Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетный дефицит и государственный долг
В идеале общая сумма правительственных доходов должна покрывать сумму расходных статей госбюджета. В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюджет считается сбалансированным, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета; когда же расходы превышают доходы - то наблюдается дефицит государственного бюджета. Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам (налоги за вычетом социальных выплат). В государствах с развитой экономикой бюджетный дефицит в пределах 3% от ВНП считается нормальным явлением. Бюджетный дефицит по причинам возникновения различается как: структурный дефицит и циклический. Циклический дефицит государственного бюджета образуется в результате сокращения налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов в результате экономического спада. Структурный дефицит государственного бюджета - это разность между расходной и доходной частью бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы. Пути финансирования бюджетного дефицита: 1) кредитно-денежная эмиссия (эмиссия наличности, кредиты центрального банка госпредприятиям по льготным ставкам, отсрочка платежей за товары и услуги); 2) увеличение налоговых поступлений в бюджет; 3) государственное заимствование.; В случае, когда бюджетный дефицит сохраняется на протяжении достаточно долгого периода и не принимаются адекватные меры по совершенствованию производственно-экономических отношений в государстве, возможности правительства по проведению стабилизационной политики существенно ограничиваются. Государственный долг становится неизбежным при бюджетном дефиците. Государственный долг - это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний долг государства - задолженность государства перед своими гражданами - образуется в результате выпуска долговых обязательств. Внешний долг - результат заимствований за пределами государства. В ряде стран мира выплаты по заимствованным кредитным ресурсам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Значительное возрастание государственного долга приводит к существенному сокращению уровня жизни населения, поскольку при существовании значительного долга происходит перераспределение и утечка национального капитала за пределы государства. Управление государственным долгом, т.е. погашение государственного долга и процентов по нему, производятся путем: рефинансирования, конверсии и консолидации. Рефинансирование - это выпуск новый займов для покрытия задолженности по старым займам. Конверсия - это изменение условий займов и процентных ставок по ним. Изменение условий заимствования, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные называется консолидацией, которая возможна только при взаимном согласии правительств кредитора и заёмщика. Обременительность государственного долга и навязывание условий при его формировании приводит к тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным бюджетам. Новая бюджетная политика прежде всего находит выражение в изменениях доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.
|