Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы изучения воображения. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
1. Методика (тест) Роршаха. Тест Роршаха состоит из 10 таблиц стандартного размера, на которых на белом фоне напечатаны симметричные пятна. Пять таблиц содержат пятна черного и различных оттенков серого цвета, две таблицы - пятна красного и серого цвета, три таблицы - многоцветные пятна. Испытуемого просят сообщить, что он видит на таблице в разглядываемых пятнах, при этом ему предоставляется полная свобода фантазии. Характер ответов (геометрические фигуры, животные, растения, неживые предметы, действия, прочее, отсутствие образов воображения) позволит различить развитость и направленность воображения + здоровую/больную психику (для последней характерно наличие множества необычных образов - привидений, демонов, смерти) 2. Тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика заполнения пропущенных мест в тексте (соответственно возрасту и уровню образования испытуемого ), методика пунктирных изображений с недостающими деталями + метод естественного эксперимента - игры, рисование, литературное и иное творчество и т.п. 3. Тест " Круги" - предназначен для оценки продуктивности невербального воображения. Испытуемому предлагается бланк с изображением 50 кругов одинакового размера и равномерно расположенных на листе. За ограниченное время ему предлагается нарисовать и назвать (подписать) максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Подсчитывается количество нарисованных объектов и разнообразие тематики рисунков (количество категорий, а которым относятся эти объекты). 19. Мышление: понятие, виды и общая характеристика, мыслительные операции. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Происходит в формах понятия (отражения общие и существенные свойства предмета или явления), суждения (содержится утверждение или отрицание чего-либо) или умозаключения (когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение). Бывает теоретическое (познание законов, постановка цели, создание плана) или практическое (приложение правил и законов к решению конкретной задачи); аналитическое (долгое, осознанное, с анализом фактов) или интуитивное (быстрое, целостное, минимально осознанное); реалистическое (направленное на внешний мир) или аутистическое (эгоцентрическое, направленное на реализацию собственных желаний, неприятие точки зрения другого); продуктивное (когда рождается что-то новое) или репродуктивное (когда воспроизводится уже известное). Виды мышления: 1. Предметно-действенное = непосредственное восприятие предметов и действия с ними. 2. Наглядно-образное = опора на известные представления и образы; представление ситуаций и изменений в них, которые можно получить в результате деятельности. 3. Словесно-логическое (абстрактное, теоретическое) – при помощи логических операций с понятиями, отвлечённое. Мыслительные операции = определенные приемы мышления: 1. Анализ – расчленение сложного целого на части и рассмотрение этих частей по отдельности. Дерево = корни + ствол + крона. 2. Синтез – объединение отдельных частей или элементов в единое целое. 3. Сравнение – мысленное выделение отдельных качеств одного предмета и сопоставление их с аналогичными качествами другого предмета. 4. Абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение одного, нужного для нас. Зелёный цвет расслабляюще влияет на организм (неважно, что конкретно зелёного цвета: люстра или ковёр) 5.Конкретизация – указание на определенный предмет или подчеркивание конкретного признака этого предмета. Когда речь идёт о зеленом цвете обоев в данной комнате. 6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений, имеющих общие свойства. Правильно, когда предметы и явления объединяются по существенному признаку: обобщение «металл» = выделение общих признаков, которыми обладают железо, сталь, чугун, медь и др.
|