Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука в Чехии в период Просвещения.






В 60-е годы XVIII в. в Габсбургской монархии и в Чехии протекал также интенсивный процесс создания науки нового времени, расширявшей свои познавательные возможности и иногда приобретавшей новую идеологическую функцию. Отдельные ученые, ранее изолированные в своей деятельности, стали объединяться в ученые общества. Так, в 1746 г. в Оломоуце возникло “Общество неизвестных ученых”. С 1753 по 1761 г. оно собиралось в Праге под председательством И.Штеплинга, обсуждая различные научные проблемы. В 1771-1772 г. в Праге выходил еженедельник “Пражские ученые известия” на немецком языке, издававшийся Игнацием Антонином Борном (1742-1791). Наука вступала в борьбу в отжившим феодальным обществом.
После запрета иезуитского ордена в умственном развитии чешских земель образовалось несколько направлений. По инициативе И.А.Борна возникло " Частное общество в Чехии для развития математики, естественных наук и отечественной истории”. В 1775 г. оно стало издавать “Рассуждения” на немецком языке. С 1784 года “Частное общество” превратилось в “Чешское общество наук”, которое с 1790 г. получило название “Королевское чешское общество наук” и просуществовало вплоть до 1952 г., когда слилось с Чешской академией наук и искусств, основанной в 1890 г. Ученые общества создавались в Чехии в тяжелой борьбе с защитниками феодальной идеологии, что способствовало возникновению союза между представителями естественных и общественных наук, понимавшими, что силы, тормозящие развитие одной группы научных дисциплин, наносят вред и другой группе.
Чешское общество наук - прогрессивный элемент в общественной структуре Чехии конца XVIII в. В него принимались лица только по научным заслугам, между ними существовало равенство независимо от классового происхождения. Общество придерживалось принципа свободного познания и использования объективных законов природы и социального развития в интересах прогресса.
Новым подходом к национальному прошлому, представлявшемуся контрреформацией в искаженном виде, стремлением создать основы чешского литературного языка, наука повышала национальное и политическое сознание чехов, включая народ в борьбу за новый общественный порядок.
Основной задачей в области общественных наук было достижение уровня, который наблюдался в западноевропейских странах. В гуманитарных науках интерес к светской истории чешской государственности перерастал в интерес к образованности, к развитию чешского языка и исследованию прошлого чешской письменности

Гелазий Добнер. В гуманитарных науках Чехии выделялось несколько ярких личностей. Одним из наиболее ранних ученых такого рода был Гелазий Добнер (1719-1790), немец, член ордена пиаристов, историк-самоучка. Сын ремесленника, Добнер закончил латинскую иезуитскую школу и вступил в католический монашеский орден пиаристов, основанный в 1607 г. Среди обетов, принимавшихся членами ордена, было и безвозмездное обучение юношества. С 1752 г. Добнер работал в Пражской пиаристской гимназии и изучал историю. Он обратил внимание на расхождения в изложении фактов чешской истории в сочинениях католических и некатолических авторов. Это наводило на мысль о необходимости изучения источников в сравнительном плане. Первым трудом Добнера по истории был разбор “Святовацлавской легенды т.н. Христиана”, но главным стал шеститомный перевод “Хроники Чешской” Вацлава Гайка из Либочан с чешского на латинский. На основании многих изысканий Добнер снабдил хронику Гайка критическими комментариями. Сочинение Гайка, вышедшее в свет в 1541 г., в течение двух столетий влияло на чешскую историографию, а критика хроники могла способствовать опровержению контрреформационной концепции чешской истории. Первый том добнеровского перевода вышел в 1761 г. Добнер доказал историческую несостоятельность сведений по древнейшей истории чехов, чему был посвящен этот том, и по существу вычеркнул сочинение Гайка из числа надежных источников. Добнер стал в Чехии зачинателем нового подхода к историческому исследованию, представителем новой методики, зародившейся в эпоху Просвещения. От Добнера берет свое начало концепция чешской древней истории как общества демократичного, без панов и подданных. В развитии чешской историографии творчество Добнера означало решительный поворот от контрреформационной концепции к новому этапу изучения чешской истории.

Франтишек Мартин Пелцл в период Просвещения. Значительный вклад в выработку критического отношения к феодальной идеологии был внесен Франтишком Мартином Пелцлом (1734-1801). Сын ремесленника, он закончил пиаристскую гимназию в г. Рыхнов и стал учеником высшего философского класса пиаристской гимназии в Праге. В научную жизнь Пелцл самостоятельно вступил в 1774 г. сочинением “Краткая история чехов”. В 80-х годах появились его биографии: “Император Карл IV, король чехов” и “История жизни римского и чешского короля Вацлава”. В этих сочинениях выдвигалась новая концепция чешской истории, в частности гуситского движения. При этом оценка гусизма постепенно развивалась. Если в 1774 г. Пелцл упоминает о Гусе лишь как об одном из чешских “ученых мужей”, то в 1779 г. Гус уже характеризуется как реформатор и бесстрашный герой, не отступающий от своих убеждений даже под страхом смерти. Пелцл также критикует позиции церкви гуситской эпохи. Впрочем гуситская революция им решительно осуждается как проявление фанатизма и бунтарство, приведшие в упадок благосостояние страны и общественный порядок.
Подобная точка зрения разделялась и другими историками эпохи Просвещения, которые отрицательно относились к Французской революции, крестьянскому восстанию 1775 г. и другим неординарным событиям такого рода.

Йозеф Добровский (1753-1829). Наиболее значительной личностью в чешской науке периода правления Иосифа II являлся, бесспорно, молодой тогда Йозеф Добровский. Он действовал в течение двух важнейших периодов истории чешской культуры и идеологии - Просвещения и романтизма.
Родился Добровский в Венгрии, но еще в младенчестве был увезен в Чехию. Отец его - чех, мать, вероятно, немка. Родным языком будущего ученого был немецкий, а чешскому он научился в гимназии города Немецкий Брод, куда поступил в 1762 г. Окончив гимназию высшей ступени в Индржиховом Градце (ею руководили иезуиты), он изучал в Пражском университете философию и теологию, а после его окончания стал домашним учителем в доме графа Ф.Ностица. В 1786 г. Добровский принял сан священника и стал вице-ректором, а позднее и ректором Генеральной семинарии в Оломоуце. В 1790 г., после смерти Иосифа II и упразднения генеральных семинарий, Добровский переехал в Прагу к Ностицам, где занимался научной работой, был активным членом Королевского чешского общества наук, его секретарем и позднее председателем. В 1778 г. он издал на латинском языке сочинение “Пражский фрагмент Святого Евангелия от Марка - ложный автограф”, вступив тем самым на путь критического изучения библейских текстов. Вскоре он перешел к изучению истории древней чешской национальной культуры. Многочисленные мелкие работы Добровского этих лет выделяются скрупулезной филологической критикой текста источников и тщательностью историографического микроанализа. Добровский исследовал те периоды развития чешской культуры, когда наиболее ярко проявляла себя литература на чешском языке. Он доказал, что своего наивысшего развития чешская культура достигла в период гуситского движения. Это свидетельствовало об отходе от контрреформационных оценок и пролагало путь к новой концепции чешской истории, сформулированной позднее в творчестве Палацкого. Добровский подверг сомнению полезность и целесообразность установления о безбрачии католического клира, подорвал веру в святость Яна Непомуцкого, составлявшую один из важнейших тезисов католической историографии. Уже в период Просвещения заметно чешское национальное самосознание Добровского. Вершиной его патриотических выступлений была речь на торжественном заседании Чешского общества наук “О преданности славянских народов австрийскому правящему дому”, произнесенная 25 сентября 1791 г. при посещении Общества императором Леопольдом II. Добровский подчеркивал, что из 21 миллиона человек населения империи 11 миллионов составляют славяне, и это следовало бы учитывать во всей политике государства.
В 1792 г. Добровский посетил Россию. В Петербург он прибыл 17 августа, Работая в Академии наук, он уделил много внимания рукописным сводам, затем переехал в Москву, где пробыл до 7 января 1793 г., исследуя в библиотеках памятники древней славянской письменности. Выработанный Добровским критический метод подхода к историческим источникам позволил ему стать основателем научного исследования славянских языков и литератур, т.е. славянской филологии как науки.


