Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общественный строй и хозяйственный быт славян в VI-VIII вв.
В соответствии с данными источников общественный строй славян напоминает строй германцев периода Тацита. Особенно много сведений об этом в 3-й книге “Готской войны” Прокопия Кесарийского, а ценным дополнением служит “Стратегикон” Маврикия. Здесь отмечено, что славяне расселялись в лесах или около рек, болот и озер, вообще же в местах труднодоступных. Возникновение особенно крупных поселков в таких местах было невозможно, поскольку примитивная эксплуатация природных богатств требовала значительного простора для каждого хозяйства. Славяне жили в хижинах, разбросанных далеко друг от друга. В одном дворе жила семья, состоящая из главы семьи с двумя-тремя взрослыми сыновьями и их семьями. Эта единица представляла собой семейную общину, объединенную общностью имущества, хозяйства и труда. Несколько семей, занимавших под хозяйства определенную территорию, образовывали общину. Ряд соседских общин составляли племя. Каждое племя занимало особый округ, который у всех южных и западных славян носил название жупы. Повсеместно существовали советы старейшин, которые частично решали дела сами, а частично готовили их для решения народного собрания. Прокопий Кесарийский указывает: “Народ этот не управляется одним человеком, но исстари живет в демократии. Поэтому все, что для них полезно или вредно, они обсуждают сообща”. Ко всем делам общественным славяне относились как к своим собственным. Но этот демократизм варварского народа отнюдь не исключал рабства. Рабы захватывались во время военных походов, чтобы получить за них выкуп или просто их продать. Но если это не удавалось, то через некоторое время рабы отпускались на волю, поскольку уровень развития хозяйства славян не позволял их использовать как рабочую силу. Так, в “Стратегиконе” отмечено: “Находящихся у них (славян) в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но по истечении определенного срока предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (т.е. у хозяев) на положении свободных и друзей”. Таким образом, у славян существовало рабство патриархальное. Основу хозяйства славянских племен VI-VIII вв. составляло земледелие. Но в зависимости от природных условий предпочтение отдавалось различным областям хозяйствования. Поскольку значительную часть территории расселения западных славян составляли леса, то земледелие было или подсечным или связанным с выкорчевкой леса. В речных и озерных местах значительная роль отводилась рыбной ловле, в лесных - охоте и бортничеству. В горных районах южной части Европы значительное внимание уделялось скотоводству. К концу VI в. земледелие у славян достигло больших успехов. “Стратегикон” отмечает у славян обилие скота и “произведений земли, особенно пшеницы и проса”. Археологические данные показывают, что земля обрабатывалась быками, запряженными в плуги с железными наконечниками. Широко использовалась соха. Хлеб убирали серпами, зерно хранили в специальных ямах. Археологи обнаружили большое число зернотерок и ручных мельниц для размола зерна. Развито было у древних славян и ремесленное производство. Они изготовляли предметы быта из глины, дерева, кости, рога. Им было знакомо текстильное производство. Высоким уровнем отличалась обработка металла, из которого производились орудия земледелия и оружие. Славяне умели делать и украшения из цветных металлов. Те племена, которые жили на берегу моря и вообще на водных путях, умели строить лодки-однодревки, служившие для дальних путешествий. Славяне вели торговлю с неславянскими народами: продавали рабов-военнопленных, покупали оружие, украшения, драгоценные металлы. Для расчетов использовалась монета иностранного происхождения, но незначительное число найденных при раскопках монет свидетельствует о том, что деньги использовались нерегулярно. Жили славяне в хижинах, построенных из дерева и покрытых соломой, камышом или деревом. Жилище имело глиняные полы и каменные печи. Славяне VI века обладали всеми типичными достоинствами и недостатками варваров. Византийские писатели признавали храбрость славян, их свободолюбие, честность, “демократический инстинкт”, гостеприимство, указывали на существование у них патриархального рабства. Но на войне славяне были жестоки. Личная храбрость в сочетании со свирепостью заменяли славянам то, чего им не хватало в военном искусстве и в вооружении при столкновении с Восточно-Римской империей. Прокопий Кесарийский рисует и физический тип славян: они были высокорослые и необычайно сильные, в бой шли пешими, держа в руках щит и дротики. Некоторые воины, по словам Прокопия, не имели ни рубахи, ни плаща и вступали в бой “в одних портах”. Как и все варвары, славяне были очень воинственны. Жажда добычи неудержимо влекла их в богатые и культурно развитые страны. Однако воевали они и с другими народами. Так, в VI веке славяне вместе с гуннами стерли с лица земли расположившееся в Причерноморье готское царство, где правил Германарих. С конца V века они выступают и самостоятельно, нападая на Римскую империю с целью грабежа. С начала VII века славяне массами переходят через Дунай и поселяются на Балканском полуострове. Первое вторжение славян в пределы Восточно-Римской империи относится к концу правления императора Анастасия, а именно к 517 году. В течение 39-летнего правления Юстиниана, как сообщает Прокопий, “склавины и анты” (под такими именами славяне упоминаются у этого византийского автора) почти ежегодно страшно опустошали Иллирию. При этом ни одно вторжение славян при Юстиниане не вело к их постоянному расселению на Балканах. Однако их набеги гибельно отражались на положении византийских провинций, лишая их населения и превращая в “скифские пустыни”. Юстиниан соорудил многочисленные укрепления на Дунайской границе. Позади первой линии укреплений были сооружены вторая и третья в Дакии, Дардании и Мизии, а также на юге - в Эпире, Македонии и Фракии. Но уже Иоанн Эфесский в 540 г., находясь в предместье Константинополя, был свидетелем прямого нападения варваров и наблюдал из столицы за наступлением славян с Дунайской границы на Византию, что и описал в своей “Церковной истории”. По сообщению Евагрия Схоластика, в 589 г. славяне добрались до Пелопоннеса, истребив там греческое население. В VII веке Восточно-Римская империя уже не располагала достаточными силами и средствами для борьбы со славянами на Балканском полуострове, и Дунай перестал играть роль границы между варварами и Византией. Ее провинции - Фракия, Родопы и более северные - уже не контролировались империей. С VII в. славяне покрыли своими поселениями почти весь Балканский полуостров. Непрерывные столкновения славянских племен с Восточно-Римской империей усиливали их военную организацию. Из племенных старейшин, из вождей военных дружин вырастала военно-феодальная верхушка, а захват земель и богатств, грабеж целых областей способствовали дифференциации общества и разложению первобытно-общинного строя у славян. Славяне создают сначала племенные объединения, а затем у них возникают и первые государственные образования. Однако этот процесс происходил не везде одинаково, да и не одновременно, что объясняется рядом факторов: географическими условиями обитания, уровнем развития производительных сил, влиянием цивилизаций тех территорий, на которых оседали славяне. Раньше всех государственные славянские образования появились на территории бывших византийских провинций, позднее - в Центральной Европе. А на севере Европы полабско-балтийские славяне вообще не создали государственных образований. В религиозном отношении древние славяне были язычниками, поклоняясь силам природы. Наивысшего развития языческая религия достигла у полабско-балтийских славян. Однако в VIII в. славяне стали принимать христианство, и этот процесс продолжался до XII века. Для одних славян принятие христианства означало переход к государству и укрепление государственности, другие же, как полабско-балтийские племена, погибли в борьбе против христианства, подверглись ассимиляции и исчезли с исторической сцены.
Данная страница нарушает авторские права?
|