![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конспект непосредственно образовательной деятельности направленный на речевое развитие дошкольников с использование интегрированного подхода
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были подобраны и изучены конспекты совместной деятельности воспитателя с детьми по формированию положительного отношения к разным видам труда у детей дошкольного возраста. После детального изучения данных конспектов был выбран наиболее удачный конспект, который соответствует теоретической части курсовой работы. Данный конспект разработан Костикова Вера Владимировна и помещен на сайте https://dohcolonoc.ru/conspect/5833-navyki-samoobsluzhivaniya.html. Но с учетом ранее выявленных требований к разработке конспекта, были внесены изменения и дополнения. Первоначально были доработаны цель и задачи совместной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ДО и программой «Детство» В.И.Логиновой. Целевые ориентиры: расширить представления знания детей о временах года. Задачи: 1. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников. 2. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. 3. Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений. 4. Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей. 5. Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь. Далее была определена структура совместной деятельности и в соответствии с ней раскрыто содержание деятельности воспитателя и детей. Ход совместной деятельности: Вводная часть: I. Организационный момент. Сюрпризный момент. Воспитатель: - Ребята, сегодня утром, когда я шла к вам в детский сад, мимо меня пролетела ворона. Я очень люблю разговаривать с птицами и когда я сказала вороне, «Здравствуй, ворона», она, наверное, решила, поздороваться со мной и из её рта вылетело письмо. Я хотела вернуть этой птице конверт с письмом, но она быстро улетела от меня, и я не успела отдать ей конвертик. Ну что ж, раз уж конверт с письмом попал в наши руки, может быть, прочтем письмо? Ребята, как вы думаете? Дети: давайте прочтем II. Основная часть. Воспитатель предлагает детям открыть письмо и прочитать, что там написано. В письме написаны загадки о временах года. Воспитатель: Итак, 1-ая загадка. Послушайте загадку. Мне тепла для вас не жалко С юга я пришла с жарой Принесла цветы, рыбалку Комаров, звенящий рой. Землянику в кузовке И купание в реке. (Лето) Воспитатель: Кто знает ответ? Ева угадала это время года. Найдите это время года на картинке, выйди, покажи. Да это лето. Как узнала по картине, что это лето? Дети: (Ева) дети купаются, ягоды растут. Воспитатель: Правильно, молодец. А теперь 2-ая загадка: Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят…..(Осень) Дети: осень. Воспитатель: - Кто знает отгадку? Покажи на картине, Вадим Воспитатель: Вадим, как ты узнал, что это осень? Дети: (Вадим) листья сыплются дождем, под ногами шелестят. Воспитатель: Молодец. Воспитатель: Послушайте следующую загадку: Укрыла землю пуховым одеялом, Сковала реки крепким льдом, Узоры на окне нарисовала Игристым белым серебром. (Зима) Воспитатель: Кто знает отгадку? Олег выйди и покажи на картине. Воспитатель: как ты узнал, что это зима? Дети: (Олег) реки покрылись льдом, узоры нарисованы на окне серебром. Воспитатель: Молодец! Ну и последняя загадка: Я раскрываю почки В зеленые листочки Деревья одеваю Посевы поливаю Движения полна Зовут меня … (Весна) Воспитатель: - Ребята, что это за время года? Дети: Весна Воспитатель: Покажи на картине, Луиза. Как ты узнала, что это весна? Дети: (Луиза) раскрываются почки, деревья одеваются в зеленые листочки Воспитатель: Конечно, это весна. Молодец! Воспитатель: - Ребята, сколько времен года существует? Посчитаем по картинкам один, два, три, четыре – всего четыре времени года. Дети: четыре Воспитатель: Правильно, молодцы ребята. Воспитатель: Ребята, а какое время года у нас сейчас наступило? Дети: Весна Воспитатель: Верно, к нам пришла весна. Ребята давайте всё дружно позовем её: Ау, ау, аукаем, Весну приаукиваем: (показ руками − зовут) Март, март − (шагают на месте) Солнцу рад. (показ двумя руками вверх) Апрель, апрель − (шагают) Откроет дверь − (показ руками как открывают дверь) Май, май − (шагают) Сколько хочешь, гуляй! (прыгают на месте) Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете? Дети: Март, апрель, май. Воспитатель: Правильно. Сейчас я вам прочту небольшое стихотворение, а вы послушайте: Первой к нам зима идет. Новый год она ведет. За зимой второй – весна. Говорят: «Весна – красна». Третьем- лето все в цветах И с малиной на кустах. А четвертой – осень… Лес наряд свой сбросил. -Ребята, о чем говорится в стихотворении? Дети: О временах года Воспитатель: Про весну, что говорится в стихотворении? Дети: Весна – красна Воспитатель: Правильно. Повторите все хором вместе: Весна – красна! Значит весна красивая. Воспитатель: А теперь по этой схеме я вам расскажу рассказ (показываю детям схему с изображением солнца, облака, земли, деревьев, людей, животных, птиц, игрушек), а вы внимательно слушайте. Потом и вы попробуете рассказать о весне по схеме. Итак, слушайте: Рассказ мой называется «Наступила весна». Рассказываю, показывая указкой по схеме. Весной солнце светит ярко и согревает землю, облака на небе ясные, земля постепенно освобождается от снега, и появляются первые проталины, на деревьях набухают почки и появляются листочки, люди весной одевают, легкие курточки, ветровочки, резиновые сапожки. Весной животные просыпаются от спячки, заяц меняет шубку, медведица с медвежатами выходит из берлоги, птицы