Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка речи: тема речи. Цель речи






Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать., где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной доступной. Основная цель – информировать слушателей, дать им определенные сведения, воздействовать на них.

Информационная речь (ИР)

  вопрос, не являющийся спорным
  вызвать пытливость слушателей (желание узнать что-то новое)
  дать новую информацию о предмете; раскрыть сущность предмета речи (демонстрируя новый, оригинальный подход, взгляд на проблему)
  должно привлечь внимание слушателей (название должно быть интересным,. неожиданным, загадочным, даже парадоксальным.
Структура и содержание  
  сформулировать проблемный вопрос и выразить в нем «изюминку» темы; сообщить слушателям, зачем им нужна излагаемая информация;
  информацию, передаваемую слушателям следует разделить по пунктам плана (не больше семи пунктов, лучше - от трех до пяти); к каждому пункту плана подобрать факты, цифры, примеры; подбор риторического материала (сравнения, афоризмы, пословицы, парадоксы, примеры из жизни великих людей)
Заключение кратко остановиться на основных пунктах (перечислить их); дать итоговые выводы; оживить интерес аудитории к докладу; настроитъ слушателей на то, чтобы они захотели узнать о теме еще больше (риторические приемы: представить смысл сказанного в образной форме - в форме сравнения, анекдота, притчи)

 

Задание 73. Скажите, что представляет собой композиция речи (риторический эскиз). В чем отличие композиции речи от рабочего плана? Познакомьтесь с примером риторического эскиза речи «Какой день в истории вы хотели бы прожить?»

Общая цель речи: активизация исторического сознания аудитории.

Конкретная цель речи: заставить задуматься об истории нашего народа и своей собственной роли в ней.

 

Расположение (где? зачем?), некоторые риторические средства (как?) Движение «идей» (что?)    
Введение. Цель – привлечь внимание слушателей, расположить их, настроить для восприятия темы.  
Обращение к народной мудрости   Говорят, что у каждого человека есть в жизни день, который определяет ее дальнейшее течение. Нужно быть внимательным к своей жизни, не пропустить этот день, чтобы она состоялась не только как жизнь, но и как судьба, но и, может быть, как путь.
Цитата А. Блок говорил, что у всякого человека есть судьба, у поэта же есть путь.
Сравнение, аналогия И у каждого народа есть дни в его истории столь же важные, как один день может быть важен для отдельной человеческой жизни.
Вопросы к аудитории Что такое день по сравнению с исторической эпохой1' Что такое день по сравнению с жизнью человека?
Переход (1) к формулировке темы Бывают дни, когда события сгущаются так, что изменяют характер течения времени. В них -средоточие смысла истории народа (определение).
Тема (формулировка) Я буду говорить, о том дне в истории нашего народа, который мне хотелось бы пережить.
Переход (2) к основной части Много можно назвать дней, которые имеют для нашей истории ключевое значение. Это... (перечис­ление). Но я буду говорить о...
Основная часть. 1 Сначала о том, почему именно этот день я выбрал из ряда многих переломных для истории... (доказа­тельство). Я выбираю этот, а не..., потому что...
Переход (3) от 1 ко 11 Что значил этот день, как он мог быть прожит мною? Каждым из нас?
Основная часть, 1 I (Раскрываются следствия)
Переход (4) от 11 к 111 А как он был в реальности прожит другими людьми, которым посчастливилось его пережить?
Основная часть. 111 (Разновидности: кратко и образно описывается, как прожил его тот-то и тот-то..,)
Переход (5) от 111 к 1У Как я себе представляю этот день и себя в нем?
Основная часть. IV Описание (ответ на вопрос, поставленный в переходе к 1У)
Переход (6) от 1У к заключению Рассказывая о том, как я представляю этот день, я пережил его вновь.
Заключение. Цель - напомнить о содержании речи; повторить главную мысль Надеюсь, что в моей жизни (и в вашей) наступил или наступит день, который мою личную судьбу с исторической судьбой моего народа, день, к которому через много лет люди захотят вернуться, прожить его в своем воображении.
«Закругление» Цель - обнаружить пафос этой темы  
Риторические вопросы (призыв к аудитории подумать о себе, своей жизни, истории) Наступит ли? А может быть, уже наступил и прошел незамеченным?

 

Задание 74. Изучите схему «Структура вступления». Обратите внимание на то, какие задачи должен решать оратор в начале речи. Какие приемы и языковые средства могут быть использованы им для решения этих задач?

 

Цели и задачи вступления Приемы привлечения внимания Средства привлечения внимания
Привлечь внимание - Обращение - Афоризм, цитата, крылатая фраза, пословица, поговорка, шутка (выбранное средство должно быть тактичным, не раздра­жающим слушателя, «примиряющим» ауди­торию с оратором) - Фигура «одобрения, похвалы в адрес аудитории (не слишком явная, не грубая)
Пробудить интерес к теме предстоящего разговора - Интригующее начало
Установить контакт - Изложение цели выступления
Подготовить слушателей к восприятию выступления - Формулирование вопроса, проблемы, тезиса
Обосновать постановку вопроса Прием сопереживания (выяснив эмоциональное отношение аудитории к обсуждаемому вопросу подчеркнуть совпадение с ним вашей эмоциональной оценки проблемы)
  -Изложение парадоксальной ситуации -Апелляция к интересам аудитории(связать обсуждаемую проблему (спорный вопрос) с личными, бытовыми, материальными, жизненными интересами слушателей) -Прием соучастия (придание вопросу конкретной формы, приведение примера из жизни, из личного опыта) -Апелляция к речи предыдущего оратора - Риторический допрос (Не задумывались ли вы над тем, что (как)...? Не кажется ли вам, что...?) Притча, сказочный зачин

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал