Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Федеральное государственное образовательное учреждениеСтр 1 из 24Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Проект «Модернизация процесса обучения В Южном федеральном университете с целью создания инновационного учебно-научного комплекса — департамента психологии» Учебно-методическое пособие: «Методы коррекции и развития видов и процессов памяти в различные периоды онтогенеза в педагогической и акмеологической практике» Работу выполнила кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и педагогическая психология» Бабиянц Каринэ Артемовна
Ростов-на-Дону Оглавление Введение. 3 Модуль 1. Коррекционные упражнения для детей от 3 до 6 лет. 4 1.Общая характеристика процессов памяти в дошкольном возрасте. ……………………4 2.Упражнения для развития памяти…………………………………………………………4 3.Коррекционно-диагностические методики для развития памяти у детей в возрасте от 3 до 6 лет. 4 Модуль 2. Игры для развития памяти и внимания в младшем школьном возрасте. 38 1.Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте. 38 2.Развитие и коррекция памяти детей 6 – 10 лет. 38 3. Коррекционно-диагностические методики для развития памяти у детей в возрасте от 6 до 10 лет. [3] 4. Системы, приемы и методы развития памяти. ……………………………38 Модуль 3. Развитие памяти школьников (6-7 класс) 93 1.Особенности развития памяти в школьном возрасте. 93 2. Развитие знаний о системе родовидовых отношений. 93 3. Сравнение пар понятий и нахождение в них общих признаков. 93 4. Логические отношения между понятиями. 93 5. Классификация как метод запоминания. 93 Модуль 4. Упражнения для развития памяти взрослого человека. 108 1.Особенности развития памяти взрослого человека и ее коррекция. 108 2.Метод пиктограмм. 108 3. Виды мнемотехники. Запоминание на основе визуального мышления. 108 4. Психотехнические упражнения. 108 Модуль 5. Акмеологический подход к развитию процессов памяти в становлении профессионального само-определения. 141 1.Акмеологический подход к развитию процессов памяти. 142 2. Гендерные различия в развитии процессов памяти. 146 3.Развитие памяти у учащихся как субъектов профессиональной деятельности. 147 4.Развитие процессов памяти и профессиональное мастерство. 147 Использованная литература: 150
Введение. В учебно-методическом пособии охвачены несколько направлений работы по коррекции и развитию памяти, и это является новым подходом к заявленной проблеме. На сегодняшний день психологической наукой накоплено большое количество знаний о видах и процессах памяти. Это самая изученная область в общей психологии, поскольку память как психический процесс теснейшим образом связана с развитием личности, с ее самооценкой и самоактуализацией. Память является той основой, на которой базируются все психические свойства личности, все новообразования в процессе онтогенеза, все психологические качества. Однако огромное разнообразие накопленного материала по способам развития и коррекции памяти требует некоторой систематизации и дифференциации. В ходе подбора коррекционных процедур в сознании студентов обобщаются и классифицируются приемы, технологии организации и развития процессов памяти, различные методы соотносятся с особенностями развития памяти в определенном возрасте. Новым в данном учебно-методическом пособии является подход к подбору коррекционных процедур. Автор предлагает уже в процессе диагностики какого-либо свойства, процесса или вида памяти (произвольной - непроизвольной, забывания или воспроизведения, по различным модальностям.) подбирать соответствующие возрасту и проблеме коррекционные и развивающие методы. Это чрезвычайно важно для установки на профессионализм у будущих психологов, которые в ближайшем будущем выйдут на производство и их первостепенной задачей будет проведение таких коррекционных и развивающих мероприятий. Подбор материала в данном учебно-методическом пособии помогает закрепить у студентов знания о различных подходах в развитии памяти. Так, обращается внимание на акмеологический аспект развития данного процесса, с точки зрения специфики профессии, на возрастные аспекты. Пособие содержит модули, соответственно подбору материала по проблемам и направлениям, и имеет соответствующие вступительные и описательные характеристики, что во многом облегчает для студентов ориентировку в большом массиве психологического материала. Данное учебно-методическое пособие можно рекомендовать для самостоятельной работы студентов психологических факультетов при самостоятельной подготовке к практикуму по общей психологи, раздел «Память», для студентов и специалистов гуманитарных специальностей, а также всем тем, кто хочет развивать свою память.
|