Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Совокупный спрос и факторы, его определяющие
Основными экон. субъектами национального рынка являются государство, домашние хозяйства и фирмы (предприятия). Государство обеспечивает население и фирмы общественными благами, осуществляет закупки товаров и услуг, а также выплачивает госслужащим зарплату. Фирмы выпускают продукцию и услуги, выручают за это деньги и предъявляют спрос на рабочую силу. Домашние хозяйства предлагают раб. силу и денежные ресурсы, получают за них вознаграждение и предъявляют спрос на продукцию фирм. Таким образом, нац. рынок функционирует в виде: - рынка товаров и платных услуг; - рынка денег и ценных бумаг; - рынка труда. На каждом из этих рынков взаимодействуют м/у собой совокупный спрос и совокупное предложение, а также устанавливается равновесие между ними. Совокупный спрос – это спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Рис.8.1. Кривая совокупного спроса и ее изменение
Нисходящая форма кривой AD указывает на то, что чем ниже уровня цен, тем более реальный объем национального производства, который будет куплен. Совокупный спрос, находясь в обратной зависимости от цены снижается под влиянием ряда факторов. К ним относятся следующие: 1. «Эффект процентной ставки», т.е. цены использования ссуды. Когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки, в свою очередь, приводят к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что большая часть покупок товаров длительного пользования и инвестиционных товаров осуществляется за счет заемных средств. Рост общего уровня цен приводит к увеличению спроса на кредитные ресурсы, повышению процентной ставки, сокращению спроса со стороны домашних хозяйств и предпринимателей. Низкий же уровень цен способствует снижению процентной ставки и тем самым стимулирует рост потребления и инвестиций, а, следовательно, и совокупного спроса. ↑ P → обесцен. → ↑ D на деньги → ↑ r→ I ↓, C ↓ → AD ↓; 2. «Эффект кассовых остатков», или «эффект богатства» проявляется в изменении реальной стоимости и покупательной способности финансовых активов и доходов населения. Так, снижение цен будет способствовать росту реальных доходов и росту совокупного спроса, инфляция, наоборот, будет снижать покупательную способность домашних хозяйств и совокупный спрос. ↑ P → обесцен. кассовых остатков → С ↓ → AD ↓; 3. «Эффект импортных закупок» имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и иностранные товары. Если цены на товары внутри страны растут, их экспорт становится более дорогим и проблематичным, вместе с тем увеличивается спрос на более дешевые импортные товары. В результате объем чистого экспорта уменьшится, как и совокупный спрос. Увеличение же экспорта и снижение импорта будет способствовать росту совокупного спроса. ↑ P → ↑ M → ↓ X → ↓ Xn → AD ↓. Чтобы понять, что приводит к изменению в объеме национального выпуска, следует отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса. К неценовым факторам совокупного спроса относятся: - изменения в потребительских расходах (благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя, налоги); - изменения в инвестиционных расходах (процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, используемая технология, избыточные мощности); - изменения в государственных расходах (политические решения, изменение внешних условий экономики); - изменения в расходах на чистый объем экспорта (изменение дохода разных стран, выступающих торговыми партнерами, изменение валютных курсов). Таким образом, изменение ценового фактора на графике характеризуется движением точки по кривой AD и отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Изменение одного или нескольких неценовых факторов отражается сдвигом кривой AD влево или вправо и сопровождается изменениями в совокупном спросе (рис.8.1). Если оно способствует увеличению совокупного спроса, кривая от линии AD смещается к AD1; если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD2.
|