![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Малыша второго года жизни
Речь – это поведение мышления или внешнее выражение ума. Мышление составляет, а речь выражает суть умственных (или интеллектуальных) способностей человека. Обозначение словом интересующих малыша предметов, явлений, как и способность самостоятельно передвигаться в пространстве, резко расширяет возможности ребенка в познании окружающего мира, что обусловливает ряд трудностей, связанных с необходимостью активного включения его способностей самостоятельно преодолевать импульсивные действия. Возникает первый кризис эмоционального развития ребенка – временная дезадаптация, связанная с трудностями регуляции своей деятельности. Прежние способы взаимодействия с окружающей средой оказываются недостаточными. Ребенок попадает в ряд ситуаций, где взрослый не управляет непосредственно процессом взаимодействия и малыш вынужден научаться управлять своими импульсивно возникающими эмоциональными действиями и подчинять свое поведение условиям среды и правилам реализации той или иной деятельности. Способность подчинять свое поведение эмоционально значимой цели, когда ожидаемый образ как результат - желаемый продукт, начинает направлять и исправлять действия ребенка и становится основным новообразованием личностного развития малыша в этот период его жизни. Следует обратить внимание родителей на различие и связь невербального (чувственного) и вербального (т.е. словесного, понятийного) мышления. Обозначение того или иного явления понятием (словом) оказывается для малыша осмысленным и личностно значимым только тогда, когда он имел достаточный чувственный опыт восприятиясвойств этого явления: визуально (цвет, линии, форму), аудиально (высоту, ритм, тембр и динамику звуковых особенностей), тактильно-кинестетически (ощущения от прикосновений и мышечных движений), обонятельно (особенности запахов) и на вкус. Только соотнесение такого, т.е. чувственного, невербального, опыта восприятия с понятием (вербальным, словесным обозначением), которым взрослые называют данное явление, порождает нормальное овладение речью, возможность оперирования явлениями в абстрактном, т.е. речевом режиме. Отсюда несложно сделать вывод о значимости (роли) создания таких условий жизни для малыша, которые бы способствовали удовлетворению врожденной потребности в новых впечатлениях, обеспечивающих развитие восприятия – основы познания окружающего мира, основы мышления. Три главных признака познания необходимо иметь в виду родителям: 1) перцептивные действия, т.е. умение выделять главные и второстепенные свойства воспринимаемых предметов; 2) осознание сенсорных эталонов (например, цвета, формы и размера того или иного предмета или высоты и динамики звуков); 3) действия соотнесения как основы мышления. Далее мы приведем характеристику качественных нормативов развития по каналам восприятия индивида и проанализируем особенности личностного развития ребенка (см. табл.20, 21, 22, 23). Таблица 20
|