![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Игры для формирования правильного звукопроизношения
подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Мы не останавливались на приемах постановки звуков, таккак это не соответствовало бы поставленной нами задаче. Эти приемы можно найти в логопедической литературе. Но имеющиеся в этом разделе игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений. Игры для автоматизации и дифференциации различных звуков подобраны в принятой последовательности, о которой мы уже говорили выше. III. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на те же звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторенные вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалки используются для автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей. Мы считали целесообразным дать их отдельно от игр, так как они могут быть использованы самостоятельно и на занятиях, и в играх. Потешки, чистоговорки, как и загадки, могут быть использованы в разнообразной работе с ребенком. Рекомендованные игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей (все разделы сборника), так и для коррекции различных ее несовершенств (преимущественный выбор необходимых разделов). Как для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии), так и для детей-ринолаликов и дизартриков в первую очередь могут быть рекомендованы игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков (их постановка, авто-матизация, дифференциация). Этой категории детей будут полезны еще игры на развитие дыхания и голоса, i Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей-дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок. В логопедической работе с заикающимися детьми могут быть использованы игры по развитию физиологического и речевого дыхания и голоса, считалки, потешки,, загадки, а также игры по совершенствованию фразовой речи и способствующие нормализации ее темпа и плавности. Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей (например, при дизартриях или ринолалиях, помимо недостатков звукопроизношения, встречаются еще и несовершенства фразовой речи, при алалиях и афазиях — недостатки звукопроизношения, а при заикании — иногда и то и другое), то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным. При этом логопеды, воспитатели, руководствуясь логопедической целью, должны всегда иметь в виду воспитательные и общеобразовательные цели, которые несет каждая игра: развитие наблюдательности, представлений, знаний, навыков, правильное отношение ребенка к коллективу и к своему месту в нем и пр. ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
|