Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тексты для выполнения задания.






УКАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ

О ВМЕНЕНИИ РОДИТЕЛЯМ В ОБЯЗАННОСТЬ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ СВОИХ КАТЕХИЗИСУ (1743 Г.)

Правительствующему сенату от св. синода сообщено, что российские дворяне и прочих чинов люди детей своих обучают российских книг только читать часовника и псалтыри, а потом употребляют в разные светские науки, каждой по своему намерению. А чтоб прямо знать всеблагого бога и нашу к нему должность и догматы православные христианские веры, в чем истинный путь спасения нашего состоит, того едва ли кто

обучать тщится. И для того оным ведением (синода) требовано, дабы зо Всероссийском государстве публиковать печатными указами, чтоб... детей своих из младых лет с начала обучения российских книг чтению обучали б прямого знать толкования букваря и катехизиса... так же б и другие книги церковные читать тщились, дабы чрез то христианская должность и догматы православные нашея веры узнать, и в том бы право поступать, и от развратников православные веры нашея себя охранять могли.

Правительствующий сенат приказал:...все то исполнять, как в означенном св. синода рассуждении положено. Ежели-же которых детей отцы или кои в их должности не имея о воспитании таковых детей попечения... небрежением или нерачительством своим исполнять не будут и в том подлинно обличатся, с оных за такое с них нерачительство в губерниях губернаторам, а в провинциях воеводам брать штрафу за каждого человека с шляхетства по 10, а с прочих по 2 рубля... на содержание Московской славяно — греческой академии.

А дабы для такого многополезного дела, куда надлежит, те буквари и катехизисы с довольством разосланы и такому обучению знающие люди определены были, о том... сообщено.

Хрестоматия по истории педагогики

/ Под ред. Каменева T.IV. 4.1. М., 1938. С. 126.

 

О ГИМНАЗИЯХ ПРИ МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

(Из утвержденного проекта об учреждении Университета 1755 г.)

§ 28. Всяк желающий в Университете слушать профессорских лекций должен наперед научиться языкам и первым основаниям наук, но понеже в Москве таких порядочно учрежденных вольных школ не находится, где бы молодые люди к вышним наукам надлежащим образом приготовлены и способными учинены быть могли, того ради... указать, чтоб при Московском университете под его ведомством учредить две гимназии — одну для дворян, а другую для разночинцев, кроме крепостных людей.

§ 29. В обеих гимназиях учредить по четыре школы, в каждой по 3 класса. Первая школа российская: в ней обучать в нижнем классе грамматике и чистоте стиля, в среднем — стихотворству, в вышнем — оратории. Вторая школа латинская: в ней обучать в нижнем классе первые основания латинского языка, вокабулы и разговоры, в среднем — толковать не трудных латинских авторов и обучать переводам, в верхнем — толковать высоких авторов и обучать сочинениям в прозе и стихах. Третья школа первых оснований наук: в нижнем классе обучать арифметике, в среднем — геометрии и географии, в вышнем — сокращенную философию. Четвертая школа знатнейших европейских языков.

§ 30. Которые ученики учение свое порядочно кончали и при публичном экзамене, чинимом в конце года, явились до­статочными, таковых производить в Университет к слушанию профессорских лекций.

§ 31. Которые родители не похотят детей своих обучать латинскому языку и вышним наукам, а намерены их определить в купечество и художествам или в военную службу, оные должны о том наперед объявить, дабы по тому учение их расположить было можно,

§ 32. Желающие либо одному французскому, либо немецкому языку учиться, должны тотчас к тем учителям определены быть; причем сверх тех языков, по чинимому от инспектора гимназии расположению, могут они такожде учиться арифметике, геометрии, истории и географии.

§ 33. Инспектором над гимназиею быть одному из профессоров в Университете...

§ 34. В каждой половине года инспектор в присутствии прочих профессоров должен экзаменовать каждый класс, и

которые в том классе уже довольные успехи показали, переводить в вышние классы, а оттуда при публичном экзамене производить в студенты.

§ 35. Во оном публичном экзамене... которые ученики особливо явятся прилежны и понятны, оным директор волен по своему благорассуждению на 15 или на 20 рублей всяких полезный книг в награждение раздать, дабы через то как их самих, так и прочих поощрить к прилежнейшему продолжению их учения.

