Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Люблинская уния (1569 г.) и ее историко-правовая оценка
Великое княжество Литовское во второй половине XVI ст.находилось в тяжелом положении. С одной стороны, Польша, которая на протяжении XIV–XV вв. постоянно хотела захватить земли Литвы, Беларуси, Украины и инкорпорировать ВКЛ в состав своей территории, интенсивно вела пропаганду о присоединении этих земель к Польскому королевству. Польские феодалы и католическое духовенство вели активную деятельность за слияние Великого княжества с Польшей. Польско-католические пропагандисты обещали, что как только ВКЛ будет присоединено к Польше, вся мелкая и средняя шляхта получит польские «золотые шляхетские вольности», будет иметь такие же неограниченные права и политическое значение в государстве, как и крупные феодалы, займет такое же определяющее положение в своем государстве, как и польская шляхта. С другой стороны, Великое княжество находилось в сложном внешнеполитическом положении. Началась Ливонская война. Войска царя Ивана IV 15 февраля 1563 г. захватили Полоцк и ряд других городов ВКЛ. Война забирала все средства. На юге Княжеству угрожали крымские татары и турки. ВКЛ стояло на грани потери независимости. Для выхода из кризисного положения безотлагательно требовался союзник: или западный сосед – Польша, или восточный – Московия. Но самовластная Московия не потерпела бы шляхетской вольности ВКЛ, и без союза с Польским королевством ВКЛ могло стать военной добычей Московии. Тем более, что Великое княжество Литовское имело опыт заключения персональной унии с Польшей, начиная со времен Ягайлы, Казимира, Жигимонта I Старого, Жигимонта II Августа. Князь Жигимонт II Август 13 марта 1564 г. издал декларацию, в которой провозгласил, что он отказывается от своих наследственных прав на земли ВКЛ и добровольно уступает их Польше. Он полагал, что декларация станет юридическим основанием присоединения Беларуси, Литвы и Украины к Польше, а тем самым и ликвидации ВКЛ. Однако феодалы Княжества решительно выступили против декларации. Все население ВКЛ, в том числе и шляхта, не хотели ликвидации самостоятельности государства. Большинство шляхты ВКЛ поддерживало идею унии с Польшей, и представители феодалов Великого княжества неоднократно вели переговоры с Польским королевством об установлении тесного союза обоих государств при условии сохранения равноправия и «братской любви». Идею унии поддерживала шляхта обоих государств, однако между шляхтой ВКЛ и Польши были расхождения в условиях унии. Поэтому представители ВКЛ, не веря в искренность намерений польской стороны, не торопились на общий сойм. Чтобы рассеять их недоверие, Жигимонт II в декабре 1568 г. выдал грамоту, где клятвенно обещал сохранять права и интересы Великого княжества Литовского, не выдавать никаких грамот без согласия радных панов ВКЛ, не принуждать его представителей к унии. В 1565 г. русская армия под Черниговом разбила войска ВКЛ. Польские же феодалы ничем не помогли своему союзнику. Клятвенные обещания, а также тяжелое положение дел на Ливонской войне и надежда на получение помощи со стороны Польши вынудили представителей ВКЛ прибыть в Люблин на переговоры. 10 января 1569 г. начал работу Люблинский сойм, чтобы обсудить условия и заключить унию двух государств. Каждая из сторон представила свои условия. Проект объединения, предложенный на сойм представителями ВКЛ, был следующий: «Общий правитель, который сохранял титул великого князя Литовского; общие соймы решают только дела обоих государств; в ВКЛ продолжают функционировать свои вальные соймы и поветовые соймики; при правителе находится и литвинская рада, а в княжестве остается великокняжеская рада»[3]. Делегаты ВКЛ настаивали, чтобы избрание государя происходило в границах Польши и Литвы при равном количестве избирателей от каждой из сторон. Условия польской стороны были следующие: «Польское королевство и Великое княжество Литовское соединяются в одно государство с одним правителем, польским королем, которого избирают поляки и литвины в Польше, одним соймом, одной общей печатью, одним войском, одной монетой»[4]. Практически, условия польской стороны предполагали полную ликвидацию ВКЛ. Естественно, делегация ВКЛ не приняла такие условия унии и 1 марта 1569 г. покинула Люблин. В ответ польская сторона пошла на демонстрацию силы. 5 марта 1569 г. польский король и великий князь Литовский Жигимонт II выдал незаконный акт об отторжении от Великого княжества Литовского Подляшской земли (воеводства) с городами Дрогичином, Мельником, Бельском и другими населенными пунктами и присоединении ее к Польше. Не получив надлежащего отпора на этот захватнический