Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народы Средней Азии и Казахстана
Исследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где происходило становление мировой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то сто лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-феодальных отношений, пронизанных средневековыми традициями, обычаями, религиозными нормами права и суда, межплеменной враждой. Представители народов Средней Азии наделены: · практическим складом ума, рациональным мышлением, для них несвойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями; · слабовыраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью; · способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия; · высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим; · определенной замкнутостью в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодействия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей. Природно-климатические условия были одним из факторов, сформировавших этнопсихологические характеристики народов Средней Азии. Многие их поколения, как и другие люди, живущие в жарких и засушливых районах земного шара, накопили большой опыт приспособления к экстремальным климатическим условиям. Традиционная одежда, особое жилье, веками выработанный уклад жизни и отношение к ней — все это позволяет успешно жить и действовать в привычных обстоятельствах. Такая адаптация предполагает размеренную, неторопливую жизнь, неспешную, а то и вялую в условиях высокой жары работу. Человек размеренно орудует мотыгой, устав, отойдет в тень, сядет под дерево, выпьет чашечку зеленого чая, отдохнет и продолжит свое занятие. Так трудились веками. Подобные традиции, сохранившиеся и сегодня, оказывают определяющее влияние на поведение и поступки людей. Большинство представителей Средней Азии слабо выражают свои эмоции и чувства. В основном это люди флегматического и сангвинического темпераментов. Они медленнее, чем другие народы, осмысливают жизненные и профессиональные задачи, которые возникают в процессе деятельности. Однако когда цель усвоена, она становится неотъемлемым руководством к действию. Представители этих национальностей стараются добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Вместе с тем, если ослабляется контроль за их деятельностью, они могут допускать поблажки себе и своим землякам. Исследователи отмечают их пониженную общественно-политическую активность в составе многонационального коллектива. Многие особенности национальной психологии коренных народов Среднеазиатского региона объясняются своеобразием свойственных им норм и правил общественной и культурной жизни. Так, у казахов, киргызов, туркмен, каракалпаков и части узбеков еще сильны родоплеменные связи. Принадлежность к кругу людей, связанных кровными узами, налагает большие обязанности. Например, считается естественным помогать родственникам даже тогда, когда они не правы, защищать их, даже если они совершили антиобщественные проступки. Когда один из родственников занимает руководящую должность, он почти всегда стремится создать себе окружение из самых близких ему людей. Родственные связи проявляются, например, и в таком национальном обычае, как, возвращаясь из дальней поездки, привозить подарки для многочисленных родственников. Большую силу имеют также земляческие узы. Если представители этих наций оказываются за пределами своего региона, они обычно держатся сплоченной группой, причем последняя может формироваться не только по национальному, но и по религиозному признаку. Огромную роль в социально-психологическом становлении молодежи в Средней Азии в настоящее время играет ислам, который, как известно, возник в Аравии и насаждался среди других народов с большой жестокостью. Его укоренению в Среднеазиатском регионе способствовало то обстоятельство, что вероучение ислама простое, обязанностей у верующих немного, а ритуалы очень несложные. Народам Средней Азии испокон веков свойственно уважение к старшим. В обращении к ним особенно соблюдаются выработанные веками жесты, подчеркивающие учтивость. Например, когда младший подает старшему что-либо, то должен левой рукой поддерживать правую. Представители народов Средней Азии очень тяжело переживают оскорбления, в том числе словесные, особенно нецензурную брань. В таких обстоятельствах они, как правило, сильно возбуждаются, идут на конфликты. Зато они очень высоко ценят ровный тон других людей, их высокую культуру и спокойную манеру речи, а также доверие, уважение, хорошее отношение к их национальным традициям, обычаям, привычкам, литературе и искусству. При немалом внешнем и психологическом сходстве народы Средней Азии имеют много самобытных черт. Например, у узбекского народа, который на протяжении многих веков занимался в основном земледелием и торговлей, выработались бережливое отношение к земным богатствам и приспособленность к напряженному труду. Казахи и киргизы, издревле занимавшиеся преимущественно разведением лошадей и овец, более глубоко знают все, что связано с потребностями пастбищного скотоводства. В результате широких экономических связей с другими народами у узбеков выработались общительность, вежливость, приветливость. Кочевой же образ жизни казахов и киргизов, их постоянное пребывание вдали от других людей способствовали формированию у них значительной сдержанности в общении с незнакомцами, в выражении своих даже самых искренних и горячих чувств. Узбеки. Формирование психологии узбекского народа проходило под воздействием интеграции древнего оседло-земледельческого ирано- и тюркоязычного населения оазисов современного Узбекистана и кочевых народов степной части Средней Азии. На территории оазисов нынешнего Узбекистана в свое время располагались три ханства — Хивинское, Бухарское и Кокандское, где важной политической и военной силой были кочевые племена. Скотоводы постепенно стали переходить к земледелию. Этот процесс длился несколько столетий и завершился в XIX в. На формировании узбекского народа отразилось и то обстоятельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, что и становление таджиков как нации. В развитии узбекского этноса наблюдались те же, что и у таджиков, процессы — образование больших территориально-хозяйственных комплексов, таких, как Хорезм, Фергана, оазисы бассейна Сурхан-Дарьи и т. д. У населения этих регионов выработались свои особенности материальной и духовной культуры, своя специфика национальной психологии. Узбеки сохранили огромную любовь к родной земле. За многовековую историю им не раз приходилось брать в руки оружие и защищать свою отчизну, свои жилища. Все это утверждало в их сознании высокое чувство патриотизма. Любовь к своей земле, своему краю дополнялась общей гордостью за свою нацию. Узбеки чистоплотны. С незапамятных времен считалось обязательным не только систематически подметать комнату, двор, но и улицу у ворот или калитки. Эта традиция живет и сегодня. И если в другом регионе страны узбеки по собственной инициативе отвечают за уборку территории, можно быть уверенным, что чистота и порядок будут поддерживаться постоянно и добросовестно. Социологические и психологические исследования показывают, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам окружающих, выше всего почитают своих родителей и родственников, боятся, когда до последних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточной профессиональной компетентности. К сожалению, в настоящее время для узбеков стало непрестижно занятие производительным физическим трудом, поэтому многие стремятся занять должности в сфере материального распределения, торговли. К национально-психологическим особенностям узбеков относятся также решительность, обдуманность, доверчивость, доброжелательность, отзывчивость, особенно в начальный период их нахождения в многонациональном коллективе, готовность прийти на помощь, умение владеть своими чувствами. Вместе с тем некоторым из них присущи замкнутость, стеснительность, малообщительность, настороженное отношение к выходцам из других регионов, в том числе из Прибалтики и Закавказья. Узбеки высоко ценят уважительное отношение к культуре своего народа, истории, национальным чувствам, обычаям, традициям. Если в многонациональном коллективе сложился устойчивый, здоровый, интернационалистский по своему характеру морально-психологический климат, они проявляют трудолюбие, исполнительность, добросовестность. В тех же коллективах, где сложилась напряженная морально-нравственная атмосфера, они склонны к конфликтам, тяжело переживают оскорбления, проявляют злопамятность, способны совершать необдуманные поступки. Издавна значительная часть узбекского населения была сплочена кровнородственными узами, общностью совместного труда. Сегодня эта традиция дает о себе знать в поведении узбеков, особенно сельских жителей, проявляется в стремлении образовывать устойчивые земляческие группы, живущие иногда по закону круговой поруки. В последнем случае такие группы приобретают иногда негативную общественную направленность, так как преследуют узкоэгоистические интересы. Порой они агрессивно относятся к представителям других национальностей, стремятся подчинить своему влиянию выходцев из других регионов Средней Азии. Некоторые узбеки из-за слабой общеобразовательной и языковой подготовки избегают технических специальностей, но, взявшись за их освоение, учатся упорно и достигают хороших результатов.
