![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ условий, обеспечивающих формирование целостной развивающей среды в процессе обучения младших школьников
Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в теории и практике образования. В теории педагогики среда включает в себя все то, что оказывает влияние на обучение, воспитание и развитие человека. Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых в нашей стране и за рубежом. Такие ученые, педагоги, психологи-практики, как В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева и др. акцентировали внимание на философских аспектах понятия «образовательная среда», приемах и технологиях ее проектирования. Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрены в работах Балабанова Н.В., О.С. Газмана, М.В. Кларина, в работах основоположников системы развивающего обучения (В.В. Давыдов) и т.д. [1]В своей монографии Ясвин В.А. дает определение понятию образовательная среда: Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. Таким образом, развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Дети и подростки, которые обучаются в школе, имеют разный потенциал, и задача школы - создать условия для полноценного развития личности каждого участника образовательного процесса, обеспечив развивающую среду. Как показывают психологические исследования и опыт обучения, все дети обладают творческим потенциалом, который максимально раскрывается при условии систематизации и интеграции различных направлений деятельности: учебной, внеклассной, дополнительного образования. Согласно технологии развития творческого потенциала, предлагаемой российскими учеными, критериями развития творческого потенциала могут служить: высокий уровень самостоятельности, нестандартность мышления, развитые познавательные процессы (вербальная память, слуховое восприятие, воображение и др.), владение способами творческой деятельности. Творческий потенциал как личностное образование можно представить следующими компонентами: · - познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), как основа развития специальных и творческих способностей; · - социально-значимые качества личности (самостоятельность, эмпатия, интуиция, сопротивляемость шаблону); · - знания, умения, навыки. Важнейшим из основных направлений развития современной основной и старшей школы является профильное обучение. Это обеспечивает возможность создания благоприятных условий для раскрытия индивидуальности каждого обучающегося, позволяет решить проблему успешности в выбранном учеником профильном направлении, использовать новые организационные формы, методы и средства обучения. Внеурочная деятельность - составная часть профильного обучения. Под внеурочной деятельностью понимается мотивированное обучение, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Одним из вариантов внеурочной деятельности является организация внеклассной работы для развития первоначальных навыков экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности. Основными задачами мы считаем: · обеспечение обучающимся доступности получения дополнительного обучения в соответствии с их индивидуальными склонностями; · воспитание у них положительной мотивации к обучению; · формирование адекватной самооценки. Педагогический коллектив готов оказать помощь в профессиональной ориентации; закрепить и обогатить знания в процессе их использования при решении конкретных исследовательских и практических задач; сформировать поисковый стиль мышления; выработать творческий исследовательский подход к научно-исследовательской и практической деятельности с учетом познавательных потребностей и интересов старшеклассников. Театральная студия школы объединяет учащихся, проявляющих интерес к различным видам и направлениям театрального искусства; дает возможность проявить себя в роли актеров, художников, декораторов, костюмеров, музыкальных режиссеров и дополняется деятельностью творческой танцевальной студией «Эль-Данс», клубом авторской песни. Объединение " Красота спасет мир" формирует и развивает культурное пространства в школе через организацию тематических выставок - фотогалерей в рекреациях школы. Творческая деятельность позволяет учащимся приобщиться к прекрасному, помогает раздвинуть рамки современного мира для детей, показать его многоцветье. Проект " Экспозиция времен связующая нить… " важен для нас как феномен новой культурной политики по созданию внутреннего образовательного и информационного пространства. Особенностью данного проекта является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы участников, стимулировать разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение осуществляется в форме экскурсий, занятий, музейных уроков. Образовательно-воспитательная среда, созданная в школе, обеспечивает обучающимся различные возможности для самореализации, способствует построению индивидуальной траектории развития, которая помогает развить потенциальные возможности ребенка и, надеемся, сделает его конкурентоспособным в современном мире.
|