Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первоистоки исламского Востока
В состав одного из крупнейших государств раннего Средневеко- вья – Арабского халифата – вошли огромные территории Иберийского полуострова, Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. Объединение столь разных частей света дало импульс к изучению и сопоставлению действовавших там законов, обычаев, нравов. На эту тему писали арабские завоеватели и наместники, ученые, купцы, пу- тешественники, например ал-Баладури, ибн Хордадбе, ат-Табари, ибн Фадлан, ал-Масуди, ал-Хамдани, ибн Русте и многие другие. Нередко такие исследования проводились по указанию халифов. Так, халифы ал-Мансур, Харун ар-Рашид отправляли в разные части света ученых, чтобы они изучали религию, государственное устройст- во, достигнутый в этих странах уровень научных знаний. На средства халифов приобретались и переводились на арабский язык греческие, римские, индийские, персидские книги. В начале IX в. появились первые книги арабских авторов, посвященные Ближнему Востоку, Северной Африке, Индии1. Эту традицию продолжили многие исламские правители, в том числе Махмуд Газнави, завоевавший многие царства Центральной Азии и Индостана. По его приказу они стали объектом исследований многих ученых. В их числе был и аль-Бируни. Плененный после раз- рушения родного Хорезма, он в течение 13 лет (1017–1030) собирал сведения об Индостане. Впоследствии они были изложены в книге «Индия», в которой представлен один из первых очерков исламского сравнительного правоведения. Аль-Бируни писал: «Греки получали религиозные и гражданские законы от своих мудрецов, таких как Солон, Дракон, Пифагор, Ми- нос и им подобные, которые были призваны для этого дела и якобы пользовались божественной помощью… Во времена Дария Первого, правившего после Кира, римляне отправили послов к афинянам и по- лучили от них законы в двенадцати книгах… Точно так же обстоит дело с индийцами, так как они полагают, что их религиозный закон и его отдельные предписания исходят от риши – мудрецов, столпов их религии, а не от пророка»2. Аль-Бируни сопоставлял разные государственные и социальные институты, выделяя общее и особенное в праве исламского и неислам- ского мира. Так, рассуждая о становлении кастовой системы, ученый отмечал: «Индийцы в наши дни обладают всеми этими сословными и кастовыми установлениями в изобилии, так что наша полная проти- воположность им в этом и то, что у нас – все равны, кроме как в страхе перед Аллахом, является огромным препятствием, которое отделяет их от ислама»1. Интересен анализ влияния религиозных заповедей на светские зако- ны об уголовной ответственности. Обращаясь к этой теме, аль-Бируни писал: «Обычаи индийцев в этом отношении схожи с обычаями хри- стиан, ибо строятся на принципах добра и воздержания от зла, а это – полный отказ от убийства, отдавать тому, кто отнял верхнюю одежду, рубаху, подставлять правую щеку тому, кто ударит по левой, благослов- лять врага и возносить молитвы за него. Клянусь жизнью, этот образ действия превосходен! Однако обитатели этого мира далеко не все фи- лософы, а в большинстве своем – невежественные и заблуждающиеся люди, которых можно держать на прямом пути только мечом и бичом. С тех пор, как Константин Победитель обратился в христианство, меч и бич не знали покоя, ибо без них нельзя было бы управлять. Индийцы следовали тем же путем, ибо передают, что дела прав- ления и войны в прошлом принадлежали брахманам, но мир от этого пришел в расстройство, так как они осуществляли управление, соглас- но с требованиями религиозных книг, умозрительным путем. Но они ничего не могли поделать с порочными и злыми людьми, и для них стало почти невозможным руководить по законам религии. Они сми- ренно молились своему Господу, пока Брахма не выделил для них те обязанности, которые они несут, и не отдал управление и ратное дело кшатриям. С тех пор… наказание людей за грехи осуществляется не учеными, а царями»2. Сравнительно-правовые приемы исследования широко применя- лись и суфийским мудрецом аль-Газали. В книге «Наставление правите- лям» он создал учение об основах управления государством, опираясь не только на слова Корана, других священных книг, но и на сопостав- ление государств и форм правления. Основной его целью был поиск праведного пути. Он искал его в историях о жизни правителей, легендах, пословицах и притчах, вы- сказываниях мыслителей прошлого – Аристотеля, Сократа, Платона, аль-Басри, ибн-Кайса и др. Аль-Газали рассказывал о царях Древнего Ирана, которые «правили делами мира четыре тысячи лет». Их правление было столь долгим, объяснял он, потому что они «были справедливы по отношению к под- данным, и потому, что они соблюдали строгость в делах»1. Он раскрывал таинства праведного