Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава седьмая. Ислам называет развод самой ненавистной Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены






ТАЛАК (развод)

Введение

Ислам называет развод самой ненавистной Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов закончились безуспешно.

Предупредить развод лучше, чем использовать его как средство “лечения”

Лучшее средство предупреждения развода заключается в том, чтобы в первую очередь убедиться, что партнеры подходят друг другу. Это — одна из причин, обусловивших Исламскую модель “устроенного” брака, когда родители, семья и другие мусульмане могут помочь молодым людям в выборе будущих супругов, а не оставлять их наедине с капризами молодости, эмоций и физического влечения, которые наверняка не могут быть надежной основой для брака.

Однако, если бы мы сказали, что выбор супруга основан лишь на том критерии, что он и она известны как “добрый мусульманин” и “добрая мусульманка”, этого было бы явно недостаточно! Все мы являемся братьями и сестрами по Исламу, но мы не обязательно нравимся друг другу и во всем друг с другом соглашаемся. И тогда на помощь нам приходят наша вера и терпение. Существует и такая проблема, как Кафа’а (совместимость, равенство). Редкая супружеская пара может преодолеть слишком большую разницу партнеров в статусе, классовой принадлежности, образовательном уровне и пр., в особенности если более высокий уровень именно у жены, а не у мужа. И хотя в Исламе не существует “кастовой системы”, желательно выбирать себе партнера, происхождение и образовательный уровень которого практически не отличаются от вашего. Мы должны вступать в брак с открытыми глазами и с самого начала убедиться в том, что нам известно, кто же такой наш будущий супруг? Взаимная приверженность Исламу — это одна из самых верных и надежных основ брака, но нужно учитывать также и соображения обыденного плана. Можно услышать и о таких браках, где оба супруга в равной степени привержены Исламу, но стремятся выразить это различными и, более того, несовместимыми между собой путями. Сможете ли вы смириться с частыми отсутствиями мужа, связанными с выполнением им задач Да’уа, или принимть в своем доме непрерывный поток гостей, разъезжающих по разным местам, чтобы призывать людей в Ислам? Некоторые из нас прекрасно себя чувствуют в постоянном окружении людей. Другие же будут отчаянно молить о спокойствии и тишине... Некоторые люди с радостью вступают в брак с партнерами, принадлежащими к другой национальности, используя положительные моменты от слияния и взаимообогащения двух различных культур и образов жизни в целях создания истинно Исламской атмосферы в семье. Другие чувствуют себя в смешанном браке некомфортно, и намного более непринужденно и уютно — с партнером-уроженцем своей страны. Но нельзя указать путь, который одинаково подходит для всех. Когда дело коснется брака, будьте начеку и прислушивайтесь к тому, что подскажет вам ваше внутреннее чувство. Если же вы по какой-либо причине сомневаетесь или не можете принять окончательное решение, лучше повременить, чем бросаться заключать такой брак, который может оказаться для вас неподходящим выбором.

Нужно также реалистически смотреть на брак: чтобы привыкнуть друг к другу, приспособиться к образу жизни партнера, необходимо время. Может случиться даже так, что первая брачная ночь вас несколько разочарует! Брак — это то, над чем необходимо трудиться; оба супруга должны в первую очередь отдавать, а затем уже брать. Развод не должен использоваться в качестве своеобразной “аварийной кнопки” после первой же ссоры. Большинство пар вам докажут, что ссора — это неотъемлемая часть “взлетов” и “падений” в семейной жизни. Чтобы брак стал успешным, действительно потребуется время. Он немного походит на пару обуви — она становится более удобной со временем!

Если брак не состоялся

Однако, браки по многим причинам могут и не состояться. Мы же все-таки только люди и можем совершать в браке ошибки, как, впрочем, и во всех других делах. Иногда супруги могут настолько далеко разойтись в своих интересах, что это серьезно повлияет на их брак. Если брак начинает разваливаться, супругам следует приложить все усилия, чтобы достичь примирения, но если он действительно подошел к своему завершению, Ислам не осуждает их на вечную жизнь в несчастливом браке. Развод — это крайнее и последнее средство. Но это не прерогатива мужчины, которую он может использовать по своему капризу, хотя подобный миф о процедуре получения развода в Исламе очень распространен на Западе. В Исламе существуют различные виды развода. И вы даже можете письменно оговорить свое право на развод в брачном контракте. Многие женщины скромно отвергают это право, но в наши грустные времена необходимо поднять голову и заявить, что это право стоит того, чтобы о его соблюдении позаботиться заранее. Некоторые мужчины злоупотребляют институтом брака, и женщинам следует защищать себя и в то же самое время быть уверенными в себе и стремиться прилагать усилия к тому, чтобы сделать брак успешным.

