Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Задачи развития творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на уроках. Для их реализации могут быть использованы различные формы внеурочной работы – это интеллектуальные соревнования, олимпиады, спецкурсы, факультативы, турниры и др. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Цель такой деятельности – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе «Школа России» предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира во внеурочной деятельности. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам и в интернете, другие втягивают в свою работу родителей. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на школьной научно-практической конференции. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы. Результаты моей работы уже видны. Кириллова Татьяна заняла 2 место в районной научно- практической конференции в секции «Живая природа» по теме исследовательской работы «Берегите зрение». Внеклассную работу в классе я веду с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно-воспитательного процесса. 1 класс - развитие коммуникативных навыков, 2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность. Формы проведения внеклассных мероприятий · творческие игры, праздники, конкурсы, концерты · музыкальные спектакли · субботники, организация дежурств по классу · классные часы, беседы викторины · экскурсии в музеи и на выставки города, в другие города · участие в школьных, городских, Российских конкурсах. Для того чтобы мероприятия были интересны всем учащимся класса, ребят нужно познакомить с их тематикой. Дети имеют право выбирать, в каком из них они могут участвовать. Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса. В 1-2 классе к проведению таких мероприятий я привлекаю родителей, т.к. в этом возрасте дети ещё не вполне самостоятельно могут подготовиться, справиться с какими-то заданиями. В 3-4 классе дети уже готовятся самостоятельно или в группах. Такие внеклассные мероприятия, праздничные концерты в нашем классе всегда проходят весело и интересно. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу-воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии. Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Что я и стараюсь делать, работая с классом и в отдельности с каждым учеником. Я провела в 3 классе родительское собрание по теме «Развитие творческих способностей у младших школьников». Передо мной стояли Задачи: - активизировать с родителями проблему воспитания творческих способностей в детях; - сформировать в родителях умение воспитывать в детях творческие способности. Я составила план родительского собрания: 1. Организационный момент. 2. Понятие творчества. Нужно ли его развивать? 3. Обсуждение педагогических ситуаций. 4. Выбор качеств, необходимых для развития творческих способностей детей. 5. Практическая работа по литературному творчеству. 6. Рефлексия.
|