возвращаются из теплых краев. Дети играют в догонялки, прятки, пускают кораблики весной ребятам очень весело. - Ребята, вот вы послушали мой рассказ. Вам он понравился? Дети: Да Воспитатель: Ребята, а сейчас вы расскажите о весне, а схема вам поможет. Начнет рассказ Алмаз, он будет рассказывать о солнце и облаках; Маргарита будет рассказывать о земле и деревьях; Арсений будет рассказывать про то, как люди одеваются весной и о животных; Ева о птицах и какие игры играют ребята весной. После прослушивания рассказа: Воспитатель: Молодцы, ребята. Мне очень понравился ваш рассказ. На улице сейчас весна! Прилетают птицы, появляются первые цветы. Ребята, давайте еще раз позовем весну. Ау, ау, аукаем, (показ руками − зовут) Весну приаукиваем: Март, март- (шагают на месте) Солнцу рад. (показ двумя руками вверх) Апрель, апрель- (шагают на месте) Откроет дверь. (показ руками как открывают дверь) Май, май- (шагают) Сколько хочешь гуляй! (прыгают на месте) III. Заключительная часть. Воспитатель: Ребята, а теперь поиграем игру «Времена года». Посмотрю я, насколько хорошо вы различаете времена года. Я вам раздам фишки: белые, зеленые, красные и желтые. Ребята, как вы думаете, почему я вам раздала фишки таких цветов? Белый цвет – это цвет, какого времени года? Дети: Зимы Воспитатель: а зеленый? Дети: Весны Воспитатель: А красный цвет, к какому времени года принадлежит? Дети: Лето Воспитатель: А значит желтый – это цвет… Дети: Осени Воспитатель: Правильно, молодцы. Когда я буду говорить о зиме, вы должны будете поднять белые фишки, если о весне - зеленые; о лете – красные и об осени- желтые. Поняли? Дети: Да Воспитатель: Слушайте внимательно. Загадываю загадки о временах года. Воспитатель: Умнички, а теперь давайте нарисуйте на ватмане, то, что вы узнали о весне: весенний лес, медведя с медвежатами, людей, прилетевших птиц, подснежники, весеннее небо. Воспитатель: Расскажите, что вы нарисовали о весне? Что вам больше всего понравилось сегодня? Чем мы занимались? Что узнали о весне? Дома расскажите родителям о весне. А сейчас мы идем на прогулку. В ходе совместной деятельности были использованы следующие методы: 1. Сюрпризный момент, так как этот прием помогает заинтересовать детей, способствует их активному вовлечению. 2. Самостоятельное формулирование определения «времена года». 3. Умение в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности. 4. Составление повествовательных рассказов по картине. Данная образовательная область с интеграцией дает возможность углубить представление детей о весенних месяцах. Это помогает детям нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями, выражать свое отношение к окружающему миру в речи, рисовании. Таким образом, данный конспект с учётом дополнений и изменений, может быть использован в организации непосредственно образовательной деятельности по развитию речи учреждении, опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики. Список литературы 1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов среднеспециальных учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400 с. 2. Алексеева М.М. Хрестоматия по теории и методики развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов среднеспециальных учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 160 с. 3. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2011. – 156 с. 4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детских садов. / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 272 с. 5. Афонькина Ю.А. Развитие интегрированных качеств дошкольников: Методический конструктор / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 92 с. 6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. институтов / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2010. – 299 с. 7. Климова Е.П. Художественно-эстетической развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. / Е.П. Климова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 77 с. 8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов среднеспециальных учебных заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с. 9. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших и среднеспециальных педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с. 10. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И. Соловьева. – М.: Просвещение, 2009. – 175с. 11. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.А. Стародубова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с. 12. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / Ф.А. Сохин. – М.: Издательский центр «Просвещение», 2011. – 224 с. 13. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.С. Исаев, А.М. Шляхов; под общ. ред. В.А. Сластенина. – М.: Школа – Пресс, 2010. – 635 с. 14. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Е.И. Струнина. – М.: Владос, 2010. – 228 с. 15. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева. – М.: «Просвещение», 2013. – 224 с. 16. Ушакова О.С. Развитие речи у дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: «Просвещение», 2013. – 224 с. 17. Ушакова О.С. Методика развития речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, под общ. ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательский центр Владос, 2013. –287 с. 18. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева. – М.: «Просвещение», 2012. – 408 с. 19. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: «Просвещение», 2012. – 402 с. 20. Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: Методическое пособие / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
|