Начать процедуру развода вправе любой из супругов, или же оба они могут прийти к взаимному решению расстаться друг с другом. Различные виды развода в Исламе кратко охарактеризованы ниже1.

Талак

Это развод по инициативе мужа. Он предполагает троекратное провозглашение развода — произнесение вслух слова “Талак” или подобной фразы. Однако они не могут быть произнесены все сразу, без разрыва во времени, а также в период, когда у женщины происходит менструация2. Продолжительность времени между каждым случаем провозглашения развода должна соответствовать месячному циклу жены, длительность которого у каждой женщины конечно же различна. В период времени между провозглашениями развода необходимо делать все возможное, чтобы спасти брак, а женщина имеет в это время право на полное содержание мужем.

Женщина также может иметь право начать развод (Талак), если об этом была договоренность до заключения брака, а также особо оговорено в брачном контракте. Многие женщины слишком застенчивы или неохотно включают подобное условие в свой брачный договор, но это их полное право, предоставленное им Исламом.

* ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ. Следует сказать, что после первого произнесения слова “талак” жена имеет право не только на содержание и жилье, но и на доброе обращение со стороны мужа в течение трех месячных периодов (иддат). В это время, или позднее, они могут примириться и продолжать жить как супруги. Это есть первое провозглашение развода. Если после примирения, не дай Бог, отношения между супругами снова обострились и весь процесс повторился снова, по законам Ислама они все равно имеют право примириться и их супружеские отношения будут продолжаться дальше. Суть и цель иддат как раз и состоит в том, чтобы дать супругам возможность примириться и сохранить семью собственными усилиями или усилиями родственников. Если же этот процесс будет иметь место и в третий раз, то после этого согласно законам Ислама супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой и Ислам выступает за то, чтобы они развелись. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии ряда условий, о которых говорить здесь подробнее мы не имеем возможности. При необходимости более глубокого выяснения всех связанных с этим вопросов мы рекомендуем обратиться к знающим людям из числа мусульман или к Исламским ученым, пользующимся доброй репутацией

Хул’

Это еще один вид развода, и здесь его инициатором является жена. В этом случае она обязана уплатить мужу компенсацию, т.е. вернуть Махр 3.

Женщина получила право на такой вариант развода, чтобы иметь возможность освободиться от невыносимого для нее брака. Из литературы по Хадисам известны случаи, когда женщины получали развод — Хул’ — по причине того, что больше уже не могли выносить совместную жизнь с мужем4. Никому не следует продолжать жить в браке, который стал нестерпимой мукой и может вынудить женщину нарушить законы Ислама.

Женщина вправе требовать Хул’, и хотя Ислам в целом не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить ее, если все попытки примирения не принесли положительного результата5. Об этом печально говорить, но в наши дни приходится слишком часто слышать о таких браках, когда муж обращается с женой ужасающе жестоко, но при этом не желает развестись с ней сам или дать ей развод. Таким мужчинам необходимо напомнить слова Аллаха:

“Когда вы разведетесь с женами и когда они достигнут определенного для них срока (иддат): тогда или удерживайте их благопристойным образом, или отпускайте их благопристойным образом. Не удерживайте их против их воли, поступая с ними несправедливо; кто поступает так — тот делает зло себе самому...”

(Коран: Сура 2, Аят 231)

Мубара’ах

Это развод по взаимному согласию супругов.

