Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по изучению темы. и подготовке к учебным занятиям:
и подготовке к учебным занятиям: Рассмотрение учебных вопросов необходимо начать с общего поня-тия принципа. Следует помнить, что принципы – это основополагающие начала любой деятельности. Для определения общего понятия «принцип» можно обратиться к толковым словарям, а также к учебникам по дисциплине «Теория государства и права» (тема «Принципы права»). При подготовке вопроса 1 необходимо изучить рекомендуемую литературу, главу 2 УПК РФ, конспект лекции. Проанализировать понятие принципа уголовного судопроизводства, данное в учебной литературе (не менее 2-х). При ответе на вопрос необходимо: ü уметь сформулировать понятие принципа уголовного судопроизводства, его признаки; ü знать подходы к формированию системы принципов уголовного судопроизводства, содержащиеся в учебной литературе (не менее 2-х); ü знать содержание системы принципов, закрепленной в главе 2 УПК РФ; ü уметь охарактеризовать каждое положение, содержащееся в гл. 2 УПК РФ. Для этого целесообразно в рабочей тетради законспектировать краткие определения каждого принципа, содержащегося в гл. 2 УПК РФ, как правило, в ч. 1 каждой статьи. Курсантам следует помнить, что принципы уголовного судопроизводства, закрепленные в УПК РФ, действуют на всех стадиях уголовного процесса, обеспечивая единство уголовного процесса по всем уголовным делам. Принципы нельзя рассматривать изолировано друг от друга, поскольку каждый принцип является дополнением другого, образуя определенную систему. По завершении рассмотрения учебных вопросов курсанты должны уметь анализировать каждый принцип и выделять особенности его реализации в уголовном судопроизводстве, применительно к уголовно-исполнительной системе. Изучение каждого принципа рекомендуется выстраивать по следующему алгоритму: 1. определить его нормативную основу; 2. дать понятие (формулу) принципа; 3. определить сущность рассматриваемого принципа; 4. установить его значение; 5. определить взаимосвязь с другими принципами уголовного 6. перечислить имеющиеся особенности и проблемы реализации данного принципа в условиях исправительных учреждений. Представ-ленный алгоритм изучения каждого вопроса позволит качественно усвоить учебный вопрос. При изучении вопроса 2 необходимо охарактеризовать принцип согласно предложенному выше алгоритму. При этом нужно вспомнить систему источников, регулирующих уголовно-процессуальную деятельность (см. тему № 1), а также охарактеризовать гарантии законности в уголовном судопроизводстве. При изучении вопросов 3–5 необходимо охарактеризовать соответствующие принципы согласно предложенному выше алгоритму, знать их особенности, взаимосвязь и уметь разграничивать рассматриваемые принципы между собой. Решить письменно задачу 1, при этом решение должно быть аргументированным, в том числе со ссылкой на конкретные нормы УПК РФ и других законов. При изучении учебных вопросов 6–7 необходимо охарактеризовать соответствующие принципы согласно предложенному выше алгоритму, знать их особенности, взаимосвязь и особенности реализации в условиях ИУ. Решить письменно задачу 2 в соответствии с алгоритмом, предложенным ниже. Решение должно быть аргументированным, со ссылкой на конкретные нормы УПК РФ и других законов. При изучении вопроса 8 необходимо уяснить сущность презумпции невиновности, в частности, круг лиц, на которых она распространяется и способ ее опровержения. Обратить внимание на взаимосвязь указанного принципа с другими принципами, прежде всего, закрепленными в ст. 15 УПК РФ (состязательность сторон) и ст. 16 УПК РФ (обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту). Решить письменно задачу 3. Решение должно быть аргументированным, в том числе со ссылкой на конкретные нормы УПК РФ и других законов. При подготовке по вопросу 9 следует вспомнить типологию уголовного судопроизводства (см. тему № 1). Знать каким образом проявляется (реализуется) состязательность сторон как в досудебном, так и в судебном производстве по уголовным делам. При подготовке к вопросу 10 следует изучить ст. 16, ст. 49–53 УПК РФ, а также ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». При характеристике принципа обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту необходимо: ü знать сущность принципа (ст. 16 УПК РФ); ü охарактеризовать данное право в части права подозреваемого, обвиняемого защищаться самостоятельно; ü охарактеризовать данное право в части права подозреваемого, обвиняемого пользоваться квалифицированной юридической помощью; ü знать понятие защитника, кто допускается в качестве защитника, момент допуска защитника, полномочия защитника. Решить письменно задачу 4, при этом решение должно быть аргументированным (в том числе со ссылкой на конкретные нормы УПК РФ и других законов). При подготовке к вопросу 11 необходимо письменно решить задачу 5, при этом решение должно быть аргументированным (в том числе, со ссылкой на конкретные нормы УПК РФ и других законов).
Задачи При решении задач используйте следующий алгоритм: а) определить учебный вопрос, т. е. указать какой принцип уголовного процесса рассматривается в задаче; б) раскрыть сущность данного принципа; в) раскрыть нарушен (не нарушен) рассматриваемый принцип, и в чем это проявляется, при этом указать конкретные нормы, которые регулируют ситуацию, описанную в задаче; г) как в соответствии с УПК РФ должен поступить суд, прокурор, следователь (или иной участник уголовного процесса) в рассматриваемой ситуации; д) указать особенности реализации принципа, рассматриваемого в задаче, в условиях исправительных учреждений, независимо от того отображены ли эти особенности в задаче.
|