Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ваджраяна.
Особенностью Ваджраяны является чистое видение. Посредством посвящения1, передаваемого тантрическим учителем, мир видится и проявляется как чистая земля, а существа – как просветлённые. Используя силу мудрости, передаваемой в процессе посвящения, и чрезвычайно искусные средства – каналы, энергии и сущность* ваджрного тела, тантрики порождают переживание великого единства блаженства и пустоты, и это достижение переносит ум к порогу пробуждения.
* Тиб. Thig Le; санскр. бинду.
В тантрических практиках нечего отвергать или уничтожать: всё преображается в источник мудрости, великого единства блаженства, ясности и пустоты. Последователи обычной Махаяны преображают повседневную жизнь в духовную практику с помощью правильного отношения – мысли о действии на благо всех существ. Так повседневная жизнь становится практикой развития заслуг, причиной просветления. В Тантре же всё преображается в саму мудрость – результат, или плод, пути. Поэтому Ваджраяна называется колесницей плода: ведь в ней в качестве пути практики выступает сам плод. Хотя три колесницы используют разные методы практики, цель у них общая – обрести освобождение от сансары. В результате практики Хинаяны человек становится архатом, обретая состояние победы над врагами – омрачениями. В результате практик Махаяны и Ваджраяны человек обретает полностью просветлённое состояние будды, которому присущи три «тела» (см. с. 30) и пять мудростей. В соответствии с традицией ньингма, в Ваджраяну входят шесть главных тантр (см. сс. 32-36).
Покажем на примере различия в методах практик трёх колесниц. Клеши подобны ядовитому дереву. Последователей Хинаяны можно сравнить с тем, кто спасается от ядовитого дерева, просто обходя его стороной. Последователей Махаяны – с тем, кто спасает себя и других от ядовитого дерева, отсекая его корень. Последователей Ваджраяны – с тем, кто, не тратя энергию и способности на то, чтобы остерегаться дерева или уничтожать его, искусно преображает его в целебное, а потом использует. Эти разные способы духовной практики предназначены для освобождения от сансары, что является относительной истиной. Их цель – обрести полностью просветлённое состояние, абсолютную истину, или привести к её Обретению. Для достижения освобождения используется такое средство, как взаимозависимое происхождение. Согласно толкованию Будды, карма – это закон причин и следствий действий, создающих материальные и нравственные условия, в которых оказываются живые существа. Понимая и используя процесс взаимозависимого происхождения для освобождения от относительной истины, можно достичь абсолютной истины, где карма уже не действует. Без использования условных способов духовной практики для освобождения от взаимозависимых причинных факторов, действующих на уровне относительной истины, невозможно достичь нирваны – состояния прекращения страданий, запредельного относительной истине. Такая взаимосвязь между двумя истинами имеет решающее значение для возможности просветления.
|