![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути достижения качества образования в начальных классах
В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования. Из чего оно складывается? · Из высокого уровня профессионализма педагогов · Из создания комфортности в обучении школьников · Прочности знаний учащихся · Соблюдение санитарно-гигиенических норм · Из материально-технического обеспечения школы. Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. Составляющие качества образования: Ø качество обученности школьников по образовательным областям; Ø качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.); Ø качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам); Ø качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.); Ø качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе). Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять: • целеполаганием учащихся; • мотивацией их деятельности; • формированием умений учащихся; • созданием обратных связей «учитель – ученик»; • созданием проблемных ситуаций; • комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса. Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Методическая работа в начальной школе: Ø следование традициям и внедрение новации; Ø повышение компетентности учителя; Ø освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий; Ø определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция; Ø выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся; Ø накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио; Ø организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся. Целевые направления: Ø совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения; Ø создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений; Ø обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне; Ø создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; Ø совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования; Ø обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий; Ø совершенствование материально-технической базы школы. Задачи: Ø обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта; Ø формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника; Ø создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса; Ø организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся. Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом. Технологии и методики, применяемые в начальной школе: Ø технология личностно-ориентированного образования; Ø технология уровневой дифференциации; Ø технология игрового обучения; Ø технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение); Ø проектная деятельность; Ø здоровьесберегающие технологии; Ø информационно-коммуникационные технологии. 1) Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением. 2) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению. В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся. 3) Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности. Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. – работа в парах, группах. 4) Учебный проект «Использование современного оборудования и технологий в построении образовательной среды на основе деятельностного метода». 5) Проект «Развитие памяти» на уроках русского языка. 6) Предметные декады в начальной школе. 7) Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Таким образом, для повышения качества образования необходимо: Ø использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий; Ø продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма; Ø активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
|