Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение восприятия пространства и времени.
Пространственно-временная структура восприятия = местоположение объектов в пространстве (локализация), их удаленность от субъекта, направление движения относительно субъекта и/или друг друга, рельеф, форма и величина, а также длительность и временная последовательность (или одновременность) воздействия объекта на субъект в качестве внешнего раздражителя. 1. Методика " Компасы" - для определения особенностей пространственного мышления. Обследуемому предлагается на бланке 20 компасов, повёрнутых по-разному, в каждом из которых обозначено одно из 8 направлений сторон света и стрелка, показывающая какое-то другое направление. Нужно определить это направление, не поворачивая лист, и записать его. Оценивается объём, время и точность проделанной работы. Изучение восприятия времени:
8. Представления: понятие, виды и общая характеристика. Представление (вторичный образ) – это воспроизведённый образ предмета или явления, основывающийся на прошлом опыте и возникающий при отсутствии воздействия на органы чувств. Наглядны, но не так ярки, как образы; неустойчивы (детали и свойства предметов в них изменчивы, вариабельны); обычно более обобщённы. Основная характеристика памяти. Образы памяти или воображения (если не встречался с этим). Зрительные представления наиболее развиты, устойчивы и длительны. Обычно в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. В зависимости от преобладающей деятельности, профессии развивается преимущественно один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д. Виды представлений: 1) По модальности (значению): зрительные (образ человека, места, пейзажа); слуховые (воспроизведение характерных звуков или типичного жанра мелодий (марша, вальса и пр.); обонятельные (представление характерного запаха); вкусовые (представления о 4 видах вкуса – сладком, горьком, солёном, кислом); тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости); температурные (представление о холоде и тепле) и пр. 2) По степени обобщенности: единичные (основанные на восприятии одного определенного предмета или явления), общие (обобщенно отражающие ряд сходных предметов; при участии второй сигнальной системы и словесных понятий) и схематизированные (представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, графиков, диаграмм, отображающих какие-либо процессы). 3) По происхождению: возникшие на основе памяти, мышления или воображения. 9. Исследование яркости‑ четкости представлений. 1) Опросник Д. Маркса. Испытуемый выполняет задания (представить родственника, его походку, одежду и пр; представить сельский пейзаж и его детали; представить магазин, куда он ходит, в деталях) и оценивает яркость/чёткость возникших в сознании образов.
|