Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательная,исполнительная, судебная ветви власти и местная власть в РБ. Институт президенства в системе органов гос власти и управления РБ.В основе Государственной власти в Республике Беларусьзаложен принцип разделения властей на следующие ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Законодательная власть – это одна из ветвей гос власти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона..Исполнительная власть – это одна из ветвей госвласти, которая руководит текущей жизнью государства и общества и обеспечивает исполнение закона. Исполнительная власть подразделяется на 2 вида: 1)центральная–на всю территорию 2) местная Органы центральной исполнительной власти: 1)Совмин 2)Министерства, государственные комитеты, департаменты. Правовое положение центральных органов исполнительной власти определено конституцией, а именно раздел 4 глава 5 и законом о Совмине. Судебная власть – одна из ветвей госвласти, которая разрешает возникающие в государстве конфликты и споры, восстанавливает нарушенные права и наказывает правонарушителей. Судебная власть в РБ принадлежит судам. Основные принципы судебной власти закреплены в конституции (раздел 4 глава6). Судебную власть осуществляют: 1) суды общей компетенции (верховный суд возглавляет, ему подчинены областные, городские, районные, районные в городе и военные суды). Суды общей компетенции рассматривают уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях. 2) Специальные суды • Хозяйственные суды – высший хозяйственный суд возглавляет систему хозяйственных судов, ему подчинены хозяйственные суды областей и г. Минска. Их основная функция – рассмотрение хозяйственных споров между субъектами хозяйствования и некоторые категории дел об административных правонарушениях (сфера предпринимательской деятельности) • Конституционный суд. Основная функция состоит в осуществлении контроля за конституционностью НПА. Правовое положение конституционного суда закреплено конституцией (раздел 4 глава 6 ст.116) и законом «о конституционном суде». Правовое положение других органов судебной власти определено конституцией (раздел 4 глава 6) и кодексом «о судоустройстве и статусе судей» В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка «имплантации» поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института. Президент Беларуси - глава государства. Наделение президента титулом главы государства вытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости государственного механизма, преемственности и стабильности в работе государственных органов. Президент представляет Беларусь внутри страны и в международных отношениях, его акты не нуждаются в контрассигнации. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица. Система органов местного управления имеет 3 уровня: первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) базовый (городские (городов областного подчинения), районные) областной Органы местного управления входят в систему исполнительной власти и на местном уровне решают вопросы: -местного хозяйства и коммунальной собственности -экономического и социального развития -местного бюджета -создания, реорганизации и ликвидации предприятий -создания землеустройства и землепользования -защиты прав и удовлетворение законных интересов граждан -охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания -законности и общественной безопасности на соответствующей территории -исполнения законодательства по вопросам военной службы Органы местного управления принимают решения по вопросам местного уровня в рамках национального законодательства и в пределах своей компетенции
Данная страница нарушает авторские права? |