Ли’ан

Такой способ развода применяется тогда, когда муж обвиняет жену в супружеской неверности (измене). По законодательству Ислама для подтверждения акта супружеской измены необходимы показания четырех беспристрастных свидетелей, которые должны четко подтвердить, что конкретный мужчина или женщина действительно совершили супружескую измену. Если муж не может доказать, что такая измена имела место, он должен четыре раза поклясться Аллахом в том, что говорит правду. Жена должна или признать свою вину, или поклясться в своей невиновности. Оба супруга должны также призвать на себя проклятья Аллаха на тот случай, если они дают лживые клятвы. Если же никаких доказательств вины или невиновности получить невозможно, брак считается непримиримым и расторгается.

“А те, которые бросают обвинение в своих жен, и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них — четыре свидетельства Аллахом, что он правдив, а пятое, — что проклятие Аллаха на нем, если он лжец. И отклоняется от нее наказание, если она засвидетельствует четырьмя свидетельствами Аллахом, что он лжец, а пятым, — что гнев Аллаха на ней, если он правдив”

(Коран: Сура 24, Аяты 6—9)

Опека детей

Малолетние дети остаются под опекой матери в том случае, если она сможет дать им надлежащее воспитание. Отец должен обеспечить детям полное содержание и выплатить компенсацию матери6. Дети обычно остаются под опекой матери, пока она не вступит в новый брак7, а если дети достаточно взрослые, они могут высказать свое желание, которое также надлежит принять во внимание8. Интересы детей играют ключевую роль: им надлежит жить с тем из родителей, который сможет лучше позаботиться о них и воспитать их в духе Ислама.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Существует много серьезных проблем, которые в данной книге невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Любой из сестер, которая окажется в подобной ситуации, мы настоятельно советуем проконсультироваться у достойного доверия ученого и у надежных мусульман, а также обратиться в соответствующую организацию (“Линия помощи мусульманским женщинам” и пр.), и только после этого решать, стоит ли прибегать к такому серьезному средству, как развод.

Выводы

Ислам разрешает развод, но рассматривает его как крайнюю меру. Лучше предотвратить развод, внимательно отнесясь к выбору будущего супруга и серьезно настроившись прилагать все усилия к тому, чтобы брак состоялся, чем использовать расторжение брака в качестве “средства излечения себя” от неудачного брака. Вопреки широко распространенному мнению о том, что развод — это всего лишь три раза произнесенное “Талак! Талак! Талак! ”, он имеет несколько видов, но мы опять-таки искренне советуем приложить максимум усилий к достижению примирения. Малолетние дети обычно остаются с матерью, но отец несет ответственность за их содержание. При назначении опеки в первую очередь руководствуются интересами детей.

Замечания и ссылки

  1. Аль-Фаруки, “Women, Muslim Society and Islam”, с. 72 ff.
  2. Это обусловлено существованием запрета вступать в половую связь во время менструаций; в это время в душе мужа может усиливаться мысль о разводе из-за невозможности получить соответствующее удовлетворение. См.: Кардауи, “The Lawful and Prohibited in Islam”, с. 213.
  3. Подарок жениха невесте, одно из обязательных условий заключения брака. Ислам охраняет право невесты на выбор подарка и полное, независимое от кого-бы то ни было распоряжение им. См.также: Кардауи, указ. раб., с. 219.
  4. Маудуди, “The Laws of Marriage and Divorce in Islam”, с. 36 ff.
  5. Маудуди, там же, сс. 40—41.
  6. Абдалати, “The Family Structure in Islam”, c. 246.
  7. Рахман, “Role of Muslim Women”, c. 314.
  8. Там же.

Краткий словарь

Аурат: части тела, которые должны быть скрыты согласно Исламскому стилю одежды.

Ахадис: Хадисы (множественное число от “Хадис”).

Гусль: полное, систематичное (с соблюдением определенной последовательности) омовение всех частей тела.

Дин: религия, образ жизни.

Ду’а: моление (обращение к Аллаху с мольбой, просьбой), совершаемое как на арабском, так и на родном языке.

Дупатта: головная накидка из пленки, которая надевается вместе с шалвар-хамиз.

Ибадат: поклонение Аллаху, действия выражения веры.

Икамат: клич (призыв) к молитве, произносимый перед самым началом коллективной молитвы. Слова Икамата немного отличаются от слов Азана, т.е. призыва к молитве, произносимого тогда, когда подходит время молитвы.