И службу не нарушай, и дружбу не разрушай. Узбекская пословица
Узбеки очень переживают отрыв от дома, от родных и близких. С родителями и родственниками они поддерживают тесные связи, советуются по многим вопросам, откровенно пишут им о своих неудачах и недостатках. Привыкание к новым трудовым условиям в большинстве случаев протекает довольно сложно. Сказываются существенные различия в образе жизни при переезде в другой регион. Частично сгладить остроту переживаемых чувств позволяет общение с земляками, прослушивание национальной музыки, песен, участие в концертах художественной самодеятельности. При доброжелательном к ним отношении узбеки не скрывают своих чувств и переживаний, готовы с радостью поделиться новостями с родины, рассказать о своей семье, о сложившихся отношениях [251; 271]. Туркмены. Название народа в переводе на русский язык обозначает «туркообразный». Тяжелый труд хлебороба приучил народ Туркмении к доброжелательному, уважительному отношению к труженику. Проходя мимо дехканина, засевающего поле, полагается обязательно пожелать ему: «Пусть каждое зерно станет тысячей» или «Пусть хорошо взойдет семя». Такие приветствия и пожелания высказываются в адрес любого работающего. Туркмены отличаются неприхотливостью, скромны в быту. Для туркменской семьи характерны крепость брачных уз, любовь к детям. Излюбленный напиток — зеленый чай («чок чай»). Для них свойственно стремление добросовестно относиться к своим профессиональным обязанностям и добиваться хорошего отношения со стороны руководителей многонациональных коллективов. Они самолюбивы, чувствительны в общении, по темпераменту немедлительные, но и не слишком быстрые. Охотно участвуют в общественной жизни, старательно выполняют поручения. В республике прочно сохраняются послушание и уважение к старшим — аксакалам. Если старший по возрасту попросит младшего об услуге, отказываться считается неприличным. В присутствии старшего соблюдается сдержанность в разговоре, к нему внимательны. Почитание родителей возводится в ранг абсолюта. Многие нравы, обычаи и традиции в Туркмении, как и в целом в государствах Средней Азии, обусловлены исламской религией. Она и сегодня играет заметную роль в жизни коренного населения, в том числе и молодежи. Религиозность населения подчеркивается мусульманскими обрядами и обычаями, переплетенными с межличностными, семейно-бытовыми традиционными отношениями, которые зачастую выдаются за национальные привычки. Следует отметить, что к отдельным обрядам и ритуалам, связанным с важнейшими этапами жизни (например, религиозное бракосочетание), прибегают не только верующие. Под давлением религиозного группового мнения (чтобы не обидеть родителей, родственников) их соблюдает значительная часть колеблющихся и неверующих. В процессе исторического развития туркменской нации возникла традиция объединения людей в мобильные группы для решения различных задач; группы легко возникают при необходимости и быстро распадаются. Их руководители окружают себя многочисленными приближенными и требуют высокой дисциплины, подчинения, исполнения отдаваемых приказаний. В национальном характере туркмена уживаются самые противоположные черты: он гостеприимен, честен, верен своему слову по отношению к земляку, но считает хитрость, обман и коварство необходимостью в отношениях с чужими. Туркмен сострадателен и нежен к животным и вместе с тем может быть жесток и даже бесчеловечен к другим людям — «врагам». Результатом социально-экономического и культурного развития страны стали такие национально-психологические особенности народа, как высокая эмоциональность, воинственность, свободолюбие, неприятие власти над собой, умение переносить боль и страдания.
Проявишь скромность — достоинство приобретешь, проявишь гордость — отповедь найдешь. Туркменская пословица
Свойственно туркменам и честолюбие, тесно сопряженное с обидчивостью. Даже случайно нанесенные обиды туркмены помнят долго, переживают глубоко, прощают их только в том случае, если обидевший признает полностью свою вину и в присутствии других людей принесет извинения. На поведении туркменов сказываются многие предрассудки, в том числе и такие, как кровная месть обидчику. Месть даже через продолжительное время может проявляться в жестоких формах [3; 124; 220; 270]. Таджики. Исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально-психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на абстрактные выводы и обобщения, умеренно выраженная эмоциональность, спокойствие, рассудительность, определенная степень замкнутости в полиэтнических группах, иногда настороженное отношение к представителям других национальностей, высокая оценка уважительного отношения к себе со стороны других народов. Таджиков отличают упорство, настойчивость в достижении поставленной цели, исполнительность. Они дружелюбны, но вместе с тем могут быть и скрытными до тех пор, пока не изучили окружающих. Не прощают моральных и физических оскорблений, идут из-за этого на конфликты. Таджики честолюбивы, щедры и бескорыстны. Высоко ценят профессиональное мастерство. Настоящий «усто» (мастер) — высшая похвала для таджика. Таджики трудолюбивы. Но они привыкли работать не спеша, размеренно, без перенапряжения, с частыми перерывами. Незнание этой особенности нередко приводит к конфликтам. Тут нужны терпеливая разъяснительная работа, убеждение. Таджики очень отзывчивы на доброту, похвалу, уважительно относятся к старшим, старательны. Они высоко ценят тех, кто проявляет интерес к их успехам, к успехам республики, обычаям и нравам народа. Представители этой национальности наделены своеобразным темпераментом, испытывая потребность в разнообразии и периодической смене возлагаемых на них обязанностей. Они легко загораются и так же быстро остывают. Таджики упорны и настойчивы в достижении намеченной цели, особенно личного характера. Достигнув ее, они расслабляются и разительно меняются в поведении, пока не увлекутся новым делом. Последовательная постановка перед таджиками целей во всех сферах трудовой деятельности в тесной связи с их личными интересами, психологическая поддержка позволяют руководителям многонациональных коллективов уверенно управлять их становлением на профессиональном поприще, поддерживать у них постоянный интерес к труду. Верность как черта характера воспитывается у молодого таджика с детства. Главная формирующая человека ячейка — семья. Семьи у таджиков большие, в среднем 5 — 6 человек и более. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям. Таджики неприхотливы, терпеливы, легко переносят трудности и лишения, проявляют самостоятельность и настойчивость в профессиональной деятельности. Каждый таджик стремится беречь свою честь смолоду. Его воспитывают так: иди прямо, не увиливай от трудностей, будь честен, прост. Порой прямота таджика воспринимается как дерзость, упрямство. Нельзя забывать, что для него это норма жизни, о которой надо знать и к которой надо привыкнуть, потому что в таких чертах проявляется психология нации.
Поспешность приносит много раскаяний. Таджикская пословица
Нельзя не учитывать и тот факт, что в Таджикистане значительная часть молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет не учится и нигде не работает, не получает трудовой закалки. Это создает дополнительные трудности для адаптации таджикской молодежи на производстве, в коллективах предприятий [119; 158]. Киргизы — один из древнейших народов, населяющих Среднюю Азию. Многовековая борьба за национальную независимость способствовала его особому сплочению, стремлению к взаимопомощи при решении любых проблем. До сих пор существует традиция «ашар» — тесное сотрудничество и сплочение при совместной деятельности. К нему прибегают при строительстве жилищ, при выполнении особо трудоемких работ. Совместный труд воспитывает киргизов и формирует у них чрезвычайно уважительное отношение к любому делу. К числу национально-психологических особенностей киргизов можно отнести такие черты, как трудолюбие, честность, исполнительность, сообразительность, способность сохранять присутствие духа в сложных обстоятельствах. Они свободолюбивы, храбры, крепко держат данное слово, любят музыку и танцы. Отличаются высокими волевыми и моральными качествами, выносливостью, упорством в преодолении трудностей. Среди киргизов очень почитается героический эпос. Центральная фигура сказаний — богатырь Манас, воспевающий мужество, стойкость, умение переносить трудности, любовь к Родине, готовность к ее защите от врагов. Как и представителям других народов Средней Азии, киргизам присущи подчеркнутое уважение и почтение к старшим, традиции воспитания национального достоинства. Неуважительное отношение к родным, родственникам при беседе с представителями киргизской национальности воспринимается очень остро. Все это требует от собеседника искреннего участия, такта, внимательности и терпения. Киргизы — очень гостеприимные люди. У них выработался целый этикет встречи гостей, обусловленный разобщенностью кочевников-скотоводов, отдаленностью населенных пунктов друг от друга, недостаточной информированностью людей. В то же время в их среде сложилось чинопочитание, даже угодничество. Угощения распределяются в зависимости от старшинства, от занимаемого человеком положения в обществе. Киргизы, в отличие от представителей других среднеазиатских национальностей, как правило, обладают опытом широкого межнационального общения, поэтому быстрее адаптируются в многонациональных коллективах. Исследователи отмечают их стремление к порядку, общительность. К представителям славянских национальностей киргизы относятся хорошо. Возникают отдельные трения с лицами узбекской национальности, что связано с историей Кыргызстана. Власть кокандского хана, геноцид местного населения формировали негативное отношение к поработителям.
Кто охотно помогает другому в добром деле, тот и сам может рассчитывать на помощь. Киргизская пословица
Следует учитывать тот факт, что довольно часто представители этой национальности попадают под влияние отрицательно направленных микрогрупп, а со временем сами принимают на себя роль организаторов таких групп. Избежать этого можно, если активно привлекать выходцев из Кыргызстана к общественной и профессиональной деятельности, где бы они несли ответственность не только за себя, но и за товарищей, за сослуживцев [38; 56]. Казахи. За многовековую историю у казахов сложились свои передававшиеся из поколения в поколение обычаи, нравы, традиции, которые и сегодня нельзя не учитывать в межнациональном общении и взаимодействии с ними. Воспитываются казахи с детства в строгих правилах: от них требуют относиться к труду как к первой необходимости, ясно понимать свой долг перед семьей, осознавать личную ответственность за дела, в которых принимаешь участие. У казахов хорошо развиты такие качества, как трудолюбие, умение быстро овладевать теми или иными приемами и особенностями любой деятельности, сообразительность, исполнительность. Они наделены подвижным умом, любознательны и отзывчивы, настойчивы в достижении целей, отличаются хорошей памятью. В профессиональной деятельности они достаточно активны. Высокие понятия о чести, достоинстве, долге, необходимости вступаться друг за друга, за женщину, за справедливость – не пустые слова для казаха. Джигит в понятии казахов — это не просто удалой человек, это прежде всего человек чести, мстящий любому, кто задел его, даже ненароком. Джигит не должен прощать обид — удар за удар, око за око. Таковы народные традиции. По складу национального характера казахи свободолюбивы, общительны, храбры, верны слову, гостеприимны. Большинство казахов легко сходятся в общении и взаимодействии с другими людьми, умеют находить надежных и верных друзей среди представителей разных народов, преданны в дружбе, всегда придут на помощь товарищу. При общении с представителями других национальностей они, как правило, не боятся сказать человеку правду прямо в глаза. Следует иметь в виду, что если в коллективе сложилась неблагоприятная атмосфера, то казахи ведут себя настороженно, тяжело переживают нанесенные обиды и долго не прощают их, что может явиться поводом для новых конфликтов. Только равные требования к представителям всех национальностей служат основой для нормальной обстановки в коллективе, где трудятся казахи.
Отвечай за то, что сам совершил. Казахская пословица
В социальном и национально-психологическом облике южных и западных казахов есть определенные различия. До сих пор существует разделение на так называемую белую и черную кость. К первым относят казахов южных районов. Порой в их среде дают знать о себе элементы эгоизма, родовой кичливости. В этих областях бытует негласное деление на жузы (родовые кланы), где действуют своеобразные жизненные нормы и принципы, согласно которым предпочтение всегда отдается казаху из своего рода. Выходцы из данных областей очень слабо владеют русским языком, многие вообще его не знают.
|