акт, Жигимонт II присоединил к Польше и украинские земли – Волынь, Подолье и Киевщину. Изданные акты о присоединении белорусских и украинских земель были незаконными, ибо противоречили законодательству Великого княжества, присяге Жигимонта II о неприкосновенности и территориальной целостности государства и не были скреплены печатью. Однако тяжелое внешнеполитическое положение ВКЛ, неудачи в войне с Московией и невозможность ее продолжения не позволили идти на военный конфликт с Польшей. Поэтому, несмотря на незаконные акты Польши по присоединению части земель ВКЛ к Польскому королевству, представители Великого княжества вынуждены были вернуться за стол переговоров. Совместный сойм продолжил работу. 1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии, который был оформлен в виде привилея-договора. Суть договора зафиксирована в его третьем параграфе: «С этого времени оба государства представляют собой одно неделимое целое, а также одну общую Речь Посполитую, в которой оба государя и оба народа объединились в единый народ и единое государство»[5]. Высшим органом власти становился общий сойм, который мог собираться на территории Польши. Отдельных соймов как для Польши, так и для ВКЛ не предусматривалось. Монарх виделся общим, избираемым совместными голосами Польши и Литвы. Все предыдущие законы и договоры, направленные против интересов одной из сторон, должны были быть аннулированы. Позволялось приобретать поместья и владеть ими поляку в Литве, а литвину в Польше. Исключительно к компетенции Речи Посполитой относилась внешняя политика. Несправедливым было и представительство депутатов в сойме от ВКЛ и Польского королевства. В Посольской избе, например, из 180 избранных по всей Речи Посполитой депутатов только 46 приходилось на ВКЛ. Новый государь при избрании и коронации провозглашался королем Польским, великим князем Литовским, Русским, Прусским, Жомойтским, Киевским, Волынским, Подляшским, Ливонским. По сути, актом Люблинской унии прикрывалась государственная измена великого князя Жигимонта II, а также политика грабительства и насилия польских феодалов и католического духовенства в отношении белорусского, украинского и литовского населения. Однако, вопреки Люблинскому акту, ВКЛ и Польша оставались самостоятельными государственными единицами с отдельными территориями и отдельными правами, хотя и имели совместный сойм и совместного короля. Сохранялся титул великого князя ВКЛ. На протяжении 70 – 80-х гг. в ВКЛ регулярно проводились общегосударственные соймы. После смерти в 1572 г. короля и великого князя Жигимонта II было признано не только фактически, но и юридически сохранение обособленности ВКЛ. Более того, в 1581 г. создан и начал функционировать Главный трибунал ВКЛ. Но наилучшим свидетельством государственной независимости Великого княжества стало принятие в 1588 г. Свода законов – третьего Статута ВКЛ. В этом юридическом документе ни разу не упоминается про акт Люблинской унии. Согласно Своду законов, ВКЛ оставалось самостоятельным государством не только с особым законодательством, но и со своим государственным аппаратом, армией, финансами, территорией. В Статут не было внесено ни единой статьи, которая бы ограничивала суверенитет Княжества. Наоборот, Статут обязывал государя сохранять неприкосновенность территории ВКЛ, возвращать ранее утраченные земли. Статут предусматривал отмену принципиально важного для поляков пункта постановления Люблинского сойма о праве приобретения поляками земельной собственности в границах ВКЛ. Важным в Статуте было и положение о том, что шляхта Польского королевства не имела права занимать государственные и духовные должности в ВКЛ. Свод законов закрепил одно из коренных требований белорусской шляхты – государственный статус старобелорусского языка на всей территории государства. Как символ государства ВКЛ имело свой государственный герб и печать. Таким образом, конкретно-исторический материал свидетельствует о том, что государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей после 1569 г. строились не на основе акта Люблинской унии, а на условиях, которые предусматривали обособленность обоих государств при одном государе и одном сойме. Вместе с тем это объединение породило и новое государство – Речь Посполитую, в компетенцию которой входили в основном вопросы совместной международной политики и взаимной обороны. Заключение Люблинской унии стало событием, которое предопределило дальнейшую судьбу не только народов ВКЛ и Польши, но и ряда других стран. Это событие имело значительное влияние на положение дел во всей Европе, ибо на ее карте появилось одно из самых больших и могущественных государств –Речь Посполитая.
|