Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отбор эффективных методов и средств спортивной тренировки. Анализ просмотренной тренировки. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Средство — это конкретное содержание действия спортсмена, а метод — это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упражнения, которые условно можно разделить на три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным упражнением. Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики. Соревновательные упражнения — это комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации и выполняемых в соответствии с существующими правилами соревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты. Средства спортивной тренировки разделяются по направленности воздействия на две группы: — преимущественно связанные с совершенствованием различных сторон подготовленности — технической, тактической и т. п.; — преимущественно связанные с развитием двигательных качеств. Методы спортивной тренировки в практических целях принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практические. следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности. К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение, команда, подсказка и др. Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении, непосредственный показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом. Кроме этого следует широко использовать наглядные пособия: Методы практических упражнений условно можно разделить на две основные подгруппы: — методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта; — методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств. Среди методов выделяют методы разучивания движений в целом и по частям. При использовании методов разучивания движений, как в целом, так и по частям большая роль отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются для облегчения задач овладения спортивной техникой. В имитационных упражнениях сохраняется общая структура основных упражнений и обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных действий. Структуру методов определяют характер упражнения в процессе однократного использования данного метода (непрерывный или с интервалами отдыха) и режим выполнения упражнений (равномерный, стандартный или переменный, варьирующий). Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентируемыми паузами отдыха. В качестве других самостоятельных методов следует выделить игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса. Повышение квалификации тренера-преподавателя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию тренировки. Самоанализ оказывает существенную помощь тренеру: тренер лучше осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки, быстрее осваивает на практике методику выбора оптимальных методических вариантов, сопоставляет выдвинутые образовательные, воспитательные и развивающие цели с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности тренера и учащегося на тренировке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы тренера и спортсмена. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов тренировки; Краткий – достижения основных целей и задач; Комплексный – в единстве взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации тренировки; Аспектный - отдельных элементов тренировки. Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Основные положения в схеме анализа тренировки: 1. Краткая характеристика группы: - год обучения; - уровень подготовки спортсменов (ОФП, СФП, СТТП); - количество учащихся по списку; - количество занимающихся на тренировке. 2. Тема тренировки: - образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи. 3. Организационное начало тренировки: - готовность тренера к занятию (конспект или подробный план тренировки); - подготовленность спортсменов (спортивная форма, спортивный инвентарь в индивидуальных видах спорта); - подготовленность спортивного зала, согласно инструкций техники безопасности и охраны труда, наличие спортивного оборудования, необходимого для тренировочного процесса 4. Организационная структура тренировки: - мобилизующее начало тренировки; - последовательность, взаимосвязь и соотношение частей тренировки; - плотность (высокая, средняя, недостаточная) занятия и темп его проведения; 5. Анализ содержания учебного материала тренировки: - место тренировки в теме, связь с предыдущими и последующими занятиями; - последовательность реализации учебного материала на занятии по физической нагрузке; - соответствие программе и уровню подготовленности спортсменов; - соотношение практического и теоретического материала. 6. Общепедагогические и дидактические требования к тренировке: - цель тренировки, соответствие плана и конспекта тренировки поставленной цели; - разнообразие и сочетание форм, средств и методов обучения; - индивидуализация и дифференциация в обучении; - взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов тренировки. 7. Деятельность тренера: - научность и доступность изложения новых знаний; - использование тренером опыта лучших тренеров и рекомендаций методической науки; - организация закрепления учебного материала; - организация самостоятельной работы учащихся; - проверка знаний, умений и навыков обучающихся; - отношение тренера к сознательному усвоению учащимися учебного материала; - задание на дом и проявленное учителем внимание к нему; - пути достижения порядка и сознательной дисциплины на тренировке; - правильность и эффективность использования спортивного инвентаря; - управление учебной деятельностью на тренировке (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками). 8. Деятельность учащихся: - подготовка к тренировке; - поведение учащихся на тренировке – дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.; - интерес и качество самостоятельной работы учащихся; - знание учащимися теории, умение применять полученные знания; - отношение учащихся к тренеру; - степень и характер участия детей в тренировке. 9. Выводы: - выполнения плана тренировки; - достижения целей тренировки; - особенно интересное и поучительное на тренировке; - были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе тренировки, какие, почему, к чему они привели? - причины успеха и недостатки проведенной тренировки; - выводы из результатов тренировки на будущее.
|