правления, обобщая опыт многих царств: «Прежние правители придавали большое значение строитель- ству, потому что они знали: чем больше будет процветать государ- ство, тем богаче и благодарнее будут подданные. И они знали, что правы мудрецы и ученые, которые сказали: «Религия держится ца- рем, царь – войском, войско – деньгами, деньги – развитием страны, а страна – справедливостью между подданными». Они не мирились с несправедливостью и жестокостью и не соглашались с нарушением прав и притеснением своих подданных, так как знали, что поддан- ных не удержать жестокостью, а земли и страны рушатся, если власть над ними берут тираны»2. Примером для аль-Газали служил Хосров Ануширван Справедли- вый, который правил в Иране в середине VI в. и объяснял таинства своего правления так: «Я ничего не приказываю по незнанию, и если я приказываю что-то, я завершаю это и не бросаю его из-за страха или по просьбе, и я, поистине, не меняю ничего из того, что я приказал»3. Достойным было и правление халифа ал-Мамуна, который выделял два дня в неделю для дискуссий с законоведами4. Вместе с тем аль-Газали доказывал, что правитель должен быть не только справедливым, мудрым, твердым в решениях, но и добро- детельным в жизни, потому что «простой народ портится и становится безнравственным вслед за правителями»5. «Разве ты не знаешь из истории о том, – продолжал он, – что во вре- мя правления Валида ибн Абдель-Малика из династии Омейядов люди занимались строительством и сельским хозяйством, при правлении Сулеймана ибн Абдель-Малика люди погрязли в чревоугодии, увлек- лись украшением мест для принятия пищи и окуриванием их благо- вониями, удовлетворением своих желаний и исполнением прихотей. А при Умаре ибн Абдель-Азизе люди проводили свое время в по- клонении и воздержании… Во все времена подданные берут пример со своего правителя, поступают как он и подражают его делам, дур- ным или благим»1 . Первоистоки Западной Европы В Западной Европе традиции сравнительного правоведения были заложены составителями хроник и летописей, церковных историй и биографий правителей, в которых описывались и сопоставлялись действовавшие в разных странах законы и обычаи. Так, Беда Достопочтенный в книге «Церковная история народа англов» рассказывал об обычаях бриттов, пиктов, скоттов, саксов, англов, населявших Британские острова, и о многочисленных госу- дарствах, образованных ими, – Нортумбрии, Эссексе, Кенте, Мерсии, Дейре и др. Особое внимание он обращал на то, как христианство постепенно смягчало нравы, изменяя сознание людей. Без духовной идеи, убеждал Беда, общество обречено. И чем больше в нем становится богатств, тем быстрее наступает распад. Доказывая этот тезис, он рассказывал о призвании в Британию саксов: «С прекращением вражеских нападе- ний на острове случился такой обильный урожай зерна, какого прежде никто не помнил. За изобилием пришла роскошь, сопровождаемая всеми видами преступлений; в особенности возросли зависть, нена- висть к истине и любовь ко лжи, так что те, кто были мягче прочих и более привержены истине, без жалости оскорблялись и избивались, как если бы они были врагами Британии. И не только простые люди были повинны в этих преступлениях, но и паства Господня, и даже ее пастыри. Отвергая легчайшее бремя Христово, они взваливали на себя ношу пьянства, злобы, сварливости, раздора, зависти и других подоб- ных грехов. В это время на испорченный тот народ внезапно напала губительная чума, которая весьма быстро скосила такое количество лю- дей, что оставшихся в живых не хватало даже на то, чтобы похоронить мертвых. Но тех, кто выжил, ни смерть родных, ни даже страх собст- венной погибели не смогли излечить от чумы духовной, порожденной их грехами; поэтому вскоре на погрязший в грехе народ обрушилась новая, еще более тяжкая кара за его преступления… Они согласились с тем, что следует призвать на помощь саксов из-за моря. Как показали дальнейшие события, это зло было послано им Божьим промыслом в наказание за все их нечестивые дела»1. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо было сле- довать христианским заповедям так, как это было в Нортумбрии, где под властью короля Эдвина «царил такой мир, что женщина с грудным младенцем на руках могла пройти через весь остров от моря до моря безо всякого вреда для себя». Продолжая, Беда Достопочтенный писал: «Этот король так заботился о благе своего народа, что велел установить на дорогах возле источников с чистой водой столбы и повесить на них медные кубки для утоления жажды путников. Никто не смел уносить их или использовать не по назначению – не из страха, но из любви к королю»2. Во многом те же идеи принизывали книгу Эйнхарда «Жизнь Карла Великого». Ее он начал с описания правления Меровингов, указывая, что в этом роде