Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сабиньянцы: Капитон (основатель), Массурий Сабин, Яволен Приск, Юлиан, Помпоний, Гай. 1 страница






Сабиньянская школа — более формальная, монархическая, прокульянская школа — менее формальная, республиканская.

Папиниан славился умением абсолютно точно подвести отдельные жизненные случаи под конкретные нормы права.

Павел и Ульпиан занимались сбором, обработкой и комментированием трудов предшественников.

Последним в эпохе крупных юристов был грек Модестин. По закону о цитировании юристов 426 г. комментарии юристов Павла, Ульпиана, Папиниана, Гая и Модестина приравниваются к закону. Все судьи и чиновники империи были обязаны руководствоваться мнением, которого придерживалось большинство этих юристов, в случае равенства голосов предпочтение отдавалось мнению Папиниана.

Занятия юриспруденцией — один из почетнейших и благородных видов деятельности в Риме. Труд юристов был в правовом отношении бесплатным, однако они имели право претендовать на honorarium (благодарственный подарок) за их услуги.

___

Формы профессиональной деятельности юристов (prudentes): respondere (юридическое консультирование); cavere (непосредственное составление и помощь в составлении юридических документов); agere (руководство процессуальными действиями клиента); instituere (преподавание права). Высказываемые юристами пояснения по различным правовым вопросам (jura) формально не являлись источниками права. Однако судьи, которыми в Риме были выборные лица, как правило, без специальной юридической подготовки, толкуя нормы права и постановляя свои решения, руководствовались мнением наиболее известных юристов. В период принципата принцепсы стали наделять суждения отдельных юристов значением официальных источников права. «Опека» деятельности юристов со стороны принцепсов и императоров привела к консервации правотворческой функции юридической науки. Так, в 426 году был принят закон, которым признавалось значение источника права лишь за мнениями Поспиниана, Павла, Модестина, Ульпиана и Гая.

12. Кодификация Юстиниана и ее значение

- 13 февр. 528 г. Император Юстиниан создал комиссию из 10 человек с участием Трибониана и уже 7 апр. 529 г. был обнародован кодекс Юстиниана, который вобрал в себя все императорские конституции

- То же самое Юстиниан решил сделать и с ius vetus, и 15 дек. 530 г. издал указ о создании комиссии из 15 человек во главе с Трибонианом. Тот взял себе 2 профессоров из Константинопольской Академии (Теофил и Кратин) и 2 из Беритской Академии (Дорофей и Анатолий), а также в комиссию вошли 11 адвокатов. Задача комиссии - написание Дигест, то есть извлечения из классических римских юристов (не только из " золотой" пятерки) была завершена к 16 декабря 533 г.

- Одновременно Трибониан, Теофил и Дорофей по поручению Юстиниана подготовили Институции - учебник для студенчества.

21 ноября 533 г. императорским указом, обращенным к юношеству, Институции Юстиниана были санкционированы.

- 16 ноября 534 г. вышла новая редакция кодекса - добавлено более 300 новых конституций Юстиниана.

Содержание частей Corpus iuris civilis:

1) Институции - состоят из 4 книг, которые в свою очередь делятся на титулы и параграфы. Здесь дано известное определение права: " Юстиция заключается в постоянной и твердой воле воздавать каждому свое. Юриспруденция же есть познание божеских и человеческих дел, понимание справедливого и несправедливого". По структуре и содержанию - это в значительной мере повторение Институций Гая.

2) Дигесты - состоят из 50 книг, каждая из которых делится на титулы и параграфы. Дигесты вобрали в себя цитаты из почти 2000 сочинений 39 юристов. Общий объем Дигест - 150 000 строк.

Структура: 1 кн. - общие вопросы права, краткий очерк истории права и публичное право. Со 2 по 46 кн. - частное право; 47-48 кн. - уголовное право; 49 кн. - апелляции, фискальное и военное право; 50 кн. - административное право, правила и определения.

Внутри каждого титула каждой (кроме 30-32 кн) книги цитаты располагались в следующем порядке:

а) цитаты из сочинений, комментирующих цивильное право. В большинстве случаев это были комментарии к Сабину, отсюда эта часть стала называться массой Сабина.

б) Далее следовали цитаты из сочинений к преторскому эдикту, отсюда название - масса эдикта.

в) Далее шли выдержки из сочинений по типу responsa. Так как чаще всего это были ответы Папиниана, то данная часть получила название масса Папиниана.

г) Иногда были и добавочные цитаты. Это называлось Appendix. Видимо работало 3 подкомиссии, каждая со своим типом сочинений - отсюда выявленное деление на 3 основных массы.

Ученые обнаружили в текстах цитат из классических юристов многочисленные интерполяции, то есть замены, сделанные комиссией для сближения положений классических юристов с юстиниановским действующим правом. Например, во всех текстах слово mancipatio было заменено на traditio.

3) Кодекс - состоит из 12 книг (возможно. в подражание XII таблицам). 1 книга посвящена церковному праву, источникам права и праву магистратов. 2-8 книги - частное право; 9 книга - уголовное право; 10-12 - положения о государственном управлении.

4) Новеллы - то есть последующие указы Юстиниана. Древнейший их сборник относится к 556 г., написан проф. Юлианом из Константинополя, содержит 122 новеллы.

___

Причина кодификации римского права — к III в. н. э. накопился большой объем несистематизированных римских законов, противоречащих друг другу.

Первые попытки кодификации римского права предпринимали частные лица. После смерти Марка Аврелия Papirius Iustus собрал его конституции. В 295 г. в Берите (Бейруте) появился кодекс грегорианцев (Codex Gregorianus), который содержал конституции императоров от Адриана (117 г. н. э.) до Диоклетиана (295 г. н. э.) в 14 книгах. Дополнением к нему служил кодекс Гермогенианус (Codex Hermogenianus), составленный между 314 и 324 г. н. э. в 1 книге, содержащий конституции до Константина.

В начале IV в. на базе работ Ульпиана был разработан учебник — переработанные сочинения Павла «Синтенции» в Дигестах.

Официальная кодификация римского права началась в первой половине V в. н. э., итогом которой стал кодекс Феодосия (Codex Theodosianus) 437 г., содержащий в 16 книгах конституции императоров начиная от Константина. Кодекс Феодосия содержал вещное и обязательственное право (две части имущественного права).

В 527 г. в Византии к власти пришел Юстиниан. Стремясь создать дисциплинированное чиновничество, навести порядок в судах и придать своей империи стройную единую правовую основу, Юстиниан созвал на помощь выдающихся юристов. В результате была реализована и всеобъемлющая кодификация права на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

В начале 528 г. была учреждена государственная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия опубликовала кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и людей науки) под руководством того же Трибониана.

Комиссия осуществила грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г., под названием «Дигест» (от лат. digеsта — «собранное»), или «Пандект» (от греч. pandectac — «все вмещающее»). Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить общие принципы римского права — в целях как учебных, так и идейно-политических, результатом чего стали «Институции». В 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи.

После выхода в свет кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась — все крупные изданные им акты позднее составили «Новеллы», систематизированные уже после смерти Юстиниана.

Кодекс Юстиниана 529 г. представлял собой учебник, состоящий из 4 частей: Институции, Дигесты, Кодекс, Новеллы.

С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все четыре элемента Свода Юстиниана получили обобщенное название Corpus iuris civilis; под таким же обозначением они были впервые в единстве изданы Д. Готофредом и вошли в историческую традицию. Все части свода в подлиннике не сохранились, а дошли до нас в позднейших списках littera Florentina — в VI–VII вв., остальные — в VIII–XI вв.

13. Дигесты (Пандекты), их состав и содержание

Дигесты (от лат. digеsта — «собранное»), или Пандекты (от греч. pandectac — «все вмещающее»), представляли собой систематическую компиляцию цитат — отрывков из работ наиболее известных римских юристов, касавшихся определенных вопросов. В составе «Дигест» насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших 39 известным юристам I–V вв. Общий объем Дигест — 150 000 строк.

Дигесты подразделялись на 7 частей, 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты, в начале которых было указано имя юриста и сочинение. Содержание фрагментов было модернизировано.

Содержание частей Дигест:

— общие вопросы права и учение о субъектах права — лицах (книги 1–4);

— «о праве лиц на свои собственные и на чужие вещи, о защите права собственности», т. е. вещное право (книги 5-11);

— об обязательствах двусторонних или возникающих из «взаимного доверия» (книги 12–19);

— об обеспечении обязательств, о своего рода издержках и исковых требованиях из обязательств и об обязательствах, связанных с реализацией семейных и опекунских прав (книги 20–27);

— о завещаниях (книги 28–36);

— о самых разнообразных правовых коллизиях, решаемых по судейскому усмотрению (книги 37–43);

— трактовались вопросы, связанные с уголовным и публичным правом; последняя книга посвящалась старым юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам и т. п. (книги 44–50). При обнародовании «Дигест» император Юстиниан запретил писать к ним комментарии: они представляли официально законодательный документ не менее чем правоположения законов; разрешалось только делать извлечения и перевод на греческий язык.

14. «Persona» и «caput» как юридические понятия

Правоспособность (caput) — способность иметь права, быть субъектом права, а следовательно, получать законную защиту со стороны всех институтов римского государства.

Правоспособный субъект — persona.

Элементы правоспособности:

статус свободы (status libertatis) — все население делилось на свободных и рабов;

статус гражданства (status civitatis) — население делилось на римских граждан и неграждан;

статус главы семьи, фамилии (status familiae) — делились на никому не подвластных («отцов семейства») и подвластных.

Правоспособность возникала:

естественным путем — рождением — необходимо, чтобы выход ребенка был из утробы матери; чтобы младенец вышел живым (независимо от состояния, продолжительности жизни и того, как он себя проявит, — движением, криком); чтобы младенец был доношен; наличие «образа человеческого»;

искусственным путем, например при освобождении раба римским гражданином он становился вольноотпущенником и приобретал правоспособность.

Статус свободы и статус главы семьи могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски — средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства — принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и гарантировалась публично-правовым порядком. Не подлежал оспариванию объем гражданских прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъекта.

Не обладали полной правоспособностью:

— женщины (в том числе римские гражданки), невзирая на положение в семье, никогда не могли претендовать на таковое;

— несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Степени утраты правоспособности:

capitis deminutio maxima — полная потеря правоспособности, связанная с утратой статуса гражданства;

capitis deminutio media — промежуточное ограничение правоспособности (если гражданин оставлял Рим и переезжал в провинцию);

capitis deminutio minima — изменение в семейном статусе (не только уменьшение, но и расширение правоспособности).

Ограничение правоспособности — умаление гражданской чести:

intestabilitas — применялась к лицу, которое было свидетелем или весовщиком при совершении гражданской сделки, а затем отказывалось подтвердить факт такой сделки или ее содержание. Позже поражала лиц, виновных в составлении или распространении пасквилей. Заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок. С исчезновением формальных сделок утратила свое значение;

infamia (бесчестье) — влекла за собой лишение права быть представителем в суде, опекуном, избранным на общественные должности. Магистраты не допускали к осуществлению публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор мог вычеркнуть такое лицо из списка сенаторов или из всаднических центурий. Консул мог не допустить к выборам в магистрат, а претор — к выступлению в сенате;

turpitudo (позор) — влекла ограничение в правоспособности в связи с занятием некоторыми профессиями, например профессия актера.

15. Три аспекта правоспособности по римскому праву: status libertatis, status civitatis, status familiae

Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):

1) status libertatis - состояние свободы;

2) status civitatis - состояние гражданства;

3) status familiae - семейное состояние.

