Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные типы уроков.
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4]. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: · формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; · развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; · формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; · были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; · реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Методы и формы современного урока: · метод проектов; · информационно-коммуникационные технологии; · здоровьесберегающие технологии (интеграция); · портфолио. Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Это подтверждает учебный план этого года – 16 часов проектов с 1 по 4 класс. Проектов прошло много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные. Перечислю лишь некоторые: · 1 “А” кл. – “Числа в пословицах, поговорках, загадках”; · 1 “Б” кл. – “Самая красивая буква”; · 1-4 кл. – “Осенняя мастерская; · 1 “А” кл. – “В синем море– океане”; · 1 “Б” кл. – “Сказочная птица”; · 1-е кл. – “Кормушка своими руками”; · 1– е кл. – “Путешествие от А до Я” итогом стал утренник “Прощание с Азбукой”; · 2 “Б” кл. – “Снежинка”, “Животные леса”; · 2 “В” кл. – “Родословная моей семьи”; · 3 “А” кл. – Акулы “, “Молнии”, “Песец”; · на городском фестивале “Книга собирает друзей” нашу школу представлял 4 “А” кл. с проектом “Великий Г.Х.Андерсен”; · 4 “Б” кл. на окружной НПК “Эврика” представили проект “Сказку читать – ума набирать”. Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”. Без применения ИКТ не может быть современного урока. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: · создание презентаций к урокам; · работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР; · использование готовых обучающих программ; · разработка и использование собственных авторских программ. Возможности ИКТ: · создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); · создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; · создание текстовых работ; · обобщение методического опыта в электронном виде и т. д. Личное пространство на учебно-методическом портале “Началка семинфо” имеют все учителя прошедшие курсы по ИКТ, ведут свой сайт, где отражают КТП, задания по предметам разного характера, отражают значимые события класса. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. Структура технологической карты включает: · название темы; · цель освоения учебного содержания; · планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); · основные понятия темы; · метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы. Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Создание технологической карты позволяет учителю: · осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; · определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); · определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; · соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт. Преимущества технологической карты: · использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; · освобождается время для творчества учителя; · обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса; · снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); · обеспечивается повышение качества образования. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: · учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; · используются эффективные методы работы с информацией; · организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; · обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической · деятельности. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например: · реализацию учителем целей урока; · использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; · осуществление оценивания и контроля.
|