Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словацкое Просвещение.





Основные тенденции в развитии культурной жизни в XVII - XVIII вв. Матей Бел
В изнуренной войнами и междоусобицами Словакии XVII и особенно XVIII в. усиливается влияние католической церкви. Утверждению католицизма противодействовали широко распространенное в XVII в. у словаков лютеранство и противостояние всей политике Габсбургов венгерского магнатства, с оружием в руках отстаивавшего свои привилегии. Борьба за вероисповедание оказывала огромное влияние на культурную жизнь в Словакии. Бесспорным успехом политики Контрреформации стало открытие в 1636 г. иезуитского университета в Трнаве, просуществовавшего около полутора веков. Контрреформация перешла в наступление в конце XVII в., что особенно отразилось на барочном искусстве. Господство монументального стиля, пышность интерьеров характерны как для культовых построек, так и для дворцовых комплексов и замков, застройки богатых городских кварталов. Большим разнообразием отличается искусство XVII-XVIII вв. Особенностью его развития в Словакии является то, что значительная часть работ - это произведения анонимных эивописцев, резчиков по дереву и скульпторов. Их произведения возникли как реакция на различные художественные течения, проникавшие на территорию Словакии. В портретой живописи, оформлении алтарей, продукции мастеров золотых дел, весьма популярном жанре того времени, эпитафиях, и др. происходит синтез новых идей с местными традициями, наблюдается слияние разных эстетических тенденций в рамках одного направления. Новые имена появляются среди литераторов, писавших на чешском языке и на латыни. Широкую известность имело творчество ученого, деятеля словацкой и венгерской культуры Матея Бела (1684-1749). Получив образование в Галле, Бел стал священником. Сначала он был директором евангелической школы в Банской Быстрице, а затем в 1714 г. ректором лицея в Братиславе. Бел, писавший на латинском, венгерском, немецком и чешском языках, был признан не только в Венгерском королевстве, но и в Европе. Он являлся членом Лондонской, Берлинской, Санкт-Петербургской академий, некоторых других научных обществ. В своем главном труде " Исторические и географические сведения о современной Венгрии", вышедшем в 1735-1742 гг. в четырех томах, ученый предпринял попытку критического анализа источников. Он рассматривал словаков как потомков славян, населивших Великую Моравию. Утверждение этого словацкого патриота об автохтонности словаков, так же, как и высокая оценка им литературных качеств словацкого языка сыграли заметную роль в становлении словацкого национального самосознания.
Для восприятия идей Просвещения в Словакии немало сделал Адам Франтишек Коллар (1718-1783). Будучи директором придворной библиотеки в Вене, советником Марии Терезии, он участвовал в проведении и разработке школьной реформы, включавшей в программу изучение родного языка и истории. Издатель научно-популярного журнала, сочинений гуманистов, автор книги " О начале и постоянном использовании законодательной власти" (1764), он приобрел широкую известность тем, что выступил против освобождения от налогов церкви и дворянства. Вся его деятельность способствовала формированию словацкой патриотической традиции.
Призыв Коллара и его современников любить родной язык, быть патриотом своего Отечества был услышан новым поколением. В конце XVIII в. наблюдается подъем национальной культуры, подготовленный йозефинскими реформами. Упразднение ордена иезуитов и вытеснение их из сферы контроля над культурными процессами, школьная реформа, ориентированная на создание системы всеобщего начального обучения во всей монархии Габсбургов, реформа университетов и др. создают условия для развития культуры эпохи национального Возрождения.

© 2005-2006 Екатерина Ескина и Максим Кирсанов.
www.iskunstvo.narod.ru

 


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал