Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика социальной дезадаптации престарелых осужденных в ИУ






 

Старость в своем развитии проходит ряд этапов: период сохранных возможностей, период ограниченных возможностей, глубокая старость (дряхлость). У каждого индивидуума они имеют свои возрастные границы и особенности протекания, которые необходимо знать для организации социальной работы с ними.

Социальная работа с пожилыми осужденными в широком смысле слова имеет целью удовлетворение их социально гарантированных и позитивных личностных интересов и потребностей, а также создание условий для оптимальной социальной адаптации людей пожилого и старческого возраста в исправительном учреждении и содействие их ресоциализации после освобождения.

Мероприятия по социальной защите, помощи и поддержке осужденных пожилого и старческого возраста можно разделить на несколько этапов:

1. Проведение социальной диагностики престарелых осужден­ных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, поддержке и защите, разра­ботка индивидуальных программ по работе с ними.

2. Комплексное изучение личности осужденных пожилого и старческого возраста совместно с сотрудниками различных служб исправительного учреждения: психолог, психиатр, начальник отряда, оперативный работник.

3. Оказание нуждающимся лицам социальной помощи:

¾ укрепление положительных социальных связей осужденных с се­мьей, родственниками, близкими, общественны­ми и религиозными объединениями;

¾ формирование микросреды, благоприятствую­щей исправлению и ресоциализации осужденных в ИУ;

¾ привлечение самих осужденных к деятельности по решению вопросов социальной направленности.

4. Обеспечение социальной защиты и поддержки осужденных пенсионного возраста:

¾ защита прав и законных интере­сов осужденных в социальной сфере;

¾ офор­мление необходимых документов и направление их в органы, осуществляющие пенсионное обеспе­чение;

¾ социальное сопровождение осужденных на всех этапах испол­нения наказания;

¾ проведение работы по улучше­нию социально-бытовых и морально-психологи­ческих условий отбывания наказания;

5. Под­готовка осужденных к освобождению, в том числе оказание содействия в вопросах их трудового и бытового устройства.

Организация социальной работы с осужденными престарелого возраста начинается с выявления и учета лиц данной категории. Изучая их, необходимо, прежде всего, установить:

· состояние их здоровья и психики

· наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения,

· родственные связи,

· специальности,

· мотивацию и цель в жизни.

В работе с осужденными пожилого и старческого возраста следует опираться на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т.п.), нейтрализовать отрицательные возрастные особенности, особенности заболеваний.

Этого можно достичь, если исходить из основного принципа социальной работы с этой категорией осужденных – сделать жизнь этих людей деятельной. Лицам престарелого возраста импонирует то, что сотрудники ИУ прислушиваются к их мнению, доверяют выполнение ответственных личных и коллективных поручений.

При организации СР с осужденными пожилого возраста необходимо учитывать специфические интересы и запросы этой категории осужденных.

Мероприятия по социальной помощи и защите престарелых осужденных должны быть направлены на 3 основных аспекта их жизнедеятельности: здоровье, трудовая деятельность и досуг.

Здоровье. Поскольку престарелые осужденные особое внимание обращают на состояние своего здоровья и пытаются найти средства его поддержания, важное значение имеет организация для них цикла лекций и бесед на медико-социальные темы совместно с сотрудниками медицинской службы. В клубе колонии и в библиотеке, а в необходимых случаях и в отрядах следует оборудовать уголки или стенды со специальной медико-просветительской литературой, вырезками из периодической печати, санитарно-просветительными плакатами, специально рассчитанными на престарелых осужденных и инвалидов: «За активную старость», «Как поддержать здоровье в престарелом возрасте», «Как справиться с тяжелым заболеванием» и т. п.

Трудовая деятельность. Согласно статье 103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы, могут привлекаться к труду только по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде, а также законодательством РФ о социальной защите инвалидов.

При вовлечении этих категорий осужденных в производительный труд необходимо учитывать:

· физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психофизических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания);

· мотивы их трудовой деятельности, опираясь на привычку к трудовой деятельности (скучно без работы); чувство общественного долга (коллектив, сотрудники просят помочь); стремление обеспечить себя материально; чувство заинтересованности в успехах коллектива.

При подборе работы для осужденных престарелого возраста и инвалидов следует иметь в виду, что с годами при выборе профессии усиливается роль условий труда и несколько уменьшается значение его привлекательности. Эффективная трудовая реабилитация престарелых осужденных и инвалидов достигается поддержанием размеренного трудового ритма, не допускающего перегрузок в производственной деятельности. Работающим осужденным пенсионного возраста, а также инвалидам первой и второй группы уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены определенные льготы:

1. Увеличение продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней;

2. Привлечение к работе без оплаты труда только по их желанию;

3. Увеличение размера гарантированного минимума до 50% от начисленных им заработной платы, пенсии и иных доходов.

Досуг. Особое внимание следует уделять организации свободного времени и досуга осужденных пожилого возраста и инвалидов. Организация досуга должна преследовать две цели: во-первых – создание наилучших условий для восстановления физической и психической энергии у работающих пенсионеров и инвалидов; во-вторых – максимальное занятие свободного времени деятельностью, способствующей развитию у них общественных интересов. Социальные работники должны научить престарелых и инвалидов организовывать свой досуг, что потребуется им и на свободе, особенно тем, кто будет направлен в дома для престарелых и инвалидов.

Значительное место в работе с престарелыми осужденными и инвалидами в исправительном учреждении занимает организация и проведение с ними оздоровительно-профилактических мероприятий, включающих наряду с мерами чисто медицинского характера, также и меры социально-психологические и социально-педагогические. Особую роль играет правильная организация медико-социальных мероприятий, включающих в себя постоянный контроль за здоровьем престарелых осужденных и инвалидов, медицинский уход, профилактику психических расстройств путем занятия осужденных престарелого возраста и инвалидов общественно-полезной деятельностью, привлечения к общественной работе. С точки зрения профилактики здоровья этой категории осужденных недопустимы резкие изменения образа жизни в связи с переходом к другому виду трудовой деятельности или освобождением от труда по болезни или старости. Такие резкие изменения вызывают состояние стресса, с которым организм не всегда может справиться.

Для поддержания высокого уровня функционирования интеллекта важное значение имеет вовлечение престарелых осужденных в работу по самообразованию. В ресоциализации пожилых осужденных с сохранными психофизиологическими возможностями определенную роль может сыграть профессиональное обучение и переобучение. Сохранение психофизических функций достигается посильной деятельностью и трудотерапией, развитием интеллектуальных интересов, постоянным расширением эрудиции.

 


9. Правовые основы со­циальной защиты пожилых граждан в РФ

 

Нормативно-правовая база, закрепляющая правовой и социальный ста­тус пожилых россиян, представлена законодательством, как общего харак­тера, так и специального. Основы для развития законода­тельства, закрепляющего систему социальных прав пожи­лых людей, были заложены Конституцией Российской Фе­дерации 1993 года.

Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

1. Нормы, закрепляющие права всех граждан незави­симо от возраста, в том числе особо значимые для пожи­лых людей;

2. Нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов) и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

Социальная защита и обеспечение граждан России гарантируется Конституцией Российской Федерации. По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это – общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Согласно статье 7 Конституции: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспита­ния детей и в иных случаях, установленных законодатель­ством.

В соответствии со статьей 41 Конституции пожилые люди наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бес­платную медицинскую помощь в государственных и муни­ципальных учреждениях.

Не существует запрета для граждан старшего поколе­ния на образование: статья 43 Конституции гарантирует обще­доступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях незави­симо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.

Важное право предоставлено гражданам пожилого воз­раста ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на уча­стие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции по­жилым людям предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обра­щения в государственные органы и органы местного само­управления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми в изложении своих мнений, стараются принести пользу выработке и принятии управленческих решений.

