Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первый учебный вопрос
Понятие ГО, ее роль и место в общей системе национальной Безопасности. Гуманитарная направленность ГО, основы Государственной политики в области ГО».
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации” произошли изменения в Федеральном законе от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне». В статью 1 «Основные понятия» внесено дополнение, расширяющее сферу деятельности гражданской обороны. В соответствии с данным дополнением, гражданская обороны страны - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такое дополнение полностью соответствует требованиям, предусмотренным основами единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года, которые утверждены Президентом Российской Федерации. Соответствующие дополнения внесены и в статью 2 «Задачи в области гражданской обороны", что позволяет законодательно закрепить проведение аварийно-спасательных работ не только в очагах поражения в военное время, но и в мирное время при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Изменения, внесенные в статью 5 «Полномочия Президента Российской Федерации» и, соответственно, в статью 8 «Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны» корректируют наименование основного планирующего документа - «Плана гражданской обороны». В новой редакции данный документ именуется как «План гражданской обороны и защиты населения». Целью такого изменения ставится смещение акцента при его разработке на расширение перечня планируемых мероприятий гражданской обороны в сторону увеличения мер защиты для населения страны с учетом всего спектра современных угроз, как в мирное, так и в военное время.
В связи с преобразованием МПВО в Гражданскую оборону в 1961 году, она стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий. За этот период ГО прошла три этапа своего развития. В ходе первого этапа (1961-1972) был заложен принцип защиты населения при массированном ядерном ударе. Население городов - вероятных целей противника эвакуировалось в загородную зону, а работающее на оборонных предприятиях - обеспечивалось укрытием в убежищах. Большое внимание на этом этапе уделялось подготовке формирований ГО. На втором этапе (1972-1992) главный упор был сделан на накопление средств защиты населения от ОМП. Особую актуальность в этот период приобрела проблема обеспечения устойчивого функционирования экономики страны, решение которой было возложено на ГО. С 1992 года начался третий этап в развитии ГО. Появилась угроза возникновения техногенных ЧС (Чернобыльская авария), изменилась военно-политическая обстановка в мире, изменился характер и системы оружия, реформировался подход к финансированию нужд ГО со стороны государства. Таким образом, в настоящее время ГО выполняет стратегическую оборонную задачу: защищает население, территорию, материальные и культурные ценности от ОМП вероятного противника. Большинство населения страны обеспечено укрытием в надежных защитных сооружениях, в стране накоплено достаточное количество средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки. Как отмечено в Концепции национальной безопасности РФ, непосредственная угроза прямой агрессии против России на современном этапе уменьшилась. Однако, военная опасность продолжает сохраняться. При определенных условиях она может перерасти в непосредственную военную угрозу и военные конфликты различной интенсивности. В последние годы значительную угрозу для России начинает приобретать терроризм. В этих условиях предназначение ГО, как системы противостояния опасностям, возникающим при ведении военных действий или вследствие этих действий, как и ранее продолжает оставаться актуальной, а по многим направлениям приобретает еще большую значимость. Изменение в международной обстановке, изменения политического устройства государства, социально-экономических условий, технологий производства и систем оружия, военных доктрин непременно отражается на состоянии современной гражданской обороны и перспективах ее развития. 1. Должен измениться статус ГО, он приобретает все большую социальную направленность- сохранение жизни человека и среды его обитания. 2. Настало время отказаться от военных элементов в ее организации. 3. ГО 21 века будет все более значительной структурой и не только в военное, но и в мирное время. 4. ГО должна стать для государства менее затратной структурой. 5. ГО в перспективе примет более территориальный нежели производственный характер, что означает большую самостоятельность регионов в решении задач ГО своими силами. ГО как система мер по защите населения в последнее время выступает с ярко выраженной гуманитарной направленностью. Гуманитарный характер ГО в большей мере проявляется в изменении статуса ГО. Сохранение жизни человека и среды обитания, обеспечение жизненно-необходимых условий существования людей, пострадавших от природных и техногенных катаклизм или в результате ведения военных действий, стало основой внутренней и международной деятельности ГО. Прежде всего, это проявляется в признании Россией главенства международных правил и законов («Закон о гражданской обороне»). Гуманитарная направленность проявляется: - в оказании помощи любой стране, на территории которой произошли ЧС природного и техногенного характера, в ликвидации последствий; - в оказании помощи оборудования лагерей беженцев из зон военных конфликтов; - безвозмездном предоставлении продовольствия, медикаментов, предметов первой необходимости населению, пострадавшему от ЧС или в ходе боевых действий; - в принятии мер по локализации или пресечении военных конфликтов, угрожающих жизни и здоровью мирного населения. Организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Этим обуславливается основа государственной политики в области ГО. Особенно актуальным это становится в связи с прогнозом ряда военных специалистов к 2010-2015г.г. возможности резкого обострения военно-политической обстановки, что в свою очередь выдвигает необходимость поддержания готовности страны к обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей страны на уровне, адекватном реальным угрозам.
В основу государственной политики в области ГО заложены основные направления деятельности ГО, включающие: - планирование мероприятий гражданской обороны; - создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения населения об угрозе нападения противника; - накопление фонда защитных сооружений, поддержание его в готовности для приема укрываемых; - создание необходимых запасов средств индивидуальной защиты, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; - подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, обеспечение первоочередного жизнеобеспечения пострадавших; - разработка и осуществление мер, направленных на функционирование экономики и выживания населения в военное время; - развитие средств и обеспечение их готовности; - организация и проведение обучения населения в области защиты от опасностей в мирное и военное время; - развитие научных исследований в области ГО.
|