![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация конфликтов, причины их возникновения
Конфликты — явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. В качестве форм выделяются личностные. внутриличностные, межличностные и групповые конфликты. Подходы к классификации могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание прежде всего на макро- или микроуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри- и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики. Для управленческой конфликтологии предпочтителен свой подход. Некоторое представление о возможной классификации конфликтов дает рис. 2.1 Причины конфликтов. С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов: - Первый - это конфликт целей, если стороны конфликта по-разному видят желательное состояние объекту в будущем. - Второй - это конфликт познания, если у сторон конфликта расходятся взгляды, идеи и мысли относительно решаемой проблемы. - Третий - это эмоциональный конфликт, который появляется, если у участников в основе их межличностных отношений лежат разные чувства и эмоции. Выделяют общие и частные конфликты. Общие так или иначе обнаруживаются во всех конфликтах. К ним относятся: • социально-политические и экономические; • социально-демографические - отображают расхождения между людьми, обусловленные их статусом, возрастом, принадлежностью к этническим группам; • социально-психологические - явления в социальных группах (взаимоотношения, лидерство, расположение духа, групповая мысль); • личностно-психологические - индивидуальные особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы). Частные причины конфликта: ограниченность ресурсов, которые можно распределить, взаимозависимость задач, отличия в целях, в ценностях, в манере поведения, в уровнях образования, некачественная коммуникация, несбалансированность социальных ролей (рабочих мест), недостаточная мотивация и т.п..
Рис 2.1. Признаки, типы и виды конфликтов
Распространенными проблемами передачи информации, которые вызовут конфликт, являются: - неоднозначные критерии качества, - неспособность точно определить ролевые обязанности и функции лица или группы, - выдвижение взаимоисключающих требований друг к другу. Эти проблемы могут возникать или углубляться из-за неорганизованности группы, плохой согласованности между ними функциональных обязанностей, недостатков руководства. Плохая передача информации является и следствием конфликта. Так, между его участниками снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения - всё это приводит к усилению и продолжению конфликта. - несбалансированность рабочих мест. Распространенный источник конфликтов в организации, имеет место, если должностная функция работника не подкреплена в полной мере средствами его деятельности и соответственно - правами и властью. - неправильный контроль. Контроль не должен диктоваться подозрительностью. - отличия в манере поведения и жизненном опыте. - отсутствие почёта к авторитетам в группе лицам. - недостаточная мотивация. Питательной средой конфликтного противостояния могут быть: • условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для деятельности организации обстоятельств; • проблемы трудовой мотивации, связанные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отношениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами; • структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации; • эмоциональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, уровне образования и общей культуры, убеждениях и нравственных ценностях. Конфликтные противоборства бывают организационными, эмоциональными и социально-трудовыми. Организационные конфликты обычно возникают и протекают в пределах определенной структуры — рабочей группы, сектора, цеха, отдела, предприятия (фирмы) в целом. Они порождаются главным образом изменениями экономического положения в условиях рыночной коныонктуры, неэффективностью форм специализации и кооперации производства, рассогласованностью разных по уровню и статусу звеньев управления, дисбалансом рабочих мест, нарушениями установленного в организации внутреннего распорядка. Конфликты организационного порядка питает и неизбежная зависимость одних работников от других, сбои коммуникативных связей при передаче и получении нужной информации. Одно дело — исполнение дисциплины и служебных обязанностей в условиях четкого рабочего ритма, а другое — при неразберихе, хаосе, отсутствии элементарного регламента. Э моциональные конфликты большей частью случаются в результате либо личностного восприятия происходящего в группе, коллективе, либо деформаций во внутригрупповом взаимодействии и отношениях, а также психологической несовместимости. Нередко подобный конфликт представляет собой эскалацию не принципиальных, а лишь чувственно обусловленных столкновений с большой дозой иррациональной, а то и вовсе неосознанной мотивации из-за каприза, дурного настроения, раздражительности. Задачу сохранения среди персонала организации ровных отношений часто осложняет разноликость сослуживцев по их устремлениям, распространенность таких типов работников, поведение которых нередко вызывает среди коллег ненужные трения и конфликты. К ним, в частности, можно отнести так называемых неудачников по натуре — людей, фиксирующих свое внимание только на неудачах и промахах; вечных нытиков, которые беспрестанно жалуются, выискивая как явные, так и мнимые поводы для своего недовольства; двуличных карьеристов, стремящихся к продвижению по служебной лестнице, не брезгуя при этом никакими неблаговидными способами в отношении возможных конкурентов; паникеров, что впадают в отчаяние при любом намёке на возникновение опасной ситуации. Часто недовольство, конфликт в межличностных отношениях могут вызывать и такие казалось бы простые вещи, как манера одеваться или говорить, способ приема пищи или курения, т.е. то, что относится к области вкусов, моды и другим подобным мотивам, вроде бы малосущественным при общении. Невозможность сослуживцев ладить друг с другом обнаруживается в эмоциональных столкновениях личностей с разными чертами характера, взглядами на жизнь и моральными ценностями, особенностями возраста и жизненного опыта. Отмечается, к примеру, усиление конфликтности у людей с более высоким уровнем образования, среди персонала с численным преобладанием женского состава. Сказываются также этнические, национальные черты. Весьма существенна нравственная сторона взаимодействия конкретных личностей, поскольку у некоторых людей свойственные человеку совесть, честь, искренность оказываются придавлены грузом бесстыдства, нахальства и лжи, скрывающей неспособность данного субъекта держать ответ перед своей совестью. Социально-трудовые конфликты выходят на поверхность тогда, когда обнажаются разногласия в мотивации деятельности разных групп работников, ухудшается их экономическое и статусное положение в целом или в сравнении с другими социальными группами, снижается степень удовлетворённости совместной работой. В большинстве случаев они возникают там, где не упорядочены партнёрские связи, не обеспечено единое понимание общих интересов и целей, не соблюдаются писаные и неписаные правила группового поведения, не удаётся избежать так называемой фрустрации — гнетущего разочарования, ощущения безысходности. К онфликт интересов связан с взаимоотношениями людей, теми их желаниями и стремлениями, которые стимулируют экономическое и социальное поведение. Предмет интереса — это не само благо как таковое, а те позиции личности или социальной группы, которые обеспечивают возможность получения данного блага. А поскольку занимаемые позиции никогда не бывают равными, постольку интересы в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Иными словами, интересы представляют собой не просто удовлетворение жизненных нужд, но и отношение к сложившимся в социальной системе (будь то организация, отрасль хозяйства, государство) нормам и институтам распределения. Конфликт интересов выражает неудовлетворенность социальных групп своим экономическим и статусным положением в сравнении с другими группами. Пример тому — явно заниженная оплата и соответственно престижность труда работников бюджетной сферы в сопоставлении с персоналом банков и некоторых других коммерческих структур. Многие учителя, работники медицинских и культурно-просветительных учреждений в разных формах протестуют против низкой оплаты своего труда. Они усматривают в этом факте свидетельство пренебрежительного отношения органов власти к социальной сфере, недооценки значимости образования, здравоохранения и культуры. В данном случае речь идет о расхождениях в понимании ценностей, нравственной оценке того, что необходимо людям, обществу. К онфликт ценностей сталкивает противоположные интерпретации социальных связей и целей. В силу этого он проявляется не только в интеллектуальной и духовно-нравственной областях, по также как апелляция к материальным потребностям, ориентация на социально-экономические отношения. Временно разъединяя людей, такой конфликт вместе с тем сохраняет ресурс ценностных установок на солидарность, что в конечном счёте имеет положительное значение, помогает урегулированию конфликтных ситуаций. Любой конфликт в организации есть прямой результат накопления неудовлетворенности существующим положением, ростом противоречий, обострения социальной напряженности.
|