Вышеперечисленные основополагающие конституцион­ные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пожилого возраста. Основываясь на конституционных нормах и положени­ях Европейской социальнойХартии, целесообразно, прежде всего, остановиться на правовых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как со­держащие материальную составляющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

От материального обеспечения зависят возможности и способы, которыми старшее поколение сможет удовлетво­рять свои сущностные потребности и интересы, свои соци­ально-ценностные ориентиры и установки. В немалой сте­пени реализация этих законов влияет на поддержание по­жилыми людьми своего здоровья, взаимоотношений в се­мье и на отношение к окружающим, на организацию их отдыха и досуга, одним словом, – на всю их социальную активность.

Трудовое законодательство. Современное трудовое законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации.

Вместе с тем некоторые законодательные акты России допускают определенные ограничения в связи с возрастным цензом.

Так, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» установил предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы – 60 лет, – и предоставил право руководителю государствен­ного органа осуществлять помимо оснований, предусмот­ренных трудовым законодательством, увольнение по своей инициативе государственного служащего в случае дости­жения им предельного возраста, установленного для за­мещения государственной должности государственной службы.

Аналогичные нормы существуют относительно военно­служащих, служащих правоохрани­тельных органов.

Некоторые ограничения содержит и Закон «О занятос­ти населения в Российской Федерации». Если при выборе места работы любое физическое лицо, независимо от воз­раста, может за посредничеством обратиться в органы служ­бы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске подходящей работы, то согласно этому Закону гражда­не, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными, следовательно, им не выплачивается пособие по безрабо­тице.

Законодательные ограничения в отношении труда и за­нятости отдельных категорий граждан пожилого возраста в современной России обусловлены преимущественно вли­янием существующих в обществе социально-экономических отношений, социально-классовой структуры, экономичес­кого положения в стране, ситуации с занятостью населе­ния, системы распределительных отношений и т.п.

Вместе с тем следует отметить, что в настоящее вре­мя ни работодатель, ни государство в целом не слишком заинтересованы в трудоустройстве и занятости пожилых людей после их выхода на пенсию.

Пенсионное законодательство, представленное феде­ральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ, «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для со­циальной поддержки людей старшего возраста, потому что именно с выходом на пенсию – событием исключительной важности, – тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем.

Действующее пенсионное законодательство многогранно. Оно содержит ответы практически на все основные вопро­сы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граж­дан.

Социальное законодательство в отношении ветеранов. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995г. – один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ с целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение.

В соответствии с названным законом, социальная защита ветеранов, большинство из которых – люди пожилого возраста, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий для их экономического и морального благополучия, предоставление им дополнительных прав и льгот. Льготой является предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей.

Согласно статье 13 Закона «О ветеранах» им гарантируются следующие льготы по:

– пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий;

– получению, приобретению, строительству

– оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию;

– медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения;

– обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;

– трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

– пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;

– получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Внесенные 2 января и 4 мая 2000 года существенные изменения и дополнения в Федеральный закон «О ветеранах» помогли конкретизировать ряд его статей: усовершенствованы общие положения Закона, более четко обозначены категории ветеранов, разграничено финансирование мер социальной защиты ветеранов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации и др.

Во исполнение действующего закона и иных норматив­ных правовых актов по вопросам социальной защиты вете­ранов действует " Инструкция о порядке и условиях реа­лизации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, других категорий граж­дан, установленных Федеральным законом «О ветеранах».

Социальное законодательство в отношении инвалидов. К специальному социальному законодательству отно­сится и Закон «О социальной защите инвалидов в Российс­кой Федерации», имеющий прямое отношение к пожилым людям-инвалидам. Поскольку ряд его положений (к приме­ру, ст. 15 – об обеспечении беспрепятственного досту­па инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; ст. 16 – об обеспечении инвалидов жилой площадью; ст. 20 – об обеспечении занятости инвалидов; ст. 21 – об установлении квоты для приема инвалидов на работу и мно­гие другие) не урегулирован, о законе необходимо гово­рить как действующем не в полном объеме и мало влияю­щем на социальную поддержку инвалидов и пожилых лю­дей.

Социальный аспект законодательства о здравоохранении. Статья 26 «Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1. закрепля­ет права граждан пожилого возраста. В ней отмечается, что «граждане пожилого возраста (достигшие возраста, ус­тановленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения, а так­же в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях».

Законодательство о социальной помощи. В комплексе законов, нацеленных на социальную под­держку граждан, занял свое место Фе­деральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ.В преамбуле Закона четко определено, что «он уста­навливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам». Та­ким образом, категория лиц, подпадающих под действие данного Закона, предельно очерчена.

Согласно данному Закону государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

· социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

· набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

Краткий анализ норм, содержащихся в данных законах, позволяет констатировать их общее соответствие нор­мам, содержащимся в Европейской социальной хартии.

 

Следующий блок из числа общих законов содержит в себе нормы, регулирующие образование, физическую культуру и досуговую деятельность пожилых людей. Их также следует рас­смотреть в контексте влияния системы социальных прав на социальную поддержку указанных лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ «Об образова­нии» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 16 ноября 1997 г.) «гражданам Российской Федера­ции гарантируется возможность получения образования не­зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеж­дений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имуществен­ного и должностного положения, наличия судимости». Со­гласно статье 50 Закона граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке «неоднократно получать бесплат­ное профессиональное образование по направлению госу­дарственной службы занятости, в случае потери возмож­ности работать по профессии, специальности, в случае про­фессионального увечья и (или) инвалидности». Таким образом, в сфере образования пожилые люди имеют равные права со всеми гражданами России.

Определенную надежду на улучшение состояния здоровья и самочувствия пожилых людей, их активизацию дает Федераль­ный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Он рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Пункт 11 статьи 6 предусматривает­ся создание льготных условий для занятий физической куль­турой инвалидов (среди которых немало лиц пожилого воз­раста). В соответствии с п. 1 ст. 13 органы государственной вла­сти, образовательные учреждения и иные организации рас­сматривают физическое воспитание инвалидов и пенсионе­ров как важнейшее направление социальной политики. Со­гласно п. 11 ст. 33 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут регулировать цены на посещение спортивных сорев­нований, проводить занятия для инвалидов и пенсионеров бесплатно или со скидкой.

Вовлечению в активную досуговую деятельность пожи­лых людей способствуют и «Основы законодательства Рос­сийской Федерации о культуре». В соответствии со ст. 8 данного акта культурная деятельность является неотъем­лемым правом каждого гражданина независимо от нацио­нального и социального происхождения, языка, пола, по­литических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, про­фессии и других обстоятельств. Статья 10 предусматривает, что «каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека за­ниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе». Согласно ст. 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культур­ным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельнос­ти пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Пожи­лые люди, как и все граждане России, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, про­фессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. При этом им предоставляется право на внутренний, выездной, въездной, социальный и самодеятельный туризм с предоставлением в ряде случаев определенных льгот по оплате туристской путевки и страхования при внезапном заболевании и от несчастных случаев.

Лицам старшего возраста согласно Федеральному за­кону «О библиотечном деле» общедоступны фонды библио­тек, что позволяет им приобщаться к ценностям нацио­нальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. В арсенале норм данного Закона есть наиболее важная для проявления социальной поддержки пожилых людей статья 8, устанавливающая существенную привилегию для по­жилых людей: «пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физи­ческих недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или не­стационарные формы обслуживания, обеспечиваемые фи­нансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».

На разрешение первоочередных проблем социальной поддержки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организаци­ях», «О реабилитации жертв политических репрессий» и другие). На дальнейшее повышение гарантий прав граждан пожилого возраста направ­лено и законодательство субъектов Российской Федерации.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал