Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сроки применения дисциплинарного взыскания (ст. 200 ТК).
- дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске; - при рассмотрении материалов о дисциплинарном проступке правоохранительными органами дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела; - днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен; - дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, - не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Порядок обжалования дисциплинарных взысканий (ст. 202 ТК): - дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном Трудовым кодексом; - орган, рассматривающий трудовой спор, с учетом степени вины работника, соответствия дисциплинарного взыскания тяжести дисциплинарного проступка, обстоятельств, при которых проступок совершен, предшествующего поведения работника на производстве и его отношение к труду вправе отменить дисциплинарное взыскание; - вышестоящий орган (руководитель), рассматривающий трудовые споры отдельных категорий работников с особым характером труда (ст. 204 ТК), вправе отменить, смягчить или усилить (в пределах предоставленных ему полномочий) дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим органом (руководителем), если установит, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка; - усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о наложении дисциплинарного взыскания рассматривался по жалобе работника; - после отмены дисциплинарного взыскания в соответствии с частью второй ст. 202 ТК наниматель может применить к работнику более мягкое дисциплинарное взыскание, если не истекли сроки, предусмотренные ч. 2, 3 и 4 ст. 200 ТК, в которые не включаются сроки рассмотрения трудового спора в органах по рассмотрению трудовых споров. Снятие и погашение дисциплинарного взыскания (ст. 203 ТК): - если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа (распоряжения), постановления; - орган (руководитель), применивший взыскание, имеет право снять его досрочно до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя, профсоюза или иного представительного органа (представителя) работников, а также по просьбе работника; - досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением), постановлением.
Понятие и значение охраны труда. Службы охраны труда. Организационно- правовые формы обеспечения охраны труда. Понятие материальной ответственности по трудовому праву. Виды (размеры) материальной ответственности: основания наступления полной материальной ответственности, ограниченная материальная ответственность.
Легальное определение понятия «Охрана труда» содержится в статье 221 Трудового кодекса Республики Беларусь. Законодатель определил, что под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. В юридической литературе охрана труда рассматривается с одной стороны как один из принципов трудового права, а с другой стороны как самостоятельный институт данной отрасли права. В нормотворческой практике понятие «Охрана труда» употребляется в широком и узком смысле. Охрана труда в широком смысле - это содержание всех норм трудового права. Например, в широкое понимание охраны труда следует включить: - комплекс правовых мер, направленных против необоснованных увольнений с работы; -меры, направленные на недопустимость массового заключения контрактов с работниками, которые принимались на работу по трудовому договору на неопределенный срок, без учета условий, предусмотренных законодательством о труде, регламентирующих правоотношения по контрактной системе найма; - отклонения от нормативного режима рабочего времени и времени отдыха; - мероприятия, касающиеся социальной защиты наемных работников и др. С правовой точки зрения в более узком понимании этот термин употребляется как система нормативно-правового обеспечения организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно профилактических мер и средств, направленных на недопущение случаев травматизма и заболеваемости на производстве. Правовые нормы, предусмотренные институтом охраны труда в отрасли трудового права, включают в себя: · правила и нормы по охране труда и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые); · санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы; · государственные стандарты в системе безопасности труда (ССТБ); · строительные нормы и правила (СНиП); · специальные нормы и правила по охране труда женщин, подростков, инвалидов; · нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда лиц, работающих по найму и гражданско-правовым договорам; · положения и инструкции. Таким образом, охрана труда определяет систему организационно-правовых средств (мер), которые обязательны для исполнения (применения) нанимателями, руководителями и специалистами различных субъектов народнохозяйственной деятельности. Статьей 227 Трудового кодекса определено, что для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку. Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях - свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель. Трудовым законом установлено, что Правительством Республики Беларусь либо уполномоченным им органом утверждается Типовое положение о службе охраны труда. В настоящий момент, в республике принято и действует Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и социальной защиты от 24 мая 2002 года №82 " Об утверждении Типового положения о службе охраны труда организации" [ 60 ]. Также действуют Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 июля 1999 года №94 " Об утверждении Нормативов численности специалистов по охране труда на предприятии" [ 51 ]. Управление охраной труда в организации осуществляет руководитель. Для организации работы и осуществления контроля по охране труда он создает службу охраны труда. Эта служба может быть создана в виде управления, отдела, другого структурного подразделения, либо функции по вопросам охраны труда возложены на специалиста по охране труда. Служба охраны труда включается в состав основных производственно-технических подразделений и ее решения, принятые в пределах предоставленных прав и полномочий являются обязательными для выполнения руководителями и другими работниками всех подразделений организации. Основными задачами службы охраны труда являются: Организация работы по охране труда, в том числе: координация деятельности подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда; совершенствование системы управления охраной труда; внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда, информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда; Осуществление контроля по охране труда, в том числе за: обеспечением требований безопасности и гигиены труда; соблюдением законодательства о труде и охране труда; выполнением (соблюдением) локальных нормативных актов по вопросам охраны труда. Специалисты службы охраны труда обязаны проводить совместно с представителями структурных подразделений и с участием правовых и технических инспекторов, общественных инспекторов по охране труда профсоюзов или иных представительных органов работников, проверки (обследования) состояния условий и охраны труда, санитарно-бытового обеспечения работников, соблюдения требований охраны труда при проведении технологических процессов, эксплуатации зданий, сооружений, производственного оборудования, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты. В соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 года № 164 " Об утверждении Правил обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда" служба охраны труда совместно с подразделениями организации должна проводить обучение и проверку знаний работников по вопросам охраны труда. Необходимо здесь отметить, что в организации приказом руководителя создается комиссия для проверки знаний по вопросам охраны труда. Наряду с другими специалистами структурных подразделений в состав этой комиссии включаются и специалисты службы охраны труда. На службу охраны труда возлагается также обязанность по подготовке с участием представителей иных подразделений организации перечней действующих и подлежащих разработке инструкций по охране труда. Следует заметить, что в некоторых субъектах хозяйственной деятельности осуществление этой большой и важной работы возложено исключительно на специалистов службы охраны труда. Такую практику нельзя считать правильной, поскольку основная задача службы охраны труда состоит в проведении организационно- методических и консультационных мероприятий. К тому же более детально все вопросы по организации охраны труда на конкретном участке трудовой деятельности могут знать только те специалисты, которые непосредственно работают на данном производстве. Поэтому подготовка названных инструкций должна вестись при тесном взаимодействии специалистов службы охраны труда и иных структурных подразделений организации. Порядок разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда, утвержденный постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 14 июля 1994 года № 82 «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда», является нормативным актом, регламентирующим указанные вопросы. Работники службы охраны труда обязаны оказывать помощь в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно- технического состояния условий и охраны труда. Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 4 сентября 1995 года №74 " Об утверждении Методики проведения аттестации рабочих мест по условиям труда установлено, что работники службы охраны труда включаются в состав аттестационной комиссии, которая утверждается на основании приказа нанимателя. Важным направлением в деятельности службы охраны труда является организация и руководство работой кабинета охраны труда. Типовым положением о кабинете охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 года № 144 " Об утверждении Типового положения о кабинете охраны труда» установлено, что кабинет охраны труда создается при численности работников в организации или ее структурном подразделении 100 человек и более. При численности работающих в организации или ее структурном подразделении 100 человек и более. При численности работающих в организации менее 100 человек функции кабинета охраны труда могут осуществляться на базе уголков по охране труда. Законодательство предоставило работникам службы охраны труда право запрашивать у руководителей структурных подразделений, других должностных лиц необходимые сведения по вопросам охраны труда, а также право требовать письменных объяснений от лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и охране труда. Специалисты службы охраны труда вправе приостанавливать (запрещать) эксплуатацию оборудования, транспортных средств, приспособлений, инструмента, производство работ при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников, до устранения нарушений. Работники службы имеют право вносить в порядке, установленном законодательством предложения об отстранении работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Также работники службы вправе внести предложения об отстранении от работы лиц, не имеющих соответствующей профессиональной подготовки, в том числе по вопросам охраны труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью, не прошедших медицинский осмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Со службой охраны труда согласовывается разрабатываемая для применения в организации проектная, конструкторская, технологическая и другая техническая документация в части соблюдения требований охраны труда; проекты приказов и иных документов исполнительно- распорядительного характера, касающиеся вопросов обеспечения здоровых и безопасных условий труда, программ, планов, мероприятий по улучшению условий и охране труда; предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; изменения и дополнения по вопросам охраны труда, включаемые в коллективный договор; проекты инструкций, других локальных нормативных актов по охране труда. При численности работников менее соответствующего базового норматива, установленного законодательством и отсутствии в организации специалиста по охране труда его обязанности (после соответствующего обучения и проверки знаний) возлагаются на другого специалиста или заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный нанимателю – это обязанность работника возместить в установленных законодательством пределах и порядке ущерб, причиненный по его вине нанимателю, с которым он состоит в трудовых отношениях. Условия привлечения работников к материальной ответственности (ст. 400 ТК). Работник может быть привлечен к материальной ответственности при одновременном наличии следующих условий: 1) ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей; 2) противоправности поведения (действия или бездействия) работника; 3) прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом; 4) вины работника в причинении ущерба. При определении ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Противоправным признается такое поведение (действие или бездействие) работника, при котором он не исполняет *или не должным образом исполняет) трудовые обязанности, возложенные на него Трудовым кодексом, коллективным, трудовым договорами. Обязанность доказать факт причинения вреда, а также наличие других условий материальной ответственности лежит на нанимателе. Работники, которые несут полную материальную ответственность на основании ст. 404 ТК, обязаны доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. Недопустимо возложение на работника ответственности за вред, который относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска (экспериментальное производство, введение новых технологий и пр.) Наниматель обязан создавать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения сохранности вверенных им ценностей.
|