Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Падение влияния культа Ра
Борьба между культами Ра и Птаха продолжается Следующая революция в Древнем Египте была социальной, хотя на религиозных воззрениях египтян она также отразилась. Компромисс которого достигли жрецы культов Ра и Птаха быстро стал проявляться в негативе. Это только на первый взгляд все выглядело идеально и хорошо. Такая система могла работать только при сильном монархе. Если же на троне человек средних способностей, то сразу же наблюдается падение авторитета власти. Отследить этапы падения царства довольно легко. Надписи в гробницах вам все расскажут без утайки. Например, на стене одной из гробниц в Абидосе записаны достижения чиновника Уни. Сказано что он был " хранителем сердца фараона" Пиопи I и знал все секреты царского двора. Из этого следует, что Уни занимал при дворе завидное положение. Когда началась военная компания фараон доверил Уни командование войском. И под его началом было немало знатных людей. А Уни провел не одну, а несколько военных кампаний. Но Уни несмотря на все отличия скромно именовал себя " смотритель орошаемых земель". Он не заносился выше, чем ему было положено по рангу. Также царство процветало и при фараоне Пиопи II. Но вот после его смерти Египет начинает распадаться. Наследник этого фараона Меренра II не просидел на троне и года. Он пал в результате заговора вельмож. Геродот сказывает душещипательную историю о царице Нитокриде (Нитокрис), что жестоко отомстила убийцам фараона и сама покончила с собой. Известны имена еще двух царей Шестой династии Ити и Имхотепа. Есть каменные свидетельства, что чиновники этих фараонов побывали в Хаммамате с целью доставить камень для их пирамид и статуй. Родственных связей с представителями VI династии Ити и Имхотеп, скорее всего не имели, не имели, но, тем не менее, к ней причислены.
Ужасы социальной революции Конец правления VI династии сопровождался оглушительным падением великого царства в Египте. Именно при последних царях произошло то, что можно сравнить с ужасами гражданской войны в России в 1918-1922 годах. Вот что написано об этом самими египтянами. Это слова из хроники знатного жреца по имени Ипувер, который оплакивает павшее величие Египетского царства: " Смотрите: огонь поднялся высоко. Пламя его исходит от врагов страны. Свершились дела которые (казалось) никогда не могли свершиться. Царь захвачен бедными людьми. Погребенный соколом (т.е. царь) лежит на простых носилках. То, что скрывала пирамида, то стало теперь пустым (т.е. гробницы царей были разграблены)...." Это слова о грандиозном народном восстании или революции низов, когда были опровергнуты все общественные устои царства Египетского. И неуважение к особе покойного фараона яркий тому пример. Разве могли простые труженики Египта даже помыслить о том, чтобы поднять голос против Снофру, или против Джосера? " Было преступлено к лишению царской власти страны немногими людьми не знающими закона. Приступили люди межу против урея Ра, умиротворяющего обе земли ". А это значит, что жрецы утратили контроль над толпами простого народа. И началось повальное разрушение. Жреческие эксперименты в борьбе за власть имели и оборотную сторону и обернулись, в конечном итоге, не только против царя, но и против них самих. " Столица, она разрушена в один час... Столица встревожена недостатками. Все стремятся разжечь гражданскую войну. Нет возможности (для властей) сопротивляться (злу). Страна связана шайками грабителей ". Больше уже никто не ухаживал за пирамидами и всеми их жертвенными и погребальными сооружениями, не обслуживали многочисленные усыпальницы принцев и принцесс, военачальников, советников и высших жрецов. Гробницы были опустошены, пирамиды ограблены и осквернены. Мумии валялись на скалистом грунте, брошенные на съедение коршунам и гиенам. А это наивысшее неуважение к покойному и полное крушение морали египетского общества. Многие кончали тогда жизнь самоубийством. Они входили в воды Нила, добровольно отдавая себя на съедение крокодилам. Но крокодилы уже пресытились, они не могли поглотить всех этих людей - потерявших всякую надежду. Никто уже не может защитить египтян. Боги отвернулись от фараона, и более не поддерживают его! Поэтому священный порядок в стране нарушился. Даже крокодилы отказались пожирать отчаявшихся людей, и они кончали свои жизни в огне. " Червь (гложет) знатных покойных. Тот, кто не мог сделать себе саркофага, он (теперь) стал владельцем гробниц...Владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов... Тот, который не мог достать себе (даже) гроба, он стал (владельцем) заупокойного имени. Это свершилось (теперь) с людьми ". Все то, что в России в 1917 году называли социальной революцией. Как сказали бы большевики, народ стал мстить своим угнетателям. Классовая война. " Придворные выгнаны из домов... Тот, который не спал рядом со стеной, он стал (теперь) собственником ложа. Владелец богатств проводит ночи (теперь), страдая от жажды. Тот, который выпрашивал осадок (напитков), (теперь) собственник кувшинов, кидающих наземь.... Владельцы роскошных одеяний (теперь) в лохмотьях. Тот, который никогда не ткал для себя, (теперь) владелец тонкого полотна. Тот, который никогда не строил себе даже лодки, (теперь) стал владельцем кораблей. Настоящий же их: собственник смотрит на них, но они уже нe принадлежат ему. Тот, который не имел, тени, стал (теперь) собственником тени. (Бывшие же) собственники тени (охлаждаются только) при дуновении ветра. Тот, который не знал даже лиры, (теперь) стал владельцем арфы. Тот, который даже для себя не пел, он восхваляет (теперь) богиню Мерт..." " Золото и ляпис-лазурь....висят на шее рабынь, - говорит Ипувер. - Благородные женщины скитаются по стране. Владычицы дома говорят: " О, если бы мы имели, что поесть"... смотрите: владельцы ложа спят на земле. Тот, кто проводил ночь в грязи, приготовляет себе кожаное ложе! ". Но в эпоху усилились номовые династии вельмож. Они теперь не хвастались своими деяниями и повышениями по службе, как было ранее. Например, " Я получил за это великие похвалы; никогда не совершал подобного ни один вельможа передо мной ". Биографические надписи после падения VI династии тоже говорят о великих делах вельмож, однако уже совсем другого рода. " Я спас мой город, -- пишет один вельможа, -- от ужасов царского дома ". Возможно, ли было высечь такое на своей гробнице во времена Хуфу? Конечно, нет. В текстах этого периода есть нечто новое -- почти тревожное утверждение других деяний и иных достижений, резко противостоящих бахвальству карьерой или богатством. " Я давал хлеб голодным, воду жаждущим и одежду раздетым. Я хоронил стариков. Я был отцом сироте, мужем вдове. Я не делал зла народу, ибо это ненавидит бог. Я отправлял правосудие, как желал царь..." -- таков взятый из многих надписей перечень добродетелей, притязания на которые характеризуют этот период.
Каждый египтянин теперь Осирис после смерти Именно в этот период запустения и упадка начинают меняться и религиозные представления египтян. Происходит совместно с революцией социальной и революция и в сознании людей. Если до того времени только умерший фараон отождествлялся с богом Осирисом, то теперь Осирисом становиться каждый покойник, будь то бедняк или богач. В религию восточной деспотии входит демократия! Путь только после смерти, но фараон уравнивается в правах с самым малым из своих подданных. Может быть сейчас, такая демократичность покажется смешной для нас, живущих в XXI веке, но тогда загробная жизнь воспринималась совершенно по-другому.
NoВладимир Андриенко Луганск Апрель 2008
|