Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка речи: тема речи. Цель речи
Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать., где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной доступной. Основная цель – информировать слушателей, дать им определенные сведения, воздействовать на них.
Информационная речь (ИР)
|
| вопрос, не являющийся спорным
| |
| вызвать пытливость слушателей (желание узнать что-то новое)
| |
| дать новую информацию о предмете; раскрыть сущность предмета речи (демонстрируя новый, оригинальный подход, взгляд на проблему)
| |
| должно привлечь внимание слушателей (название должно быть интересным,. неожиданным, загадочным, даже парадоксальным.
| | Структура и содержание
|
| |
| сформулировать проблемный вопрос и выразить в нем «изюминку» темы; сообщить слушателям, зачем им нужна излагаемая информация;
| |
| информацию, передаваемую слушателям следует разделить по пунктам плана (не больше семи пунктов, лучше - от трех до пяти); к каждому пункту плана подобрать факты, цифры, примеры; подбор риторического материала (сравнения, афоризмы, пословицы, парадоксы, примеры из жизни великих людей)
| | Заключение
| кратко остановиться на основных пунктах (перечислить их); дать итоговые выводы; оживить интерес аудитории к докладу; настроитъ слушателей на то, чтобы они захотели узнать о теме еще больше (риторические приемы: представить смысл сказанного в образной форме - в форме сравнения, анекдота, притчи)
|
Задание 73. Скажите, что представляет собой композиция речи (риторический эскиз). В чем отличие композиции речи от рабочего плана? Познакомьтесь с примером риторического эскиза речи «Какой день в истории вы хотели бы прожить?»
Общая цель речи: активизация исторического сознания аудитории.
Конкретная цель речи: заставить задуматься об истории нашего народа и своей собственной роли в ней.
| Расположение (где? зачем?),
некоторые риторические
средства (как?)
| Движение «идей» (что?)
| | Введение.
Цель – привлечь внимание слушателей, расположить их, настроить для восприятия темы.
|
| | Обращение к народной мудрости
| Говорят, что у каждого человека есть в жизни день, который определяет ее дальнейшее течение.
Нужно быть внимательным к своей жизни, не пропустить этот день, чтобы она состоялась не только как жизнь, но и как судьба, но и, может быть, как путь.
| | Цитата
| А. Блок говорил, что у всякого человека есть судьба, у поэта же есть путь.
| | Сравнение, аналогия
| И у каждого народа есть дни в его истории столь же важные, как один день может быть важен для отдельной человеческой жизни.
| | Вопросы к аудитории
| Что такое день по сравнению с исторической
эпохой1' Что такое день по сравнению с жизнью человека?
| | Переход (1) к
формулировке
темы
| Бывают дни, когда события сгущаются так, что изменяют характер течения времени. В них -средоточие смысла истории народа (определение).
| | Тема
(формулировка)
| Я буду говорить, о том дне в истории нашего народа, который мне хотелось бы пережить.
| | Переход (2) к
основной части
| Много можно назвать дней, которые имеют для нашей истории ключевое значение. Это... (перечисление). Но я буду говорить о...
| | Основная часть. 1
| Сначала о том, почему именно этот день я выбрал из ряда многих переломных для истории... (доказательство). Я выбираю этот, а не..., потому что...
| | Переход (3) от 1 ко 11
| Что значил этот день, как он мог быть прожит мною? Каждым из нас?
| | Основная часть, 1 I
| (Раскрываются следствия)
| | Переход (4) от 11 к 111
| А как он был в реальности прожит другими людьми, которым посчастливилось его пережить?
| | Основная часть. 111
| (Разновидности: кратко и образно описывается, как прожил его тот-то и тот-то..,)
| | Переход (5) от 111 к 1У
| Как я себе представляю этот день и себя в нем?
| | Основная часть. IV
| Описание (ответ на вопрос, поставленный в переходе к 1У)
| | Переход (6) от 1У к
заключению
| Рассказывая о том, как я представляю этот день, я пережил его вновь.
| | Заключение.
Цель - напомнить
о содержании речи;
повторить главную
мысль
| Надеюсь, что в моей жизни (и в вашей) наступил или наступит день, который мою личную судьбу с исторической судьбой моего народа, день, к которому через много лет люди захотят вернуться, прожить его в своем воображении.
| | «Закругление»
Цель - обнаружить пафос этой темы
|
| | Риторические вопросы (призыв к аудитории подумать о себе, своей жизни, истории)
| Наступит ли? А может быть, уже наступил и прошел незамеченным?
|
Задание 74. Изучите схему «Структура вступления». Обратите внимание на то, какие задачи должен решать оратор в начале речи. Какие приемы и языковые средства могут быть использованы им для решения этих задач?
| Цели и задачи вступления
| Приемы привлечения внимания
| Средства привлечения внимания
| | Привлечь внимание
| - Обращение
| - Афоризм, цитата, крылатая фраза, пословица, поговорка, шутка (выбранное средство должно быть тактичным, не раздражающим слушателя, «примиряющим» аудиторию с оратором) - Фигура «одобрения, похвалы в адрес аудитории (не слишком явная,
не грубая)
| | Пробудить интерес к теме предстоящего разговора
| - Интригующее начало
| | Установить контакт
| - Изложение цели выступления
| | Подготовить слушателей к восприятию выступления
| - Формулирование вопроса, проблемы, тезиса
| | Обосновать постановку вопроса
| Прием сопереживания (выяснив эмоциональное отношение аудитории к обсуждаемому вопросу подчеркнуть совпадение с ним вашей эмоциональной оценки проблемы)
| |
| -Изложение парадоксальной ситуации
-Апелляция к интересам аудитории(связать обсуждаемую проблему (спорный вопрос) с личными, бытовыми, материальными, жизненными интересами слушателей)
-Прием соучастия (придание вопросу конкретной формы, приведение примера из жизни, из личного опыта)
-Апелляция к речи предыдущего оратора
| - Риторический допрос
(Не задумывались ли
вы над тем, что (как)...? Не кажется ли вам, что...?) Притча, сказочный зачин
|
|