С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae - самостоятельные отцы семейств (patres familias) и подвластные кого-либо (paterfamilias, иначе - лица «чужого права»). Таким образом, полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменение в статусе свободы называлось наивысшим, наиболее существенным; в статусе гражданства - средним, а в семейном статусе - наименее значительным.

16. Правовое положение римских граждан. Основания приобретения и прекращения римского гражданства

Римский гражданин (civis romanus) — субъект государственной жизни и публичного права.

Способы приобретения римского гражданства:

— рождение — ребенок, рожденный в римском браке, следовал состоянию отца, а ребенок, рожденный женщиной, не состоявшей в браке, следовал состоянию матери. Ребенок, рожденный вне брака не римлянкой, не признавался римским гражданином, хотя отцом его был римский гражданин. В I в. н. э. было установлено, что ребенок, рожденный вне брака римской гражданкой, не приобретает прав гражданства, если его отцом был не римский гражданин. Ребенок, рожденный от брака его родителей, становится гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребенка, независимо от изменений в состоянии родителей к моменту рождения ребенка. Ребенок, рожденный римской гражданкой, не состоящей в браке, если мать была гражданкой в момент его рождения, был гражданином независимо от ее состояния до этого момента;

— освобождение римским гражданином своего раба;

— усыновление римским гражданином чужеземца;

— предоставление римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государственной власти.

С точки зрения своего правового положения римские граждане делились на две группы:

свободнорожденные — были носителями полной правоспособности;

вольноотпущенники — освобожденные из рабства римским гражданином, подвергавшиеся в качестве римских граждан некоторым ограничениям в правах.

Политические права римских граждан:

— голосование в народном собрании (jus suffragii);

— избрание в магистраты (jus honorum);

— служба в римских легионах (militaria).

Гражданские права римских граждан:

— вступать в римский брак, создавать римскую семью (jus connubii);

— быть субъектом всех имущественных правоотношений и соответствующих сделок (jus commercii);

— право составлять и быть свидетелем при составлении завещания и право быть назначенным наследником по завещанию (testamenti factio).

В эпоху христианства как господствующей религии римский гражданин обязан был исповедывать только каноническое христианское вероучение.

Структура имени римского гражданина:

— имя в собственном смысле слова;

— наименование семьи или рода, к которому принадлежит гражданин;

— указание имени отца в родительном падеже (русское отчество);

— наименование трибы, в составе которой носитель имени голосует в народном собрании (даже когда собрание перестало созываться);

— прозвище, которое стало включаться в полное имя гражданина позднее других частей. Способы прекращения римского гражданства:

— смерть;

— полная потеря правоспособности (capitis deminutio maxima) в связи с утратой гражданином свободы в случаях продажи в рабство за границей, плена, захвата неприятелем. Если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он рассматривался как никогда не утративший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав;

— отказ гражданина от прав гражданства;

— переход гражданина в число латинов в целях получения земель;

— осуждение римского гражданина на смертную казнь, приговорение его к телесным наказаниям за какие-либо преступления, причем впоследствии не могло следовать восстановления прав гражданства;

— изгнание на срок из пределов Рима.

17. Правовое положение латинов, перегринов, колонов

Латины (latini) — исторически и этнически сложившаяся категория населения союзнических территорий, окружающих Рим (Лациума — провинции Италии). Существовали еще две категории латинов:

— лица, освобожденные из рабства господином-латином;

— лица, освобожденные из рабства при определенных условиях римским гражданином.

Правовое положение латинов приобреталось:

— рождением; ребенок, рожденный в браке, следовал состоянию отца; ребенок, рожденный женщиной, не состоящей в браке, следовал состоянию матери;

— присвоением правового положения латина актом государственной власти;

— добровольным переходом римского гражданина в число латинов в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний;

— освобождением из рабства господином — латином или римлянином.

Правовое положение латинов различно в зависимости от того, к каким латинам они принадлежат.