уже давно «не было никакой жизненной силы и ниче- го замечательного, кроме пустого царского звания»3. Иным образом была представлена новая династия Каролингов, и прежде всего Карл Великий, который не только укрепил государство франков, но и соз- дал на его основе великую христианскую империю, в которую вошли многие страны Западной и Центральной Европы. Эйнхард отмечал, что империю Карла Великого населяли разные на- роды, в каждом из которых были свои законы и обычаи. Даже в самом франкском государстве право не было единым. Действовали законы салических и рипуарских франков, которые в свою очередь «во многих местах весьма различались»4. По свидетельству Эйнхарда, Карл Великий, став императором, решил усовершенствовать законы франков – «добавить то, что не- доставало, устранить расхождения и исправить плохо или с ошибками изложенное». Кроме того, «он приказал записать и письменно изло- жить устные законы всех подвластных ему народов»1. По сути, была поставлена задача проведения полномасштабной правовой реформы. Но в ее решении Карл Великий не преуспел – ничего из задуманного не исполнил, «если не считать того, что добавил к законам несколько глав, но и они не были завершены»2. Такое едва скрываемое него- дование, возможно, было вызвано тем, что Эйнхард сам участвовал в подготовке реформы, будучи одним из ближайших сподвижников Карла Великого. Впрочем, Эйнхард дал и вполне понятное объяс- нение отказа от ее проведения: слишком «сильные различия»3 су- ществовали между законами и обычаями не только самих франков, но и остальных народов, населявших империю, – саксов и данов, славян, аварцев и др. В развитии сравнительного правоведения заметное место при- надлежит «Хронике» епископа Титмара Мерзебургского, в которой описаны обычаи скандинавских народов до принятия христианства4, а также религиозные и правовые нормы славянских племен – поляков и лютичей. Как отмечал летописец, в Польше «много различных обычаев, хоть и свирепых, но иногда достойных похвалы», потому что «без суровых наказаний нельзя править ко благу правителя» и потому что «в наше время более, чем право и обычаи, господствует свобода грешить»5. Описывая общественное устройство лютичей, он подчеркивал, что ими «не управляет какой-то один правитель» и что решения у них «обсуждаются в общем собрании, после чего все должны дать согласие на проведение его в исполнение»6. Существенные особенности отличали и правовое устройство Бур- гундского королевства. В нем была ослаблена «узда законности», а ко- роль, по сути, лишен власти. «Никто, как я слышал, – отмечал Титмар Мерзебургский, – не правит королевством так, как он; он обладает лишь титулом и короной»7. С тревогой он писал и о Киевской Руси, разделенной после смерти святого князя Владимира между его сыновьями: «Я опасаюсь, что по- следует то, исполнения чего предвещает голос истины; ведь говорит Он: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» и прочее. Пусть молится все христианство, дабы Бог изменил этот приговор в тех землях»1 Первоистоки Русской Земли На Руси традиции сравнительного правоведения были заложены «Повестью временных лет» – первым ее летописным сводом. После потопа, повествовал летописец Нестор, трое сыновей Ноя Сим, Хам и Иафет разделили между собой всю землю. Иафету дос- тались северные и западные страны. От племени Иафета произошли многие народы, в том числе и славяне: моравы и чехи, белые хорваты и сербы, поляки и многие племена земли Русской – поляне и древляне, дреговичи, полочане, северяне и вятичи, радимичи и др. У каждого из славянских племен было свое княжение. И все они имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждое – свой нрав. Так, поляне имели «обычай отцов своих кроткий и тихий» и были «стыд- ливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями». Иными в летописи предстают обычаи других славянских народов, которые «жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды… И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем де- лали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон»3. Свои законы и обычаи были у других народов земли. Ссылаясь на византийского летописца Георгия Амартола, Нестор отмечал, что «каждый народ имеет либо письменный закон, либо обычай, который люди, не знающие закона, соблюдают как предание отцов»4. В под- тверждение он не только воспроизводил вслед за Георгием Амартолом законы и обычаи сирийцев, бактрийцев, индусов, персов, британцев. Он дополнял эту картину своими рассказами о нравах половцев с целью не только показать различия половецких и славянских племен, но и под- черкнуть единство христианского мира, «где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру» и имеют «единый закон, поскольку… крестились во Христа и во Христа облеклись»1.
|