СЛОВАКИЯ В X-XVIII ВВ.

Словакия в Х-XIII вв.

Включение словацких территорий в Венгерское королевство
Административно-территориальная организация

На протяжении многих веков Словакия была этнографическим понятием.
После распада Великой Моравии важнейшим фактором в истории словаков стало постоянное усиление влияния венгров. К Х-му в. они овладели частью земель, населенных словаками, в Придунайской низменности. Включение словацких территорий в зону интересов венгров привело к тому, что в долинах южной Словакии славянское население было мадьяризировано или же покинуло эти места. В Х – начале XI в. западная и центральная части территории Словакии неоднократно переходили к правителям соседних Чехии и Польши. В первые десятилетия XI в. особенно во времена правления короля Стефана I, значительная часть словацких земель была присоединена к Венгерскому королевству. Захват северных областей Словакии в XII в. привел к завершению этого процесса.
Словацкая этническая территория компактно располагалась в Северной Венгрии и в Средние века называлась Верхней Венгрией. В основу ее административно-территориальной организации было положено деление на комитаты (отдельная область королевского домена) или жупы. Претерпев определенные изменения, эта система просуществовала до 1922 г., причем из 16 комитатов на рубеже ХХ века только 4 имели словацкий моноэтнический состав, а в 6-ти словаки составляли большинство.