В сфере публичного права все латины пользовались правом участвовать и голосовать во время пребывания в Риме в римских народных собраниях. Латины не имели публичных прав, признанных для римских граждан, однако они должны были нести воинскую обязанность в составе специальных легионов. Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им.

В частноправовой сфере латины (жители Лациума) имели право вступать в римский брак и право быть субъектом имущественных правоотношений (вещных и обязательственных). Остальные две категории латинов имели только право быть субъектами имущественных правоотношений, которое ограничивалось для латинов-вольноотпущенников. О них говорили: «Живут, как свободные, умирают, как рабы»; они не вправе были составлять завещания, в их имуществе не допускалось и наследование по закону: после смерти лица, принадлежавшего к числу латинов-вольноотпущенников, все его имущество переходило к господину, некогда освободившему умершего из рабства, как если бы это имущество принадлежало господину, без обременения господина имущественными обязательствами умершего. Имущественные споры всех латинов разрешались в тех же судах и тем же порядком, что и споры римских граждан.

Латины могли приобрести римское гражданство:

— в силу общих постановлений, присваивавших целым категориям латинов при определенных обстоятельствах римское гражданство;

— в силу специальных актов государства, наделявших правами гражданства отдельных латинов или целые группы их. Так, римское гражданство присваивалось латинам, жителям Лациума, переселившимся в Рим. Так как это правило влекло за собой сокращение населения городов Лациума, то применение его впоследствии было ограничено условием оставления потомства в месте прежнего жительства латина. Права римского гражданства приобретали также и латины, занимавшие в своих общинах должности магистратов или сенаторов. Латины-вольноотпущенники наделялись правами римского гражданства за услуги, оказанные римскому государству в деле охраны безопасности дорог, поставок римскому государству и т. д. Категория латинов, живших за пределами Лациума, утратила значение с распространением в начале III в. н. э. прав гражданства на все население империи. Категория латинов-вольноотпущенников была упразднена при Юстиниане.

Перегрины (peregriai) — все свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства.

Основания возникновения правового положения перегрина:

— включение в состав римского государства завоеванных Римом территорий, населению которых, не обращаемому в рабство, не сообщалось римское гражданство;

— рождение от брака перегринов или от не состоявшей в браке перегринки;

— присуждение к высылке в период империи.

Политических прав перегрины не имели.

Структура имени перегринов:

— прозвище;

— имя отца в родительном падеже;

— наименование трибы в составе имени перегринов нет.

Развитие экономических связей привело к необходимости регулирования частноправовых отношений перегринов, первоначально выразившегося в договорах, заключавшихся Римом с дружественными государствами о взаимной защите интересов своих граждан.

Далее в частноправовой сфере перегрины были подчинены своим национальным системам права. Формальным основанием действия этих систем были законы провинций, устанавливающие правовое положение отдельных провинций.

Отношения перегринов с римлянами строились в соответствии с правом народов (ius gentium), специально для разбора судебных дел с ними избирался претор перегринов, который имел право издавать свои эдикты.

Брак римских граждан с перегринами создавал особый случай правового регулирования и вытекающих из этого союза обязанностей, нежели типичные для римлян формы правоустановленного брака. Перегрины не обладали правоспособностью цивильного права в собственном смысле. Однако в рамках jus gentium они обладали частными правами, т. е. считались субъектами хозяйственного оборота в тех формах и в тех обязательствах, которые не полагались присущими только римским гражданам (могли заключать договоры купли-продажи, товарищества и так далее, но не могли оформлять сделки посредством манципации).

Перегрины приобретали права римского гражданства:

— в силу законов, присваивавших римское гражданство в награду за различные услуги, оказанные римскому государству;

— в силу специальных актов государственной власти, присваивавших отдельным группам перегринов римское гражданство или отдельные из прав граждан. Издание таких актов вызывалось разнообразными экономическими и политическими соображениями, например задачами пополнения жителями провинций римских легионов, в которых несли военную службу только римские граждане.

Lex Julia 90 г. и lex Plautia Papiria 89 г. уничтожили перегринов в Италии. Для распространения на все население империи налога с наследства был издан закон Каракаллы 212 г., который объявил все свободное население римских провинций (перегринов) римскими гражданами, распространив права гражданства на все население империи. При этом Рим оставался столицей, носителем и источником государственной власти, но с привилегиями «римского народа» было покончено.

Категория перегринов в период империи получила значение юридической категории и применялась в двух случаях:

— за известные преступления римские граждане низводились в положение перегринов;

— по lex Aelia Sentia в положение перегринов попадали при отпущении на волю клейменные в наказание рабы.

Колон — арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, которому он платил деньгами или частью урожая.

Частые восстания и многочисленные казни рабов, слабый естественный их прирост и прекращение победоносных войн, пополнявший ряды рабов, сделали выгодной обработку земли не рабским трудом, а путем сдачи ее мелкими участками в аренду за натуральный оброк или на условиях барщинных работ в пользу арендодателя. Пополняемые главным образом из беднейших элементов населения, колоны скоро попали в экономическую зависимость от землевладельцев на почве денежных займов, которые те предоставляли колонам для нужд хозяйства, либо на почве задолженности по оборочным платежам.

Превращению экономической зависимости колонов от землевладельцев в зависимость юридическую способствовала осуществленная императорами реорганизация налогового обложения земли. В основе этого обложения лежало определение количества и доходности принадлежащей каждому землевладельцу земли. При периодическом составлении кадастра, в котором указывалось количество земли, принадлежащей отдельным плательщикам поземельной подати, к числу доходных статей земли стали относить и живших не ней колонов. С этих пор оставление земельного участка колонам означало уменьшение ценности участка. Это являлось предпосылкой для прямого прикрепления колонов к земле.

Первым известным актом, устанавливающим такое прикрепление, была конституция 322 г., которая предписывала принудительно возвращать колонов на самовольно оставленные ими земли. После ряда других законов, выражавших то же стремление прочно связать колона с землей, был издан в 357 г. закон, запрещающий продажу земли без живущих на ней колонов. Так появилась новая категория зависимых людей — людей, не лишенных правоспособности в сфере частноправовых отношений, но прикрепленных к земле, на которой живут и которую обрабатывают. Они действительно были прикреплены к земле, ибо оставление колоном возделываемого им участка давало землевладельцу право осуществить иск по образцу виндикации раба. С другой стороны, и землевладелец был не вправе изгнать колона со своей земли, не вправе продать земли без колонов либо колонов без земли.

Основания возникновения юридического положения колона:

— рождение от родителей, из которых хотя бы один являлся колоном;

— соглашение, в силу которого свободный человек поселялся в качестве колона на чужой земле;

— проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, на каких обычно живут колоны. Также превращались в колонов трудоспособные лица, изобличенные земледельцем в занятии нищенством.

В колонат перерастало иногда и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земельным участкам.

Колоны были наделены определенной правоспособностью, в соответствии с которой они имели право заключать сделки, вступать в иные договорные правоотношения, наследовать и завещать, вступать в брак, а также выступать в суде, за исключением предъявления исков к хозяину.

Основания прекращения состояния колона:

— приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка;

— возведение колона в епископский сан;

— освобождение колона арендодателем в отдельных случаях.

18. Правовое положение рабов. Пекулий. Понятие и виды манумиссии

Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по цивильному праву и по праву народа.

Цивильные способы перехода в рабство:

— пленение на войне «врага Рима», т. е. человека, принадлежавшего враждебному для римского народа государству;

— обращение в рабство иностранцев, находившихся на территории Рима;

— продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам;

— самопродажа ради получения части выкупной цены;

— осуждение на смерть или каторжные работы;

— уклонение от военной службы;

— непрохождение периодического имущественного ценза.

По праву народов рабами считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал