Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста






Одной из важнейших задач возрастной физиологии является нормирование физических нагрузок для детей с учетом различного их возраста.

Обоснование физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям организма, обычно осуществляется по трем параметрам:

a) величина сдвигов физиологических констант и прежде всего частота сердечных сокращений, уровень артериального давления, потребление кислорода и легочная вентиляции;

b) биоэнергетические затраты организма;

c) интенсивность физических упражнений.

В физиологии спорта чаще всего используются две классификации интенсивности физических упражнений. Согласно одной из них, интенсивность физических нагрузок оценивается величиной потребления кислорода и количеством затраченной энергии. В этом случае упражнения делят на группы с преобладанием аэробных, анаэробных или смешанных (анаэробно-аэробных) путей энергопродукции. При этом подчеркнем, что удовлетворение энергетических запросов организма обеспечивают три энергетические системы:

a) анаэробная фосфагенная (АТФ, КрФ), она же алактатная;

b) анаэробная лактатная (гликолитическая);

c) аэробная (окислительное фосфорилирование).

Считается, что тренировочная нагрузка любого занятия физическими упражнениями должна обеспечивать не только нужную величину и направленность срочного эффекта, но и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятий (чистый фон или предшествовало какое-то упражнение). Исходя из этого, отмечают три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующих упражнений влияет на функциональные сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения:

a) положительное взаимодействие (сдвиги функций увеличиваются);

b) отрицательное (сдвиги уменьшаются);

c) нейтральное (изменения функций не существенны).

Для развития тренированности важно положительное взаимодействие, которое достигается в следующих случаях:

a) в начале занятия выполняются анаэробные алактатные упражнения (скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические (упражнения на скоростную выносливость);

b) сначала выполняются алактатные анаэробные упражнения, а затем аэробные (упражнения на общую выносливость);

c) сначала выполняются анаэробные гликолитические, затем аэробные упражнения.

При другом сочетании упражнений добиться положительного взаимодействия трудно, а подчас и невозможно.

Так, если вначале выполнять аэробные, а затем анаэробные упражнения, то взаимодействие энергетических систем будет отрицательным, а тренировочные занятия будут мало эффективными.

На уроках физической культуры должны выполняться упражнения как циклического характера (ходьба, бег, приседания), направленные прежде всего на развитие быстроты и выносливости, так и ациклического характера (прыжки, метания, гимнастические упражнения), развивающие силу и ловкость. Необходимость ациклических движений подтверждается большим их представительством при выполнении трудовых и бытовых двигательных действий.

Одна из задач физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках физической культуры состоит в том, чтобы затраты энергии, число повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были оптимальными.

В настоящее время считается, что затраты энергии детей младшего и среднего школьного возраста на уроках физической культуры должны составлять 20-30% МПК.

Для эффективного нормирования и управления уроком физической культуры необходим комплексный физиолого-педагогический контроль, на основании которого оценивается эффект нагрузки и функциональное состояние организма. Зарегистрированные в процессе контроля параметры функционального состояния и эффектов нагрузки сопоставляются с количественными и качественными её характеристиками, на основании чего составляется конспект урока и методические рекомендации по его проведению. Используются следующие виды контроля: оперативный, текущий к этапный.

Оперативный контроль предназначен для регистрации одного упражнения, серии упражнений и урока в целом, а также функциональных изменений организма.

Текущий контроль предусматривает регистрацию нагрузок и их влияние на организм за несколько уроков (5-10). В основе текущего контроля лежат данные регистрации показателей каждого урока, их сопоставление с результатами контрольных занятий и с показателями текущего функционального состояния школьников.

Этапный контроль нагрузки заключается в регистрации её параметров и их анализе на протяжении нескольких месяцев, и даже всего учебного года. Главными задачами этапного контроля являются анализ спортивных результатов, физического развития, функционального состояния и определения наиболее эффективных нагрузок, обладающих выраженным развивающим воздействием.

Знание медико-биологических особенностей изменения функций организма и восстановительных процессов, его реализация в практике физической культуры будут способствовать улучшению физического и функционального развития и самое главное — сохранению здоровья учащихся.

 


[1] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 71

[2]Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.: Физкультура и Спорт, 2007. - С. 125

[3] Клещеев Ю.Н. Волейбол - (Серия " Школа тренера") - М.: Физкуьтура и Спорт, 2005. - 143

[4] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 71

[5] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 72

 

[6] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 72

[7] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 73

[8] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 71

 

[9] Губа В.П., Родин А.В. Волейбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Текст]: учебн. Пособие / В.П. Губа, А.В. Родин - М.: Советский спорт, 2009. - С. 95

[10] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 74

[11] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 75

[12] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 79

[13] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 80

[14] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 81

[15] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 82

[16] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 84

[17] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 85

[18] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 86

[19] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 88

[20] Железняк Ю.Д., Ивойлов А. В. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 90

[21] Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С.Солодков, Е.Б, Сологуб. - Изд. 4-е испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. С. 494

[22] Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С.Солодков, Е.Б, Сологуб. - Изд. 4-е испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. С. 495

[23] Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С.Солодков, Е.Б, Сологуб. - Изд. 4-е испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. С. 492

[24] Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С.Солодков, Е.Б, Сологуб. - Изд. 4-е испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. С. 493

[25] Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С.Солодков, Е.Б, Сологуб. - Изд. 4-е испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. С. 499

[26] Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С.Солодков, Е.Б, Сологуб. - Изд. 4-е испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. С. 498


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал