Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принятие христианства в Болгарии. Церковная организация.
Болгария при князе Борисе I. Крещение Болгарии, изобретение славянской письменности и формирование новой христианской духовности стало главными событиями болгарской истории второй половины IX - первой четверти X в. Путь Болгарии к христианству был длителен. Признанная еще в 681 г. Византией Болгария приняла новую религию лишь почти два век спустя, при хане Борисе (852-889 гг.). Болгарский хан, решив ввести в стране новую веру, должен был справиться одновременно с двумя сложнейшими задачами: принудительно или добровольно окрестить свой народ и в то же время найти достойное место для Болгарии в ряду христианских государств. Для христианских Европы и Византии языческая Болгария не являлась полноправным партнером. К сер. IX в. в Европе сложилась достаточно устойчивая церковная иерархия, которая, однако, не исключала борьбы папы римского и византийского патриарха за первенствующую роль. Хан Борис, решившийся окрестить Болгарию - личность несомненно яркая и драматичная. Язычник - хан Борис и христианин - князь Борис-Михаил - это одно и то же лицо. Смиренный монах и разгневанный правитель, приказавший уничтожить не толь ко более пятидесяти предводителей языческого бунта, но и все их семьи, а также повелевший ослепить своего сына за измену христианству - это тоже Борис I. Поиски своего места в христианском мире Болгария начала с помощью оружия. Однако Бориса преследовали военные неудачи, не помогла и политика лавирования. Вскоре после своего вступления на престол Борис в союзе с Великой Моравией начал войну против немецкого короля Людовика, но потерпел поражение. Неудача постигла его и в борьбе с Византией в 855-856 гг. Болгария потеряла тогда область Загоры и Филиппополь. Не помог в борьбе с Византией и союз с Людовиком Немецким, снова последовало поражение. И тогда Византия предложила болгарскому хану мир и совершение в его стране обряда крещения. Введение новой религии растянулось на несколько лет, с 864 до 866 г. Почему болгарский правитель принял, наконец, решение о крещении? Возможно под влиянием серии военных неудач, а также привлеченный заманчивым предложением Византии вернуть Болгарии ряд отторгнутых у нее областей. Возобладало желание Бориса вписаться в христианскую общность европейских народов. В начале 864 г. хан Борис был окрещен вместе с семьей и ближайшими сановниками в своем дворце в обстановке полной таинственности. Акт крещения был совершен священниками, прибывшими из Византии. Этот акт не был торжественным. Народ в целом не понимал и не принимал новую религию. Не замедлил подняться мощный языческий бунт, тотчас же жестоко подавленный Борисом. Духовный сын византийского императора Михаила III, каковым являлся теперь болгарский хан, принял титул князя и новое имя Михаил. Справившись с антихристианским движением, правитель Болгарии был еще очень далек от заветной цели устройства самостоятельной болгарской церкви. Впереди была длительная борьба за ее автономию. Стараясь добиться самостоятельности для своей церкви, Борис лавировал между двумя могущественными христианскими центрами - Римом и Константинополем. Болгария добивалась статуса автокефалии церкви, либо патриархии. Стремясь получить необходимые разъяснения относительно положения болгарской церкви, князь Борис отправляет послания в разные христианские центры. Византийский патриарх Фотий в ответ на вопросы болгарского князя прислал морально-этическое послание, в котором, правда, ни словом не обмолвился о положении болгарской церкви в иерархии вселенских церквей. В послании он наставлял Бориса в том, что глава государства обязан заботиться не только о своем спасении,, но и вверенном ему народе, руководить им и вести к совершенству. Но вразумительного ответа о статусе болгарской церкви Борис от константинопольского патриарха так и не получил. Тогда он решил обратиться по другим адресами. Болгарские посольства были отправлены к Людовику Немецкому, в Регенсбург, а также в Рим, к папе Римскому (866 г.). Папа откликнулся объемным посланием, прислав 106 ответов на вопросы болгар. Судя по посланию папы, болгарского князя более всего интересовали проблемы учреждения в Болгарии патриархии и процедура рукоположения патриарха. Борис просил разъяснить основы новой религии, прислать богослужебные книги и проповедников. Папа разъяснил, что Болгарии пока подобает иметь епископа, а не патриарха. После рукоположения епископа можно избрать архиепископа, а уж затем и патриарха, рукоположить которого может более высокий церковный чин, т.е. кто-то из уже существующих патриархов. Глава римской церкви подробно рассказывал болгарам, какие патриархи являются истинными. При этом он не преминул подчеркнуть, что Константинопольская церковь не является апостольской и создана лишь по благоволению светских властей, в то время как римская церковь освящена апостолами Петром и Павлом. Таким образом, вновь обращенных болгар погружал в пучину длительной Римо-Константинопольской церковной распри. В 867 г. умер папа Николай I. В этом же году был низложен с патриаршего престола Фотий. Борису пришлось иметь дело с новыми партнерами. Болгарское посольство отправилось в Рим к новому папе с просьбой рукоположить архиепископом Болгарии выдвинутого болгарами кандидата. Папа же настаивал на своем кандидате на болгарский церковный престол. История с определением статуса болгарской церкви завершилась на вселенском соборе 870 г., где болгарская церковь была поставлена под верховенство Константинопольской патриархии. Во главе церкви был поставлен архиепископ, рукоположенный Константинопольским патриархом.
Церковное строительство. Началась трудная работа по строительству болгарского клира, христианских храмов, формированию корпуса богослужебной литературы. Тем временем в христианском мире произошли важнейшие события, прямо отразившиеся и на судьбе Болгарии и на ее церкви. Славянские просветители, святые братья Константин(Кирилл) и Мефодий в начале 60-х годов IX в. изобрели славянскую письменность, успешно перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги и стали проводить богослужения на славянском языке в Великой Моравии. Ими была воспитана целая плеяда талантливых учеников и последователей. Именно этим ученикам Кирилла и Мефодия довелось сыграть огромную роль в становлении болгарской церкви и воспитании первых болгарских священников. Однако миссия славянских просветителей в Великой Моравии закончилась после смерти Кирилла (869 г.) и Мефодия (885 г.). По настоянию немецкого духовенства их ученики были изгнаны из страны. Часть их обрела приют в Болгарии. В 886 г. князь Борис с почетом встретил в болгарской столице Климента, Наума, Ангелария, а затем Константина. Наум стал проповедовать в Плиске, Климент - в Охриде. Эти города стали важнейшими центрами по подготовке священнослужителей Болгарии. В 889 г. князь Борис оставил трон и ушел в монастырь, посчитав свою государственную миссию выполненной. Царский трон занял старший сын Бориса Владимир-Расате. В течение почти пяти лет он пытался вернуть Болгарию к язычеству, что вынудило Бориса покинуть монастырь и вернуться к государственным делам. Владимир был отстранен от престола и ослеплен. Князем был провозглашен Симеон, один из сыновей Бориса (893 г.). Новый правитель Болгарии высокообразованный человек, отдал много сил укреплению болгарской церкви. Его острейшим желанием стало утверждение в Болгарии патриархии. с его именем связано строительство новых церквей. Была воздвигнута дворцовая церковь-ротонда в Преславе, богато украшенная и получившая с связи с этим название “золотой”. Просвещенный болгарский князь, более десяти лет обучавшийся в Византии, возглавил переводческую и книжную деятельность болгарских церковнослужителей. В целом, в эпоху Первого Болгарского царства (681-1018) с греческого на славянский было переведено много текстов Ветхого и Нового Завета и написаны оригинальные сочинения болгарских книжников на церковную тему. Вожделенная мечта князя Симеона об учреждении в Болгарии патриархии, однако, не сбылась. Лишь его сыну Петру (927-970) удалось возвести болгарскую церковь в ранг патриархии, когда он женился на внучке греческого императора, и Византия одобрила этот шаг Болгарии. Именно в правление Петра в стране возникло множество монастырей, появились монахи, отшельники и пустыннослужители. Наиболее заметной и впечатляющей фигурой этого времени является св. Иоанн Рильский. Этот канонизированный после смерти монах-отшельник основал монастырь в горах Рильского массива, вел высоконравственную жизнь и совершал чудесные деяния. Он встречался с самим царем Петром, давая ему наставления об управлении государством.
Богомильское движение. Казалось, ничто не омрачает плавного эволюционного развития болгарской церковной организации. Однако именно в правление царя Петра, в сравнительно мирный период истории страны, в Болгарии поднялось мощное еретическое движение, получившее название богомильского. В сущности это была первая в Европе обширная богословская ересь, оказавшая сильное влияние не только на Болгарию, но и на Европу. Найти причины этого социально-религиозного движения достаточно трудно, ведь болгарская церковь была сравнительно молода. Возможно, сказалось трудное социально-экономическое положение населения, резко ухудшившееся после непрерывных войн Симеона. Возможно, как раз молодость самой церковной организации сыграла свою роль. Миновало всего лишь несколько десятилетий после принятия христианства в Болгарии. В стране помнили и об языческих временах, и о старых религиозных течениях, проникающих в Болгарию с Востока - манихействе и павликианстве. Для этих учений был характерен крайний дуализм, т.е. признание бесконечной борьбы доброго и злого начал. Организатором движения стал поп Богомил, давший свое имя всей ереси. Богомилом была создана своя организация. Первую группу составляли близкие последователи Богомила - теоретики движения. Это были преимущественно духовные лица. Во вторую группу вошли сочувствующие новому учению. Сторонники еретиков появились как на селе, так и в городе. Официальная церковь не могла принять развиваемого богомилами учения о происхождении вселенной и человека, а также об устройстве государственной системы. Главным в учении богомилов была критика церкви, ее устройства и порядков, выступление против служителей церкви. Особенно яростно нападали богомилы на представителей высшего клира - епископов и митрополитов. Еретики выступали не только против официальной церкви, но и против светской власти и государства. Критика богатства и восхваление бедности занимали центральное место в их проповедях. Главным источником для изучения истории этого еретического движения в Болгарии является современное ему сочинение пресвитера Козьмы “Беседа против богомилов”. Именно это сочинение рисует живую и полнокровную панораму происходящих событий и позволяет представить их характер. Козьма повествует, что богомилы считают все земное созданием дьявола. И не только земное, “небо, солнце, звезды, воздух, землю, человека, церковь, кресты и все Божье отдают дьяволу. И вообще все, что находится на земле - одушевленное и неодушевленное, называют дьявольским.”. Более того, ругают богатых, учат своих не подчиняться господам своим, ненавидят царя, ругают старейшин, укоряют боляр, думают, что те неугодны Богу, когда работают на царя. И каждому слуге приказывают не работать на своих господ”. Козьма пресвитер пытается и весьма удачно определяет истоки еретического движения в стране. Богомильство, по его мнению, вызвала и испорченность нравов болгарской церкви. “Откуда, - вопрошает он, - приходят эти волки, злые псы - еретические учения? Не от лености ли и невежества паствы? Пастырей? Как будет проповедовать слово Божье невежда, не знающий закона, часто поставленный законодателем за мзду? Священники пьют, грабят, тайно совершают другие плохие дела и нет никого, кто бы воспрепятствовал этим плохим делам. Нередко живут в лености”. Распространение богомильства весьма заботило не только церковную, но и светскую власть. Дважды обращался царь Петр за советами по поводу появившейся ереси к константинопольскому патриарху Феофилакту. Гонения на еретиков начались сразу же после возникновения движения в 20-е гг. Х в. Но официальная церковь с трудом справлялась со своими духовными противниками, невзирая на то, что богомилы преследовались и изгонялись, а книги их сжигались. Притягательное для всех недовольных учение богомилов имело длительную судьбу, долгое время распространялось в Болгарии (вплоть до XV в.). Это еретическое движение встречаем далеко за пределами страны - в Византии, Сербии и особенно Боснии.
Судьба болгарской церкви в XI-XIV вв. Отягощенная еретическими движениями и переживающая трудности болгарская церковь была по статусу автономной и свободной в решении своих дел. Сильнейший удар был нанесен ей в 1018 г., когда Болгария вплоть до 1186 г. попала под власть Византии. Болгарская патриархия была уничтожена. Церковь возглавил архиепископ, местом пребывания которого стал г. Охрид. Несмотря на то, что византийский император Василий II своими грамотами подтвердил автономию болгарской церкви, лишь первый болгарский архиепископ был болгарином,, затем высший церковный пост в Болгарии в пору византийского владычества занимали только греки. После освобождения Болгарии от власти Византии в конце 80-х гг. XII в. в стране длительное время продолжались поиски путей укрепления болгарской церкви. Один из болгарских царей - Калоян попытался даже заключить унию с католической церковью (1204 г.), добиваясь признания патриаршего достоинства за главой болгарской церкви. Но уния продержалась краткое время. Начавшийся IV крестовый поход и борьба болгар против крестоносцев (1205), поддерживаемых главой католической церкви, сделали унию невозможной. Патриархию в Болгарии удалось восстановить лишь в 1235 г. в результате победоносных войн царя Ивана Асеня II с Византией. На этот раз это была Тырновская патриархия, деятельность которой оборвалась в связи с завоеванием Болгарии турками-османами в конце XIV в. История средневековой болгарской церкви свидетельствует о том, что ориентируясь на византийский церковный опыт, болгарская церковь стремилась к самостоятельности и независимости от духовного опыта Византии. Широкие права по отношению к болгарской церкви имели ее светские верховные правители. По повелению князей Болгарии в стране созывались церковные Соборы, сооружались церкви и монастыри, рукополагались церковнослужители. Подчинение болгарской церкви светской власти наложило печать особенности на структуру и деятельность ее церковнослужителей. Постоянное влияние на жизнь болгарской церкви оказывало постоянное соперничество с соседней Византийской империей.
Болгария в конце IX - нач. XI в.
Правление Симеона. Этот длительный период был завершающим в истории Первого Болгарского царства. Блистательный царь Симеон, удачливый полководец и в то же время покровитель культуры, смиренный царь Петр и трагичный царь Самуил - это ряд несомненно заслуживающих внимания болгарских правителей этого периода. В 893 г. на народном Соборе в новой болгарской столице - городе Великом Преславе князь Борис торжественно передал власть своему третьему сыну - Симеону. Симеон был великолепно образован. Более десяти лет он учился в Константинополе у патриарха Фотия. Сами византийцы называли его полугреком и надеялись на его проимперскую в дальнейшем политику. Судьба судила иначе. В истории Болгарии не было столь самостоятельного и самоуверенного, ориентирующегося только на интересы своей страны, правителя, каковым являлся царь Симеон (893-927). Была ли политика Симеона прямолинейно и сразу настроена на войну с Византией? Дать однозначный ответ непросто. Так, причиной болгаро-византийской войны 894 г. было ущемление интересов болгарской торговли в результате перенесения болгарского рынка из Константинополя в Фессалоники. Протесты болгарского царя Византия проигнорировала. Симеон двинул войска, и византийцы потерпели свое первое поражение при Одрине. Тогда Византия призвала на помощь венгров, которые тотчас же опустошили северные области Болгарии. Лишь совместные действия болгар и печенегов против венгров заставили тех отойти на Среднедунайскую низменностью Лишенные союзников византийские войска потерпели еще одно поражение в боях с болгарами (894 г.). Абсолютно ясно, что столкновения этого года были спровоцированы Византией. Ряд последующих военных конфликтов был также вызван Константинополем. Империя, видно, проверяла силы Болгарии и ее князя. Обстоятельства резко переменились в 912 г., когда умер Византийский император Лев и на престоле оказался малолетний император Константин VII Багрянородный. В новой обстановке болгарский князь решил поближе познакомиться с византийскими делами и послал в Константинополь посольство, которое было принято чрезвычайно холодно. Это обстоятельство Симеон посчитал достаточным поводом для военного похода против Византии, совершив быстрый марш, болгарские войска появились под стенами Константинополя (913 г.). Империя удовлетворила все требования Симеона. За ним был признан титул царя Болгарии, был оговорен возможный будущий брак одной из дочерей Симеона и византийского императора. Таким образом, болгарский князь был признан Византией “василевсом”, или императором Болгарии. И вновь Византия была инициатором разрыва этого соглашения, действовавшего менее года. Мать малолетнего византийского императора Зоя объявила этот договор недействительным. Ответом явились военные действия болгарского царя. В 914 г. войска Симеона захватили Фракию, овладели Адрианополем, опустошили часть Македонии и вторглись в область Фессалоники. Ответный удар со стороны Византии не заставил себя ждать. Пучина войны все глубже засасывала два соседних народа, вызывая взаимные потери. Убеждая Симеона сложить оружие, византийский патриарх Николай Мистик посылал болгарскому царю письмо за письмом. В одном их них говорилось: “Рассуди, сын мой, который вершишь дела достойные твоего разума, о кровопролитиях между ромеями и болгарами. Подумай, какие бедствия объединили болгар и ромеев и не пожелай увидеть этот отвратительный день”. Но прекратить приобретавшую все больший размах и ставшую перманентной войну было трудно, а усмирить разгневанного Симеона и тем более. Летом 917 г. на реке Ахелой Симеон разгромил византийские войска.В этом же году вассалом Болгарии стала Сербия. Болгарская армия вошла в Грецию, были захвачены Фивы. Казалось, именно теперь Симеон может диктовать свою волю Византии и требовать выполнения условий договора 913 г. Но в Византии в ту пору произошли большие перемены: армянин по происхождению, командующий византийским флотом Роман Лакапин отстранил от власти мать юного императора Зою и занял византийский престол. С императором он обручил свою дочь, а в 920 г. короновался как соимператор, став фактическим правителем страны. Разгневанный Симеон тут же провозгласил себя “императором болгар и ромеев “, не признав законной власть Романа Лакапина. Успокаивая болгарского царя, Роман Лакапин предлагает ему брак своего сына и дочери Симеона. На династическом браке настаивает и константинопольский патриарх Николай Мистик. “Когда ваши дети вступят в брак, мы уповаем на Бога, что все самое доброе и самое приятное свяжет вас, а все враждебное и неприятное будет отброшено”, - писал он Симеону. Этот династический брак, казавшийся столь желанным в 913 г., теперь не устаивал болгарского правителя. Его целью было теперь овладение византийским престолом. Но его державным соперником теперь был не восьмилетний Константин Багрянородный, а дерзкий узурпатор императорской власти Роман Лакапин, с которым Симеон предпочел воевать, тем более, что военное превосходство было на стороне болгар. Уже в 921 г. болгарские войска появились во Фракии, а затем и в окрестностях Константинополя. Однако необходимость усмирить взбунтовавшихся против болгарской власти сербов помешала штурму византийской столицы. В следующем 922 г., одолев сербов, болгарские войска вновь отправились к Константинополю, но на штурм византийской столицы болгары не отважились, не найдя надежных союзников. А затем военное счастье изменило Симеону: в 927 г. хорваты разгромили болгарские войска. Вероятно, не пережив поражения, Симеон умер в мае 927 г., оставив государство существенно расширившее свои границы на Юге, Юго-Западе и Западе. Симеон -завоеватель, Симеон - гроза Византийской империи сумел в то же время стать покровителем культуры и искусства в Болгарии. Идея соперничества с Византией пронизывала все программы болгарского государя: военные, административные и культурные. При этом, борясь с империей и отрицая ее, Симеон не мог, даже если бы и хотел, воспрепятствовать влиянию ее многовековой культуры. Он именовал себя греческим титулом “василевс”, строил крестово-купольные храмы, бывшие самыми популярными христианскими строениями этой эпохи в Византии. Болгарский царь перенес столицу Болгарии из Плиски в Преслав, рассматривая этот город как соперника Константинополя. Там он воздвиг шикарный царский дворец с тронным залом.
Культурное развитие. Несомненно большое влияние на развитие болгарской книжности времени Симеона оказала византийская литература. Переводились сочинения древнегреческих и византийских авторов, историков, богословов, философов. Но главное в цивилизаторской миссии Симеона заключалось в том, что он выдвинул задачу создания корпуса болгарской книжности, и эта акция блестяще удалась. Начавшие работать в Болгарии еще при царе Борисе ученики Кирилла и Мефодия продолжили свою деятельность и при Симеоне. Многие сочинения писались по его поручению и при его покровительстве. В источнике X в. сохранилась Похвала Симеону как покровителю духовной культуры Болгарии, в которой он предстает “новым Птолемеем по силе желания собрать все многочестные Божественные книги, которыми он заполнил свой дворец и сотворил о себе вечную память”. При поддержке царя Симеона в Болгарии получили осуществление несколько мощных культурных акций: это были - замена греческого языка болгарским и изобретение кириллического алфавита, заменившего глаголицу. В эпоху Симеона в Болгарии творила целая плеяда болгарских книжников, блестящий ряд которых открывает Климент Охридский (840-916), ближайший ученик и сподвижник Кирилла и Мефодия. Его деятельность развернулась в Охриде, куда он был послан проповедником в конце IX в., а затем стал епископом Юго-Западной епархии болгарской церкви. Болгарскому писателю принадлежат важнейшие сочинения. Он автор службы св. Кириллу, один из составителей Пространного жития этого святого, а также отдельных Поучений и Похвальных слов для прихожан христианской церкви. Поскольку задачей этих сочинений было наставление верующих в основах христианского вероучения, они отличались простотой и ясностью изложения. Климент написал Слова на важнейшие церковные праздники и Похвалы в честь тех или иных библейских событий или деятелей христианской церкви. Климент умер в 916 г. и был погребен в монастыре в Охриде. Еще одним талантливым деятелем Преславской книжной школы времени Симеона был Константин Преславский. Он автор сочинения, получившего название Учительское Евангелие. Этот сборник, включивший в свой состав Азбучную молитву, более пятидесяти Бесед на евангельские темы и церковные сказания, стал в сущности одним из первых в славянской письменности систематизированным сводом проповедей. Константин Преславский известен и как автор Прогласа св. Евангелия, т.е. Предисловия к славянскому переводу полного евангельского текста. Во всех своих сочинениях Константин проповедует важные идеи о пользе и значении славянских книг и славянской письменности. Под покровительством болгарского царя Симеона развернулась творческая деятельность болгарского экзарха, писателя и проповедника Иоанна. Он перевел с греческого языка на болгарский важнейшее сочинение об основах христианской догматики - Богословие, автор которого известный византийский теолог Иоанн Дамаскин. Наиболее известен в славянской культуре труд Иоанна Экзарха - Шестоднев - это сочинение богословско-философского характера, в котором истолковывается библейский рассказ о шести днях творения. В основу своего труда Иоанн положил переработки уже существующих Шестодневов, прежде всего труд византийского богослова Василия Великого. Но наиболее ценными представляются оригинальные части Шестоднева Экзарха - описание болгарской столицы, красот царского дворца и самого царя. Все авторское предисловие к Шестодневу Иоанн Экзарх посвятил царю Симеону. В правление Симеона в Болгарии появилось удивительное публицистическое сочинение “Трактат о письменах”, автор которого скрыл свое истинное имя под псевдонимом Черноризец Храбр. Это - полемический ответ автора на возражения противников славянской письменности, Храбр приводит их аргументы и сразу же их мастерски опровергает. Славянские буквы не были созданы Богом, как, например, еврейские, латинские или греческие, - утверждали оппоненты. Черноризец доказывает, что и эти азбуки рукотворны, более того, их сочинили язычники, в то время как отцами славянской письменности выступают святые братья Кирилл и Мефодий. Процесс создания письменности у других народов был длительным и сложным, но божественный промысел помог св. Константину-Кириллу справиться с этой задачей своими силами и даже перевести на славянский язык Писание, для чего в свое время грекам понадобилось семьдесят человек. Несомненно при дворе Симеона болгарскими интеллектуалами была разработана и воплощалась в жизнь культурная программа, основной целью которой было создание корпуса болгарской книжности самого разного характера - церковная, светская, повествовательная и публицистическая. Реализовывалась эта программа при прямой поддержке просвещенного царя, что и отражено в целом ряде старых болгарских записей. Так, одна из них гласит, что по повелению Симеона еклессиархом болгарской церкви пресвитером Григорием были переведены с греческого язык на славянский книги Ветхого Завета. С именем царя Симеона связан ряд сборников, важнейшими из которых были Златоструй и Симеонов, или Святославов, сборник 1073 г. Можно смело сделать вывод о культурном подъеме Болгарии в конце IX - первой трети X в.
Ослабление Первого Болгарского царства. Но кончилась эпоха Симеона и престол занял его сын Петр (927-970). Каким бы ни представал в наших глазах Петр Симеонович, несомненно положительным фактом его правления было заключение 30-летнего мира с Византией, ктороый был подписан между двумя государствами в Константнополе и Преславе вскоре после коронации Петра. Был заключен также брак между Петром и внучкой византийского императора Романа Лакапина - Марией, сменившей даже имя на Ирина, т.е. “мирная”. Совершилось то событие, о котором мечтал Симеон, царствующие особы двух государств породнились. Но это родство не стало благом для Болгарии, скорее, вело ее по пути постепенного подчинения Византии, бечцеремонно вмешивающейся в дела соседней державы. Впрочем, осенью 927 г. новый болгарский царь праздновал победу. Он не только женился на внучке Романа Локопина, но и получил подтверждение от Византии своего титула “василевса болгар”. Но наиболее важное состояло в том, что болгарская церковь была возведена в разряд патриархии. Резиденцией патриарха стал город Доростол. Как и ранее при Симеоне, Византия обязывалась уплачивать ежегодную дань Болгарии. Однако Петр сделал некоторые территориальные уступки Византии, отказавшись от некоторых областей, захваченных его отцом, в частности, ряда черноморских городов. Казалось бы должны были установиться мир и благоденствие, равно как и взаимопонимание между породнившимися соседями. Однако тот факт, что Византия сразу же начала поддерживать потенциальных врагов Болгарии, отнюдь не свидетельствовал о благожелательном настроении Константинополя. Уже в 928 г. империя поддержала плененного Симеоном Сербского князя Чеслава, который бежал из плена и при содействии ромеев объявил себя князем Сербии. Не замедлили последовать и следующие недружественные шаги Византии. В том же году Византия приютила у себя взбунтовавшегося против законного болгарского царя брата Петра - Ивана. Он был введен в круг высшей византийской знати и всячески награжден. Византия поддержала и еще одного претендента-мятежника против болгарской центральной власти. На этот раз это был старший брат царя Петра - Михаил (930 г.). И все же худой мир длился ровно столько времени, на сколько его заключили между собой Византия и Болгария, т.е. три десятка лет, и заслуг болгарского царя Петра здесь нельзя преуменьшать. Ситуация резко изменилась, когда на византийском престоле появился очередной узурпатор, византийский полководец Никифор Фока (963). Новый император тут же разорвал мир с болгарами. По эмоциональным описаниям современника событий византийского историка Льва Дьякона, когда “к императору прибыли послы болгар и сказали ему, что их господин хочет получить обычную дань, он вспыхнул от гнева и раздосадованный вне всякой меры, сказал более громким, чем обычно, голосом - позорно ромеям, если они победили оружием своих противников, платить дань как рабы бедному и презренному скифскому народу. После этого он приказал избить послов”. С Болгарией давно так не разговаривали: с Симеоном часто заискивали, а в начальные годы правления Петра с Болгарией, даже ослабленной богомильским движением, все же считались. Времена изменились. Ослабевшая Болгария стояла накануне гибельных потрясений. Византия больше не старалась играть роль союзницы северной соседки. Уже в 967 г. Никифор Фока двинул войска против Болгарии, но вовремя вернул их назад, устрашившись сражения в тесных горных ущельях, коими так изобилует Болгария. Вскоре Византия прибегла к испытанному средству борьбы с соседями - нашла союзников в борьбе против Болгарии. На этот раз им стал киевский князь Святослав. Летом 967 г. русские войска появились в Болгарии, и Святослав занял города по Дунаю, включая крупнейшие - Доростол. Византия, согласно источникам, обещала русскому князю всю Болгарию. Святослав посчитал, однако, что его военные подвиги стоят дороже и отправил посла к грекам со словами: ” Хочу идти против вас и взять ваши города, как взял этот город” (не задолго перед тем был захвачен Малый Преслав). В создавшейся непростой ситуации византийский император начал срочно искать выход и даже попытался установить мирные отношения с Болгарией. Летом 968 г. болгарское посольство с почетом приняли в Константинополе. В Византии даже вспомнили, как сообщает хронист, что “мизийцы исповедуют непогрешимое христианское учение и даже предложили женить сыновей византийского императора на болгарских девушках царской крови”. Святослав тем временем вынужден был вернуться в Киев, дабы отогнать от своей столицы печенегов и похоронить свою умершую мать Ольгу. В начале осени 969 г. русский князь вернулся на Балканы, твердо решив на этот раз воевать с Византией. Между тем захват Восточной Болгарии столь тяжко подействовал на ее царя, что Петр оставил престол, постригся в монахи и вскоре умер (в начале 970 г.). Царем Болгарии стал его сын - Борис II. Между тем Балканский поход Святослава продолжался. Еще осенью 969 г. им была захвачена столица Болгарии - Великий Преслав. Но болгарским царем он себя не объявил, а напротив, сохранил правящую династию страны, надеясь с ее помощью одолеть Византию. В это же время византийский престол занял новый император - это был Иоанн Цимисхий, тотчас же двинувший против русского князя свои войска. В конце 970 г. Святослав потерпел поражение при Аркадиополе. В начале 971 г. византийцы захватили Великий Преслав и осадили Святослава в г. Доростоле. Длившаяся в течение трех месяцев осада вынудила русские войска покинуть Балканы и вернуться домой. Впрочем, до Киева Святослав так и не добрался, т.к. был убит печенегами вблизи города (весной 972 г.). Однако уход войск Святослава из Северо-Восточной и Южной Болгарии вовсе не означал возврат этих земель самой Болгарии. Напротив, здесь тотчас же утвердилась византийская власть, законный болгарский царь Борис II был лишен престола. Сама процедура отстранения Бориса II была унизительной для Болгарии. По отзывам хрониста, Борис II и его семья были увезены в Константинополь, где болгарский царь должен был снять с себя знаки царской власти - тиару, покрытую пурпуром, золотом и бисером, багряницу и красную обувь. В качестве трофеев была увезена из Болгарии в Константинополь икона Божьей Матери. Всеми этими действиями Цимисхий подчеркивал факт прекращения болгарской государственности. Однако Болгарское государство продолжало существовать и было вполне жизнеспособно, поскольку Византия захватила лишь его восточную часть: а западная была свободна. На западных болгарских территориях и развернулись затем важнейшие события. В битвах с Византией и под ее властью. Западно-Болгарское царство. Действительно, для Болгарии наступала пора драматичеcких перемен, но было бы неверно полагать, что страна уже стояла на пороге гибели после захвата Цимисхием Восточной Болгарии. Даже потерявшая значительную часть своей территории страна оставалась вполне жизнеспособной. Начался героический период борьбы за сохранение болгарского государства. К сожалению, сохранившиеся источники не позволяют воссоздать полную картину жизни болгарского общества и государства в конце X - начале XI вв. Византийский, в основном, авторы донесли до нас сведения преимущественно о столкновениях Византии и Болгарии. Итак, после 972 г. Болгария, правда в более скромных, нежели ранее размерах, продолжала сохранять свою независимость. Ее возглавили в ту пору сразу четыре правителя - сыновья административного главы Западной Болгарии (комита) - так называемые комитопулы, четыре брата - Давид, Моисей, Аарон и Самуил. Смерть завоевателя Восточной Болгарии императора Цимисхия (976 г.) стала сигналом к согласованному (поначалу) выступлению братьев против Византии. Однако уже в этом году единоличным правителем Болгарии стал Самуил (976-1014), поскольку все три его брата погибли в эту пору при разных обстоятельствах. Новый болгарский царь достойно вписывается в ряд самых блестящих правителей средневековой Болгарии. Почти до конца X в., т.е. в первые десятилетия своего правления Самуил был просто грозой для византийской империи. По словам византийского хрониста, он сумел стать полновластным господином Болгарии. Более того, он существенно расширил ее пределы, захватив области во Фракии, Македонии, Фессалии, Элладе и Пелопонесе. Жителей ряда византийских крепостей он переселил во внутренние области Болгарии, зачислил в ряды своих воинов и стал использовать как союзников в борьбе против ромеев. Византийский автор повествует не только о впечатляющих победах болгарского царя, но и его внутригосударственной деятельности. Так, он перенес мощи св. Ахилла, который некогда был епископом города Лариса в Преспу, где находился его дворец. И более того, воздвиг роскошный и величественный храм в его честь. Победы Самуила над византийцами следовали одна за другой, впечатляя современников. В 986 г. Самуил нанес поражение грекам близ Софии, в Ихтиманском ущелье. Над итогами этого сражения горестно размышляет византийский автор, посчитавший, что греки потерпели поражение потому, что византийские войска были ленивы и бездеятельны, а их начальники оказались неспособными. Кроме того, византийцы страдали от голода, поскольку чрезвычайно быстро израсходовали запасы продовольствия. В результате уцелевшее войско ромеев едва спаслось от преследовавших их болгар и, потеряв всю конницу и обоз, вернулось домой. Еще один византийский автор, поэт Иоанн Геометр, так отозвался о болгаро-византийских войнах сер. 80-х гг. X в.: ”Никогда бы не сказал, что мизийские (болгарские) стрелы сильнее авзонских (греческих) копий. Солнце, скройся под землей и скажи великому духу императора Фоки так: Истр (Дунай) захватил венец Рима. Возьми быстро оружие, т.к. мизийские стрелы сильнее авзонских копий”. В конце 90-х годов X в. болгарские войска двинулись против Далмации и Дукли. Был захвачен в плен и отправлен в Преспу, где находился один из дворцов Самуила, дуклянский князь. В это время Самуилу удалось восстановить свое государство почти в тех же границах, в каких оно было при Симеоне. Наступивший XI в. принес болгарам военные неудачи. В 1000 г. византийский император двинул войска против болгарских крепостей у Балкан. Византийцам удалось захватить Плиску и Малый Преслав. В следующем году болгары потеряли Видин. Наступил один из самых трагичных в истории Болгарии дней. В конце июня 1014 г. разразилась битва у горы Беласица, где были разгромлены болгарские войска. Византийский император Василий II, названный впоследствии “болгаробойцей”, совершил немыслимо жестокий акт: по его приказу было ослеплено 15 тысяч болгарских пленных и на каждую сотню слепых оставлен один одноглазый поводырь. Вся эта чудовищная процессия была отправлена к Самуилу, который, как сообщают источники, “почернел, упал на землю и спустя два дня умер”. Болгария оказалась на пороге потери своей государственности. Множество причин сплелось в тугой узел событий, приведших Болгарию к потери своей государственности на долгие 168 лет. Это был и известный внутренний кризис страны, ослабленной еретическими движениями, внешними потрясениями, кризис, с которым центральная власть не могла справиться. Византия воспользовалась ослаблением северной соседки и захватила сначала ее Восточную, а затем и Западную части. Смерть царя Самуила, который, не сложись обстоятельства столь трагично после битвы при Беласице, возможно, сумел бы справиться со всеми трудностями, поставил страну на грань катастрофы. Сменивший на престоле Самуила его сын Гавриил Радомир, по отзывам источников, превосходил отца по силе и мощи, но далеко уступал ему по мудрости и разуму. Но он правил менее года, т.к. нашел свою гибель на охоте. С ситуацией не мог справиться и новый царь Болгарии Иван Владислав. Один город за другим попадали в руки византийцев. В 1015 г. была захвачена столица Болгарии - город Охрид, в этом же году захватили Сердику (Софию). На сторону Василия II стали переходить болгарские военачальники, и ряд городов попал в руки ромеев из-за предательства. Но согласно источникам, значительное число болгарских крепостей оказывало византийцам сильное сопротивление. В 1018 г. погиб в бою с византийцами последний царь Первого Болгарского царства Иван Владислав. Земли Болгарии надолго вошли в состав Византии. Установление виантийского господства. Покоренная Болгария была разделена на области (фемы), во главе которых были поставлены византийские правители. Самая обширная из фем была образована на Юго-Западе страны и названа “Болгария”, хотя ничего общего с прежней Болгарией не имела. Были существенно урезаны и права болгарской церкви. Главой ее вместо патриарха стал архиепископ, местом пребывания - г. Охрид. Несмотря на то, что византийский император Василий II в своих грамотах подтвердил автономию болгарской церкви, лишь первый охридский архиепископ был болгарином, а затем высший церковный пост Болгарии занимали только греки. Правда, в их ряду были и весьма просвещенные иерархи. Таковым, несомненно, являлся болгарский архиепископ Феофилакт, бывший высшим болгарским иерархом в конце XI - нач. XII вв. В Болгарию переехало множество византийских поселенцев. Лучшие земли страны переходили в руки греческой аристократии. Большие богатства принадлежали церквам и монастырям, ряду из которых покровительствовала Византия. В 1083 г. высший византийский начальник, севаст, и великий доместик Григорий при покровительстве византийских властей основал монастырь св. Богородицы у села Бачково. Как повествовал сам Бакуриани в уставе основанного им монастыря, храм располагался недалеко от города Филиппополя. Ему принадлежали окрестные села, земли, пастбища. Монастырь был освобожден от уплаты налогов и был полностью автономен. Но в целом, о владениях светских феодалов в Болгарии в XI -XII вв. и о положении местной знати известно очень немного. Территория завоеванной страны стала фондом для наделения землей византийских собственников. Их вотчины располагались главным образом к югу от Балканского хребта. Север Болгарии был менее колонизован византийцами. Наиболее распространенной формой земельной собственности стала так называемая прония - временное пожалование за военную или административную службу. Земли делились на господские и крестьянские. Зависимые крестьяне, имеющие земельные участки, были преобладающей группой населения. Оформление основных феодальных институтов в Болгарии: крупного землевладения, личной зависимости крестьян и иммунитета - произошло в Болгарии в XI -XII вв. Сколь тяжко было господство греков и нелегким положение населения, можно представить по византийским источникам, в частности письмам архиепископа Болгарии Феофилакта, которые он достаточно регулярно отправлял из Болгарии на родину. Византийское чиновничество охарактеризовано им весьма нелицеприятно. По его отзывам, чиновники “клириков раздевают и оголяют, париков считают и пересчитывают, землю измеряют прыжками блохи. Все взвешивают, получают подарки, а получив, становятся еще более алчными, т.к. одержимы бесом лихоимства”. Положение вверенной Феофилакту Охридской области в его письмах выглядят весьма плачевным. Архиепископ пишет, что Охридское озеро в Болгарии, видимо, вскоре совсем исчезнет, поскольку о нем никто не заботится. В адрес высшего византийского начальства поступали письма, в которых сообщалось, что Охридская область мала, бедна, производит мало масла и буквально “является самой окаянной из других областей”. “Пусть твоя милостивая и заботливая власть, - обращался Феофилакт к византийскому севастократору, - смилостивится и по вопросу набора пехоты и уменьшит набор. Фема маленькая и ее расположение служит спасением для всех путешествующих. Она заслуживает быть помилованной моим господином, если не из-за нее самой, то по крайней мере для спасения проходящих”. Положение покоренной страны привело к тому, что на ее территории обогащались византийские феодалы, чиновники, содержались иностранные воинские гарнизоны. Кроме того, в XI - XII вв. усилились грабительские набеги кочевых народов с севера, прежде всего печенегов. Усилилось и богомильское движение, теперь направленное против византийского государства и церкви.
Борьба за освобождение. В 1040 г. вспыхнуло восстание болгар против Византии. Поводом для него послужила финансовая реформа, согласно которой прежние натуральные налоги заменялись денежными. При этом размер налогов значительно вырос, а при их сборе допускался произвол. Возглавил восстание Петр Делян. Повстанческое войско, захватив города Ниш и Скопле, устремилось к Фессалонике. Тем временем поднялись жители Никопольской и Драчской фем, где проживало смешанное греческое, албанское и болгарское население. К восстанию присоединилась и Средецкая область. Слухи о грозном движении достигли самых отдаленных византийских провинций, в том числе и малоазийских. Оттуда в лагерь повстанцев прибыл один из потомков болгарской царской династии Алусиан. Получив под свое командование большое войско (ок. 40 тыс. чел.), он попытался захватить Фессалонику, однако был разбит под стенами города. После поражения он коварно ослепил Деляна и бежал в Византию. Византийские войска перешли в наступление, усмиряя одну за другою восставшие области. Наиболее сильное сопротивление каратели встретили в Средецкой области. Восстание удалось подавить. Причины подавления ясны. Слишком явственны были военное превосходство Византии и разногласия в лагере восставших. В 1072 г. началось новое восстание против Византии, на этот раз в Юго-Западных областях Болгарии. Снова поводом для него послужило увеличение налогов. “Так как не могли выносить ненависть Никифора (министра финансов) болгары поднялись на восстание против царьградской власти”, - сообщает византийский писатель Скилица. Движение возглавил болярин из Скопле - Войтех. А на помощь ему поспешил сербский отряд во главе с Константином Бодином, сыном сербского князя. Но лишь вначале действия повстанцев были успешными. Удалось захватить города Скопле, Охрид и другие. Затем дали себя знать военная мощь еще сильной византийской империи и предательская роль части болгарской знати, сражавшейся на стороне византийцев. Повстанческое войско было разгромлено под Костуром, Скопле и на Косовом поле. Неудача восстания 1072 г. освободительной борьбы болгар не остановила. И выступления продолжались. Правда, это были локальные разрозненные попытки сбросить иноземную власть, в частности в Придунайских городах, а также в Месемврии, Софии и ряде других. Не затухало движение богомилов и павликиан во Фракии. Третье крупное, на этот раз победоносное, восстание болгар против Византии (1186 - 1188) развернулось в Северо-Восточной Болгарии. В этой области, достаточно удаленной от центра империи, была относительно сильна власть местной аристократии. Здесь была более многочисленной прослойка свободного крестьянства. И в целом эта часть страны имела больше сил для активной борьбы. Вождями восстания стали болгарские боляре - братья Петр и Асень, а центром движения - Тырново, тогда еще небольшая крепость. Поводом для выступления послужило буквально ограбление болгарского населения в связи с женитьбой византийского императора Исаака II Ангела. Восставшие провозгласили одного из братьев - Петра - царем. В короткое время была освобождена почти вся Северо-Восточная Болгария. Повстанцы перешли Старую Планину и начали военные действия во Фракии. Междоусобицы в Византии облегчили борьбу повстанцев. Летом 1186 г. византийский император отправился в поход против восставших. Ему удалось проникнуть в Северную Болгарию и потеснить болгар за Дунай, после чего, уверовав, что восстание подавлено, император вернулся в Константинополь. Между тем, болгары не только сохранили свое войско, но и усилили его за счет присоединившихся кочевников и затем опять появились во Фракии. Весной 1187 г. последовал еще один поход византийского императора, который пытался овладеть городом Ловеч. Осада была снята после того, как младший брат Петра и Асеня - Иваница (Калоян) был отправлен как заложник в Византию. Стремясь получить международное признание своей повстанческой акции, Петр и Асень обратились за помощью против византийцев к появившимся в ту пору на Балканах крестоносцам, предводительствуемым Фридрихом Барбароссой. Болгары предложили западным рыцарям военную помощь взамен на признание императорского титула Петра. Уход войск крестоносцев вновь воодушевил византийского императора, который не замедлил появиться на территории Болгарии (1190 г.). Был осажден г. Тырново. Но и на этот раз византийцы потерпели поражение и покинули территорию Болгарии. Начиналась история Второго Болгарского царства.
|