Экономическое развитие Словакии. Социальная структура общества
Þ æ í û å è ç à ï à ä í û å ñ ë î â à ö ê è å ç å ì ë è á û ë è í à è á î ë å å ð à ç â è ò î é ÷ à ñ ò ü þ â å í ã å ð ñ ê î ã î ð à í í å ô å î ä à ë ü í î ã î ã î ñ ó ä à ð ñ ò â à. Ç ä å ñ ü ï ð å î á ë à ä à ë î î ñ å ä ë î å ç å ì ë å ä å ë ü ÷ å ñ ê î å í à ñ å ë å í è å. Î í î â ê ë þ ÷ à ë î ï î ë ó ñ â î á î ä í û õ ê ð å ñ ò ü ÿ í, è ì å â ø è õ î ã ð à í è ÷ å í í î å ï ð à â î ï å ð å õ î ä à, ì í î ã î ÷ è ñ ë å í í ó þ ï ð î ñ ë î é ê ó ë è ÷ í î ñ â î á î ä í û õ “ç à ì ê î â û õ ë þ ä å é ”, æ è â ø è õ â ñ å ë à õ, ó ï ð à â ë ÿ å ì û õ æ ó ï à í î ì. Ê ñ â î á î ä í û ì î ò í î ñ è ë è ñ ü è â î è í û ç à ì ê à, â ì è ð í î å â ð å ì ÿ ï ë à ò è â ø è å ä å í å æ í û é í à ë î ã. Î ñ í î â í î é ð à á î ÷ å é ñ è ë î é â è ì å í è ÿ õ ê î ð î ë ÿ è ô å î ä à ë î â á û ë à ÷ å ë ÿ ä ü. Â ä à ë ü í å é ø å ì ï î ì å ð å ó ê ð å ï ë å í è ÿ ô å î ä à ë ü í î ã î ç å ì ë å â ë à ä å í è ÿ â XIII â. ä è ô ô å ð å í ö è à ö è ÿ í à ñ å ë å í è ÿ è ñ ÷ å ç à å ò. Î ï ð å ä å ë ÿ þ ù å é ê à ò å ã î ð è å é ñ ò à í î â è ò ñ ÿ ê ð å ï î ñ ò í î å ê ð å ñ ò ü ÿ í ñ ò â î. Â î è í û æ å ï î ñ ë ó æ è ë è î ñ í î â î é ä ë ÿ ô î ð ì è ð î â à í è ÿ í è ç ø å ã î ä â î ð ÿ í ñ ò â à.
Ñ ë î â à ö ê à ÿ ö å ð ê î â ü î ê à ç à ë à ñ ü ï î ä â å ð õ î â í î é â ë à ñ ò ü þ Î ñ ò ð è ã î ì ñ ê î ã î à ð õ è å ï è ñ ê î ï ñ ò â à. Â XI â. ï î ÿ â ë ÿ å ò ñ ÿ ö å ë û é ð ÿ ä ì î í à ñ ò û ð å é, ñ ò à â ø è õ ê ð ó ï í û ì è ç å ì å ë ü í û ì è ñ î á ñ ò â å í í è ê à ì è.
 ê î í ö å XI â. â î ç í è ê à å ò ð å ì å ñ ë å í í î å ï ð î è ç â î ä ñ ò â î. Î í î ï î ë ó ÷ à å ò ð à ç â è ò è å í à ï å ð å ê ð å ñ ò ê à õ ò î ð ã î â û õ ï ó ò å é.  ê î í ö å XII â. í à ÷ è í à å ò ñ ÿ ï ð î ö å ñ ñ ð à ç â è ò è ÿ ã î ð î ä î â ê à ê ò î ð ã î â î -ð å ì å ñ ë å í í û õ ö å í ò ð î â.  XIII â. á û ë è ñ ô î ð ì ó ë è ð î â à í û ï å ð â û å ã î ð î ä ñ ê è å ï ð è â è ë å ã è è. Ò à ê, Ò ð í à â à ï î ë ó ÷ è ë à ï ð è â è ë å ã è þ â 1238 ã., ÷ å ð å ç í å ñ ê î ë ü ê î ë å ò å å ä î á è ë è ñ ü Ç â î ë å í è Í è ò ð à, â ñ å ð å ä è í å â å ê à – Á à í ñ ê à Á û ñ ò ð è ö à è Ò ð å í ÷ è í, è â 1291 ã. Á ð à ò è ñ ë à â à.   î ñ ò î ÷ í î é Ñ ë î â à ê è è ö å í ò ð î ì ñ ò à í î â è ò ñ ÿ Ê î ø è ö å.  í è õ ï ð å î á ë à ä à ë î í å ì å ö ê î å ï ð à â î, ç à è ñ ê ë þ ÷ å í è å ì Ñ ï è ø ñ ê è õ ã î ð î ä î â ñ ö å í ò ð î ì â Ë å â î ÷ å, ï ð î ö â å ò à â ø è õ ç à ñ ÷ å ò ò ð à í ç è ò í î é ò î ð ã î â ë è è ð ó ê î â î ä ñ ò â î â à â ø è õ ñ ÿ ñ î á ñ ò â å í í û ì ï ð à â î ì è ï î ä ÷ è í ÿ â ø è õ ñ ÿ í å ï î ñ ð å ä ñ ò â å í í î ñ à ì î ì ó ê î ð î ë þ. Á î ã à ò ñ ò â î ï ð è ð î ä í û õ ð å ñ ó ð ñ î â, í à ë è ÷ è å ê ð ó ï í û õ ì å ñ ò î ð î æ ä å í è é ï î ë å ç í û õ è ñ ê î ï à å ì û õ, â ð à ç ð à á î ò ê å ê î ò î ð û õ á û ë è ç à è í ò å ð å ñ î â à í û â å í ã å ð ñ ê è å ô å î ä à ë û, â û í ó æ ä à å ò ï î é ò è è õ í à ó ñ ò ó ï ê è ã î ð í û ì ã î ð î ä à ì.
 õ î æ ä å í è å Ñ ë î â à ê è è â ñ î ñ ò à â  å í ã å ð ñ ê î ã î ê î ð î ë å â ñ ò â à ï ð å ä î ï ð å ä å ë ÿ å ò ï ð å î á ë à ä à í è å ç ä å ñ ü ê ë à ñ ñ è ÷ å ñ ê î é â å í ã å ð ñ ê î é ï î ë è ò è ÷ å ñ ê î é ê ó ë ü ò ó ð û ý ï î õ è ô å î ä à ë è ç ì à.

Ñ ë î â à ê è ÿ â ó ñ ë î â è ÿ õ ô å î ä à ë ü í î é ð à ç ä ð î á ë å í í î ñ ò è. Ì à ò ó ø × à ê Ò ð å í ÷ è í ñ ê è é. Ï î ë î æ å í è å ã î ð î ä î â
 ó ñ ë î â è ÿ õ ô å î ä à ë ü í î é ð à ç ä ð î á ë å í í î ñ ò è â í à ÷ à ë å XIV â. ò å ð ð è ò î ð è ÿ Ñ ë î â à ê è è î ê à ç à ë à ñ ü ð à ç ä å ë å í í î é í à ä â å ÷ à ñ ò è. Ì î ã ó ù å ñ ò â å í í û ì ï ð à â è ò å ë å ì å å ç à ï à ä í û õ ç å ì å ë ü ñ ò à ë Ì à ò ó ø × à ê Ò ð å í ÷ è í ñ ê è é, ï ð î ò è â î ñ ò î ÿ ù è é ö å í ò ð à ë ü í î é ê î ð î ë å â ñ ê î é â ë à ñ ò è. Ð à ç ã ð î ì ô å î ä à ë ü í î é î ï ï î ç è ö è è ï ð è â å ë ê â î ñ ñ ò à í î â ë å í è þ ñ è ñ ò å ì û ô å î ä à ë ü í î é ç à â è ñ è ì î ñ ò è, ó ê ð å ï ë å í è þ ê ð ó ï í û õ ô å î ä à ë ü í û õ õ î ç ÿ é ñ ò â, ð à ç â è ò è þ ã î ð î ä î â è ò î ð ã î â ë è. Ê ý ò î ì ó â ð å ì å í è è â í î â û õ, è â ñ ò à ð û õ ã î ð î ä ñ ê è õ ö å í ò ð à õ ã î ð î ä ñ ê î å ó ï ð à â ë å í è å ñ ò ð å ì è ò ñ ÿ â ç ÿ ò ü â ñ â î è ð ó ê è í å ì å ö ê è é ï à ò ð è ö è à ò.
 XIV â. á û ë è î ñ í î â à í û ì í î ã è å í û í å ø í è å ê ð ó ï í û å ã î ð î ä à Ñ ë î â à ê è è.  ý ò î ò ï å ð è î ä ã î ð î ä à ä î á è â à þ ò ñ ÿ à â ò î í î ì è è â ó ï ð à â ë å í è è è ñ ó ä î ï ð î è ç â î ä ñ ò â å. Î í è ñ ò à í î â ÿ ò ñ ÿ ö å í ò ð à ì è ï ð è ò ÿ æ å í è ÿ á å ä í å é ø è õ ñ ë î å â í à ñ å ë å í è ÿ, ï ð å î á ë à ä à þ ù ó þ ÷ à ñ ò ü ê î ò î ð î ã î ñ î ñ ò à â ë ÿ ë è ç à â è ñ è ì û å ê ð å ñ ò ü ÿ í å. Î í è í å ñ ë è ô å î ä à ë ü í ó þ ð å í ò ó, ï ë à ò è ë è ö å ð ê î â í ó þ ä å ñ ÿ ò è í ó, è ñ XIV â. ò à ê í à ç û â à å ì ó þ ä å â ÿ ò è í ó – í à ò ó ð à ë ü í û é í à ë î ã ñ ç å ð í î â û õ è â è í à â ï î ë ü ç ó ã î ñ ó ä à ð ñ ò â à.
 â å ä å í è å í î â û õ ï î â è í í î ñ ò å é, ó ñ è ë å í è å á à ð ù è í û ï î ñ ë å ä î â à ë è ç à ï î ÿ â ë å í è å ì ò ó ð å ö ê î é ó ã ð î ç û. Ç à ì å ò í î å ó õ ó ä ø å í è å æ è ç í è ñ å ë ü ñ ê î ã î í à ñ å ë å í è ÿ â ê î í ö å XIV â. â û ç û â à å ò ï ð î ò è â î ä å é ñ ò â è å ê ð å ñ ò ü ÿ í.  î ñ ñ ò à í è ÿ, á å ã ñ ò â î â ã î ð î ä à, â ã î ð í û å ì à ñ ñ è â û ï ð è î á ð å ò à þ ò ì à ñ ñ î â û é õ à ð à ê ò å ð.

Ñ ë î â à ö ê à ÿ ê ó ë ü ò ó ð à â Õ -Õ IV â â.

Ð à ç â è ò è å î á ð à ç î â à í í î ñ ò è. À ð õ è ò å ê ò ó ð à
Ñ í à ÷ à ë à XIV â. Ñ ë î â à ê è ÿ î ê à ç û â à å ò ñ ÿ í à ï å ð å ê ð å ñ ò ê å â à æ í å é ø è õ ò î ð ã î â û õ ï ó ò å é, ÷ ò î â å ä å ò ê ó ñ ò à í î â ë å í è þ â î â ñ å õ ñ ô å ð à õ ä å ÿ ò å ë ü í î ñ ò è á î ë å å ò å ñ í û õ ê î í ò à ê ò î â ñ ð à ç â è ò û ì è ð å ã è î í à ì è Å â ð î ï û. Á û ñ ò ð î å ð à ç â è ò è å ã î ð î ä î â, î ñ î á å í í î ñ î â ò î ð î é ï î ë î â è í û XIV â. ï ð è â î ä è ò ê ò î ì ó, ÷ ò î î í è ñ ò à í î â ÿ ò ñ ÿ ê ó ë ü ò ó ð í û ì è ö å í ò ð à ì è. Ç ä å ñ ü í à ÷ è í à å ò ð à ñ ï ð î ñ ò ð à í ÿ ò ü ñ ÿ ñ â å ò ñ ê à ÿ î á ð à ç î â à í í î ñ ò ü. Ï î -ï ð å æ í å ì ó ñ î õ ð à í è ë è ñ â î å ç í à ÷ å í è å è ê à ï è ò ó ë ü í û å ø ê î ë û â Í è ò ð å, ð å ç è ä å í ö è è å ï è ñ ê î ï à, Á ð à ò è ñ ë à â å è Ñ ï è ø å. Ä ë ÿ ì î ë î ä û õ ä à ð î â à í è é è ç Ñ ë î â à ê è è ñ ò à í î â ÿ ò ñ ÿ ï ð å ñ ò è æ í û ì è Ï ð à æ ñ ê è é, Â å í ñ ê è é è Ê ð à ê î â ñ ê è é ó í è â å ð ñ è ò å ò û.
Традиции романского стиля, для которого были характерны массивные каменные храмы со стенами, украшенными фресками, постепенно со второй четверти XIII в. уступают место готике. Хотя оригинальная архитектурная школа в Словакии в XIV в. не сложилась, местное зодчество отличается заметным своеобразием. Во второй половине XIV в. словацкие мастера возводят ряд церквей с опорной готической системой сводов. Наиболее известное сооружение – собор св. Елизаветы в Кошице. Его строительство продолжалось с конца XIV до середины XV в. Городские ратуши, многочисленные каменные дома городской знати и мещан украшают города. Широкий размах получает возведение вписанных в пейзаж замков местных аристократов..
Если в архитектуре прослеживается влияние пражской школы, то в настенной живописи особенно в среднесловацких шахтерских центрах заметно воздействие итальянских мастеров. На словацкий “прекрасный стиль” оказали влияние чешская, а затем с начала XV в. венская живописная традиция. Особенно ярко в готике проявилась Спишская область. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства. На протяжении XIV столетия анонимные вторы совершенствуют свою технику, отказываются от статичного положения фигур, создают все более лирические и выразительные образы мадонн.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал