![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные методические подходы к составлению учебных рабочих программ. Рабочая программа – нормативный документ (локальный нормативный акт общеобразовательного учреждения (организации))
Рабочая программа – нормативный документ (локальный нормативный акт общеобразовательного учреждения (организации)), определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины, основывающийся на государственном образовательном стандарте и примерной программе по учебному предмету, рекомендованной (допущенной) федеральными органами образования. Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины. Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы закреплены 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 Разработка рабочих программ по учебным предметам проводится на основе государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) федеральными органами образования. Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. В соответствии с ФГОС ООО рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Пункты 2, 3, 8 могут войти в содержание пояснительной записки. Пункт 4 «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса» раскрывается в тексте пояснительной записки, затем конкретизируются в тематическом (или поурочно-тематическом) планировании. Таким образом, рабочая программа по учебному предмету может иметь следующую структуру в качестве локального нормативного документа: 1) титульный лист; 2) пояснительную записку, включающую цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса 3) основное содержание учебного курса (разделы, темы, тезисы основного содержания); 4) тематическое (или поурочно-тематическое) планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся; 5) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (основное и дополнительное). Во избежание разночтений на уровне общеобразовательного учреждения (организации) необходимо разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их локальным актом – Положением о рабочей программе. Рабочие программы рассматриваются органом самоуправления, которому Общеобразовательное учреждение (организация) может вносить изменения Общеобразовательное учреждение (организация) самостоятельно устанавливает сроки, на которые разрабатываются рабочие программы. Титульный лист – структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе. Титульный лист включает: 1. Полное наименование общеобразовательного учреждения (организации) 2. Наименование «Рабочая программа курса, предмета, дисциплины (модуля) по______________ для _______ класса, курса (классов, курсов)». 3. Срок реализации программы. 4. Грифы рассмотрения/согласования (с указанием номера протокола и даты рассмотрения) и утверждения рабочей программы (с указанием номера приказа Примерный образец:
5. Ф.И.О. учителя. 6. Название города, населенного пункта. 7. Год составления программы. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы 1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, ФГУП, учебный план и др.), в том числе сведения 2. Цели изучения предмета в контексте основного общего образования с учётом специфики учебного предмета, цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностей общеобразовательного учреждения (организации), класса. 3. Общую характеристику учебного предмета, курса. 4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного учреждения (организации). 5. Информацию о внесённых изменениях в примерную программу или авторскую программу и их обоснование. 6. Информацию об используемом УМК (особенности его содержания и структуры). 7. Информацию о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве часов для проведения лабораторно-практических и контрольных уроков, уроков повторения и обобщения изученного материала, а также часов, выделенных на экскурсии, проекты, исследования и др. 8. Информацию об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету. 9. Виды и формы промежуточного, итогового контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного учреждения (организации)). 10. Соответствие требованиями ГИА и ЕГЭ. 11. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Тематическое (или поурочно-тематическое) планирование является частью рабочей программы и разрабатывается учителем на каждый учебный год. В тематическом планировании необходимо отразить: 1. количество часов, отведенное на изучение курса, тем (разделов); 2. темы уроков (при поурочно-тематическом планировании – количество часов); 3. основные виды учебной деятельности; 4. проведение практических/лабораторных работ (при их наличии); 5. виды, формы контроля и диагностики (контрольных работ, зачетов и др., в т.ч. 6. планируемые результаты; 7. при необходимости – планируемые сроки изучения. Примечание: Возможно выделение дополнительной графы «Средства обучения» (к уроку или Раздел «Практика» может быть представлен разделами «Демонстрация», «Лабораторные работы» (при организации преподавания физики, химии, биологии, естествознания, географии). В целях подготовки к итоговой аттестации в зависимости от реального уровня знаний и умений учащихся целесообразно выделить раздел «Иметь представление, знать, понимать, уметь» – по всему разделу или по урокам. Форма тематического планирования может быть дополнена другим содержанием
|