§ 36. Всякий родитель, желающий отдать сына своего для обучения в гимназию, должен его представлять директору и объявя о намерении, какое имеет при обучении своего сына; почему директор прикажет инспектору гимназии экзаменовать оного ученика и по его знанию определить в надлежащий класс.

§ 37. Никакой ученик в гимназии... не должен собою отставать от учения, не уведомя о том письменно директора Университета и инспектора гимназии и не учиня должного благодарения профессорам и учителям, у кого обучался; ежели кто, пропустя целый месяц, того не учинит и о себе знать не даст, такого почитать яко беглого.

§ 38. При окончании каждого месяца должны учители в гимназии о успехах, прилежании, поступках и штрафах учащихся в их классах подавать рапорты инспектору, который, сочиня из того генеральный рапорт о состоянии гимназии, должен оный представить директору, а директор — кураторам...

Хрестоматия по истории педагогики

/ Под ред. Каменева. T.IV. 4.1. М, 1938. С. 126-127.

Задание 3. ”Гениям свойственна особая широта”

С.И.Вавилов писал о М.В.Ломоносове ”Никто не сомневается в общем значении эвклидовой геометрии для всех времен и народов, но вместе с тем ”Элементы” Эвклида, их построение и стиль глубоко национальны, это одно из примечательнейших проявлений духа Древней Греции наряду с трагедиями Софокла и Парфеноном. В таком же смысле национальна физика Ньютона, философия Декарта и наука Ломоносова. История русской науки показывает, что ее вершинам, ее гениям свойственна особая широта задач и результатов, связанных, однако, с удивительной почвенностью… Эти черты, этот стиль работы, которые мы встречаем и у Менделеева, и у Павлова, особенно выразительны у Ломоносова”

 

Проведите анализ наследия М.В.Ломоносова, позволяющий очертить его педагогические идеи в связи с развитием национального образования России.

 

Алгоритм выполнения задания:

 

1. Проведите исследование работ М.В.Ломоносова, в которых раскрываются ведущие педагогические идеи по развитию национального образования России.

2. Представьте действия (планы) М.В. Ломоносова по осуществлению выдвинутых им предложений по созданию народной школы.

3. Установите связи между предложениями М.В.Ломоносова о средней и высшей школе и современными положениями об указанных типах образовательных учреждений.

4. Оценивая результаты научно-практической деятельности М.В.Ломоносова его современниками, потомками, оцените их со своей точки зрения.

Критерии оценки выполнения задания:

Полно представлены работы М.В.Ломоносова, раскрывающие ведущие педагогические идеи по развитию национального образования России.

Полно раскрыты планы М.В.Ломоносова по созданию народной школы.

Установлены связи между предложениями М.В.Ломоносова о средней и высшей школе и современными положениями об указанных типах образовательных учреждений.

Обстоятельно раскрыты оценочные суждения о результатах научно-практической деятельности М.В.Ломоносова.

Аргументирована собственная точка зрения на актуальность педагогических идей М.В.Ломоносова для современного воспитания и образования.

Список рекомендуемой литературы

Вавилов С.И. Ломоносов и русская наука. /Ломоносов: Сб.ст. и материалов. – М.; Л.. 1961. Т.5.

Ломоносов М.В. Полн. Собр. соч. М.; Л., 1954. Т.5.

Ломоносов М.В. Избранные произведения. /Сост., вступ. ст., примеч. А.А.Морозова. М., 1986.

Хрестоматия по истории педагогики. /Под общей ред. С.А.Каменева. – М., 1936.

Вопросы для самоконтроля и коллективного обсуждения.

 

  1. Перечислите реформы образования XVIII века. Дайте оценку школьным реформам XVIII века.
  2. Какие духовно-нравственные и педагогические ценности утверждались отечественными просветителями восемнадцатого века?
  3. В чем различие и преемственность ценностей отечественного образования с идеалами и ценностями педагогической мысли предшествующих веков?
  4. Сопоставьте педагогические взгляды отечественных и европейских педагогов восемнадцатого века.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал