Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности организации учебной деятельности младших школьников. Структура учебной деятельности.
Формирование учебной деятельности - одна из важнейших обучения и развития младших школьников, особенно актуальная в аспекте непрерывного образования. Проект «Начальная школа 21 века» позволяет успешно решать эту задачу. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения: 1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. 2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности, производить контроль и самоконтроль. 3. Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащегося Позволю напомнить вам, что же такое учебная деятельность. " Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: •. как синоним научения, учения, обучения; • как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; • как один из видов деятельности школьников это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук. Структура учебной деятельности: • мотивация; • учебная задача; • учебные операции; • контроль; • оценка. При формировании учебной деятельности младших школьников необходимы такие формы организации обучения, которые способствуют: - овладению структурой этой деятельности; - овладению умением общаться. Для различных форм организации обучения характерны следующие признаки: - характер взаимодействия между учащимися; - характер руководства деятельностью школьников со стороны учителя; - особенности общения учителя с учащимися. Фронтальная форма предполагает деятельность учащихся всего класса над единым заданием при сотрудничестве учащихся друг с другом под непосредственным руководством учителя. Положительные моменты: - возможность широкого обмена опытом учащихся; - активное взаимодействие учащихся между собой и с учителем; - возможность для учителя вести всех учащихся в одном темпе к единой цели; - жесткое руководство учителя формированием учебной деятельности. Отрицательные моменты: - как правило процессом взаимодействия охвачена небольшая часть учащихся – сильные ученики, но и она не реализуют полностью свои возможности, так как фронтальная работа ориентирована на среднего ученика; - всю рефлексивную часть работы выполняет учитель, детям остается исполнительская функция. Фронтальная работа – необходимый этап формирования учебной деятельности, особенно в младших классах. Индивидуальные формы предполагают работу учащихся над единым или различными заданиями вне контактов в одноклассниками, при опосредованном руководстве учителя. Различаются индивидуальная и индивидуализированная формы организации обучения. Индивидуальная предполагает работу учащихся над едиными, а индивидуализированная - над дифференцированными заданиями. Положительные моменты: - большие возможности для формирования учебной деятельности, так как каждый ученик работает в соответствии с уровнем своих учебных возможностей; - учитель получает информацию о реальных знаниях и умениях каждого ученика. Отрицательные моменты: - громадные затраты времени учителя на разработку заданий и инструкций к ним; - исключение контактов с одноклассниками. Использование индивидуализированных форм ограничено главным образом ликвидацией пробелов в знаниях учащихся. Индивидуальная работа предполагает максимальную самостоятельность учащихся, сформированность необходимых для ее выполнения способов деятельности и операций. Переход к индивидуальной работе (при соответствующей организации обучения) происходит в 6-7 классах. В начальных классах индивидуальная работа возможна и необходима на заключительных стадиях формирования отдельных компонентов учебной деятельности с целью закрепления ее структуры и контроля знаний учащихся. Групповая форма предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек) при их сотрудничестве внутри группы и при опосредованном руководстве учителя. Положительные моменты: - более активное взаимодействие учащихся между собой (чем при фронтальной работе), обеспечиваемое самим характером групповых заданий; - сложно уклониться от работы; - после групповой фронтальная работа приобретает черты коллективной: получив результаты, каждая группа представляет их всему классу, создавая основу общей дискуссии, в которой участвуют уже не только сильные ученики; - в процессе коллективного обсуждения способов действия и полученных результатов формируется рефлексия - важный показатель овладения учебной деятельностью; - при работе в группе каждый ученик многократно проговаривает учебные действия, что способствует их речевому оформлению; словесная формулировка действия - важный показатель овладения учебной деятельностью; - выполнение разных заданий в группе способствует формированию умения применять известный способ решения в новых условиях, что является одним из показателей овладения учебной деятельностью; - формирование положительного отношения к учебе: работая в группе, дети комфортнее чувствуют себя на уроке, снижается уровень их тревожности, растет уверенность в своих силах. Таким образом, формирование учебной деятельности предполагает постепенную передачу активных функций от учителя к ученику. Необходимо оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся, начиная с фронтальной, через сотрудничество в малых группах, завершая формирование учебной деятельности индивидуальной работой учащихся.
|