Имам: человек, руководящий молитвой мусульман, в частности, коллективными молитвами.

Иман: вера, верование.

Истихадат: неменструальные маточные кровотечения.

Кааба: сооружение кубической формы в Мекке, являющееся ориентиром, в направлении которого поворачиваются мусульмане во время совершения молитвы.

Мазхаб: школа мысли в Исламской юриспруденции; существуют следующие четыре богословские правовые школы: Ханбалиты, Маликиты, Ханафиты и Шафииты, названные по именам их основателей, Имамов — Ханбала, Малика, Ханафи и Шафи’и.

Махрем: близкий родственник женщины, с которым ей запрещено вступать в брак и в присутствии которого правила Хиджаб могут послабляться (т.е. отец, брат, сын, дед, дядя, племянник, а также свекор и молочный брат. Соответствующие родственницы-женщины являются Махрем по отношению к мужчине).

Мукалляф: взрослая, ответственная за себя и свои поступки.

Мусхаф: экземпляр Корана на арабском языке.

Нифас: послеродовое кровотечение, длительность которого может достигать 40 дней с момента родов.

Салят: пять ежедневных обязательных молитв, которые включают в себя чтение наизусть Аятов из Корана и других религиозных ритуальных текстов, а также определенные движения тела и пр.

Сахаба: арабское слово, которое означает " Сподвижники Пророка Мухаммада" (да благословит его Аллах и приветствует).

Сунна: это действия, высказывания Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а также события, свидетелем которых он был, и которые были им одобрены.

Такбир: произнесение слов “Аллаху Акбар”, " Аллах — Велик! ". Такбират-аль-Ид — это определенные фразы, прославляющие Аллаха, которые обычно произносятся на собрании верующих-мусульман перед молитвами Ид.

Тауаф: обход Каабы; это один из основных ритуалов Хаджа и ‘Умры.

Тахарат: чистота, состояние очищения в ритуальном религиозном смысле.

Ташаххуд: часть Салят, в которой человек произносит “Ат-тахияту Лилляхи...” сидя.

‘Умра: “малый Хадж”, который может быть совершен в любое время года.

Ууду: частичное (малое) омовение, совершаемое после испускания кишечных газов, мочи, кала и пр. Это акт специального очищения, осуществляемый по определенному порядку перед началом молитвы и служащий для перехода человека от обычного состояния к молитвенному.

Хадж: паломничество в Мекку, совершаемое раз в год во время Исламского лунного месяца Зульхиджа. Это один из пяти столпов Ислама; Хадж должен быть совершен хотя бы раз в жизни каждым мусульманином, у которого для этого есть необходимые средства и возможности.

Хадис: повествование, рассказ, в которых переданы изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или идет речь о совершенных, а также одобренных им делах и поступках.

Хайд: менструация, месячный период.

Хиджаб: принятый Исламом стиль одежды для женщин, а также соответствующая жизненная позиция, стиль поведения; данное слово часто используется также для обозначения покрытия головы.

Хутбат: служба, речь, в частности, служба, проводимая во время Пятничных (Джум’а) молитв.

Шалвар-хамиз: традиционный вид одежды для Индии, Пакистана, Бангладеш и др.; костюм, состоящий из свободных брюк и длинной блузы (рубахи) или платья.

Литература

Абдалати, Хаммуда: “Islam in Focus”, W.A.M.Y. Riyadh, n.d.

Абдалати, Хаммуда: “The Family Structure in Islam”, American Trust Publications, 1977.

Бадауи, Джамал А.: “Al-Taharah-Purity and State of Undefilement”, Исламский Учебный Центр, Плэнфилд, Индиана, 1979.

Бадауи, Джамал А.: “The Muslim Woman’s Dress According to the Qur’an and Sunnah”, Та-На Publishers, Лондон, 1980.

Имам Аль-Байхаки: “The Seventy-Seven Branches of Faith”, The Quilliam Press, Dorton (Buckinghamshire), 1990.

Бакли, Силма: “Islamic Parenting, The Natural Alternative”, Ассоциация вновь принявших Ислам мусульман Сингапура, 1991.

Баласкас, Джанет: “Active Birth”, Unwin Paperbacks, Лондон, 1983.

Бронсмиллер, Сюзан: “Femininity”, Paladin, Лондон, 1986.

Брук, Данэ: “Naturebirth: Preparing for Natural Birth in an Age of Technology”, Penguim, Лондон, 1976.

Аль-Бухари, см.: Хан, Доктор Мухаммад Мухсин.

Дой, Абдур-Рахман: “Women in Shari’ah (Islamic Law)”, Та-На Publishers, Лондон, 1989 (2-е издание).

Имран, Мухаммад: “Ideal Woman in Islam”, Islamic Publications Ltd. Лахор, 1981 (2-е издание).

Аль-Кайси, Маруан Ибрахим: “Morals and Manners in Islam: a Guide to Islamic Adab”, The Islamic Foundation, Лестер, 1986.

Аль-Канади, Абу Билал Мустафа “The Islamic Ruling on Music and Singing in the Light of the Qur’an, the Sunnah and the Consensus of Our Pious Ancestors”, Abul-Qasim Bookstore, Джидда, 1991.

Аль-Канади, Абу Билал Мустафа: “The Islamic Ruling Regarding Womеn’s Dress According to the Qur’an and Sunnah”, Abul-Qasim Publishing House, Джидда, 1991/1411АН.

Аль-Кардауи, Юсуф: “The Lawful and the Prohibited in Islam (al-Halal wal Haram fil Islam)”, Shorouk International, Лондон, 1985.

Китзингер, Шейла: “The Experience of Breastfeeding”, Penguin, Лондон, 1979.

Левеллин-Джонс, Дерек: “Breastfeeding: How to Succeed”, Faber & Faber, Лондон, 1983.

Лему, Б. Айша и ХИРИН, Фатима: “Women in Islam”, Исламский Совет Европы, Великобритания, 1978.

Маудуди, Маулана Сйид Абуль А, аля: “Purdah and Status of Women in Islam”, Маркази Мактаби Ислами, Дели, 1981 (2-е издание).

Маудуди, Маулана Сйид Абуль А, аля: " The Laws of Marriage and Divorce in Islam", Islamic Book Publishers, Kuwait, 1993.

Международная Лига La Leche: “The Art of Breastfeeding”, Angus & Robertson, North Ryde NSW/London, 1988.

Ас-Саббагх, доктор Абдулла Тауфик: " Al- Hayd wa'l- Nifas, Dalil al- Mar'ah al Muslimah fi'l-Dima' al-Fitriyyah", Макатабат ан-Нур, Хелиополис, Каир.

Саувар, Гулам: “Sex Education: The Muslim Perspective”, Трест Мусульманского образования, Лондон, 1989.

Сиддики, Мухаммад Саид: “The Blessed Women of Islam”, Kazi Publications, Лахор, 1982.

Стэнуэй, доктор Эндрю: “Why Us? a Common-sense Guide for the Childless”, Granada, Sf. Albans, 1980.

Таха, доктор Ахмед: “Medicine in the Light of the Qur’an and Sunnah”, Та-На Publishers, Лондон, 1993.

Фазлул-Карим, Аль-Хадж Маулана: “Аль-Хадис” (в 4 томах), Дом Книги, Лахор, n.d.

Аль-Фаруки, Ламья,: “Women, Muslim Society and Islam”, American Trust Publications, Индианаполис, 1408/1988.

Филипс, Абу Амина Билал: “Tafsir Soorah al-Hujuraat” Tawheed Publications, Riyadh, 1988/1409.

Хан, Гулам Мустафа: “Personal Hygiene in Islam”, Та-На/Исламская медицинская ассоциация, Лондон, 1982.

Хан, доктор Мухаммад Мухсин: “The Translation of the Meanings of Sahih al-Bukhari”, Китаб Бхаван, Нью-Дели, 1987 (переиздание).

Хатчинсон, Сара: “The Hijab in Classical and Modern Muslim Scholarship”, неопубликованная диссертация на получение ученой степени Доктора, Школа исследований Востока и Африки, Университет Лондона, 1987.

Шлейфер, Алиа: “Motherhood in Islam”, Исламская Академия, Кэмбридж, 1986.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал