блока: «Работа с предложениями», «Знакомство с правилами построения текста». Таблица 2. Примерная программа формирования письменной речи по годам обучения
Текст представляет собой основной продукт письма. В начальной школе составление текстов различных типов является одним из основных направлений в развитии письменной речи младших школьников, некой «вершиной» данного процесса. Текст – это произведение речетворческого процесса, состоящее из заголовка, сложных синтаксических целых (это отрезок речи, состоящий из двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки), а также обладающие признаками: 1. Членимость текста. 2. Смысловая ценность. 3. Связность [10]. Младшие школьники знакомятся с текстами трёх типов: повествование, описание, рассуждение. Самостоятельное письменное составление данных текстов предполагает, во-первых, большую подготовительную работу, чтение и сопоставление готовых текстов, выделение особенностей каждого типа текста. Для создания письменных высказываний учащиеся должны овладеть рядом умений, таких как: А. Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать тему и цель высказывания. Б. Умение планировать содержание высказывания, т.е. осознавать основную мысль и её развитие, примерное содержание каждой части текста. В. Умения реализовывать намеченный план, учитывая нормы литературного языка. Г. Умение контролировать соответствие высказывания замыслу и вносить необходимые изменения. Во-вторых, знакомство с различными типами текста и обучение их написанию протекает в определенной последовательности для улучшения усвоения детьми механизмов составления текстов. Педагоги и методисты определяют две последовательности изучения текстов: повествование, описание, рассуждение или описание, повествование, рассуждение. Наиболее общепринятым считается первый вариант. В начальной школе дети выполняют следующие виды письменных работ: пишут письма, диктанты, изложения, сочинения. Всё это подлежит непосредственной оценке учителя. Можно выделить следующие показатели сформированности письма: - успешность осуществления письменного общения; - качество содержания письменного текста; - качество языковой стороны письменного текста; - степень самостоятельности выполнения письменных заданий[9]. В заключение, можно отметить, что письмо является одной из наиболее сложных форм речевой деятельности, так как предполагает помимо речевых действий правописание, орфографию, пунктуацию и пр. Работа по развитию письменной речи младшего школьника предполагает работу с предложениями и усвоение механизмов построения текстов различных типов. Самостоятельное создание того или иного текста – основная задача обучения в начальной школе. Для этого необходимо наличия пропедевтического периода, подготовительного этапа. Учащимся необходимо обладать рядом умений (н-р, определять тему и идею текста). Письменная речь развивается в тесной связи с другими видами речевой деятельности, особенно с чтением.
|