Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание командно-распределительной системы
На рубеже 40-х - 50-х гг. в Польше стала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Ее центральным звеном являлась Польская объединенная рабочая партия, точнее ее руководящие органы, в руках которых были сосредоточены как рычаги управления всеми сторонами социальной и экономической жизни общества, так и распоряжение основными материальными ресурсами. ПОРП взяла на вооружение сталинскую концепцию форсированного строительства социализма. В соответствии с ней необходимыми условиями успешного построения социализма были: установление диктатуры пролетариата, понимаемой как обеспечение за коммунистической партией монопольной позиции в государстве; форсированные индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства; культурная революция, предусматривающая не только повышение общеобразовательного уровня населения, но и превращение догматизированной марксистско-ленинской идеологии в господствующую. Разгромив в конце 40-х гг. с помощью органов государственной безопасности оппозиционные либеральные силы и подполье, ПОРП, однако, не решилась на ликвидацию так называемых “союзнических партий”.. В 1948 г. было унифицировано молодежное движение. В 1949 г. прекратило свое существование ПСЛ (Миколайчик и другие либерально настроенные политики покинули страну в конце 1947 г.), часть его членов вошла в Объединенную крестьянскую партию (ОКП). В 1950 г. самораспустилась партия труда, часть ее членов вступила в Демократическую партию (ДП). В Польше утвердилась новая политическая система, в которой не было места для оппозиционных партий.Роль ОКП, ДП, Союза польской молодежи, профсоюзов и других общественных организаций была сведена к выполнению функции “трансмиссии” влияния ПОРП на широкие слои населения. Хотя в Польше существовали сейм и правительство, но реальная власть была сосредоточена в политбюро и ЦК ПОРП, которые в своей деятельности фактически не подлежали никакому контролю, в том числе и со стороны партийных масс. Тоталитарная по существу политическая система была закреплена конституцией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны - Польская Народная Республика (ПНР). Успешное выполнение трехлетнего плана хозяйственного восстановления Польши на 1947-1949 гг., сосредоточение в руках государства в результате национализации промышленности достаточно крупных средств, создали условия для перехода к политике индустриализации, необходимость которой диктовалась не только доктринальными соображениями. Ее предопределяли также потребность ликвидировать огромное аграрное перенаселение, порождавшее серьезные социальные проблемы, напряженная обстановка “холодной войны” и гонки вооружений. В шестилетнем плане социально-экономического развития страны на 1950-1955 гг. упор был сделан на развитие прежде всего тяжелой и оборонной промышленности, машиностроения и др. современных отраслей промышленности. К концу шестилетки производство в них возросло в 2, 5 раза по сравнению с 1949 г. Но темпы роста производства в отраслях, производящих предметы широкого потребления, были более низкими. Тем самым в развитие польской промышленности изначально закладывались диспропорции. Население постоянно испытывало нехватку товаров повседневного спроса. Получаемые средства в основном направлялись государством на инвестиции, а не на увеличение покупательной способности населения, вследствие чего его жизненный уровень рос крайне медленно, а в отдельные периоды даже снижался. В развитии сельского хозяйства был взят курс на производственную кооперацию. Число производственных кооперативов возросло с 635 в 1950 г. до 9076 в 1955 г. Столь высокие темпы кооперирования во многом обеспечивались широким применением административного принуждения, жестким налоговым прессом на единоличников и т.д. Сельское хозяйство при этом рассматривалось как источник средств, сырья и рабочей силы для проводившейся в это же время форсированной индустриализации. В первой половине 50-х гг. капиталовложения в сельское хозяйство снизились по сравнению с концом предшествующего десятилетия на 24 %, а инвестиции непосредственно в крестьянские хозяйства уменьшились более чем в три раза. Были введены обязательные государственные поставки зерна, мяса, молока, картофеля. Чрезмерное напряжение сил общества вело к росту социальной напряженности, разочарованию в идеалах, провозглашавшихся официальной пропагандой. Глухое недовольство в обществе вызывали репрессии, являвшиеся частью политической реальности после 1944 г. (против членов АК, сохранивших верность присяге и не вышедших из подполья после амнистий 1945 и 1947 гг., участников политического подполья, возвратившихся с Запада эмигрантов, а с 1949 г. и ряда руководящих и рядовых членов ПОРП, офицеров Войска Польского, обвинявшихся в право-националистических взглядах или связях с западными разведслужбами, “кликой” Тито, троцкистами и т.д.), которым подверглись десятки тысяч людей. Среди арестованных оказался и бывший лидер ППР В.Гомулка. Первые попытки скорректировать курс были предприняты после смерти Сталина в 1953 г., но они были робкими и непоследовательными. Осуждение ХХ съездом КПСС культа личности нанесло сильный удар по позициям его последователей в Польше. Почти сразу же после съезда умер Б.Берут. Политический кризис, симптомы которого наблюдались уже в предшествующие годы, стал приобретать открытый и всеобщий характер. Он охватил политическую жизнь, культуру, науку, управление народным хозяйством. В июне 1956 г. начались стачки рабочих в Познани, выдвигавших экономические требования. Их игнорирование властями привело к тому, что забастовщики вышли на улицы города. Руководством страны было принято решение о разгоне демонстраций силой, в том числе и с применением огнестрельного оружия. В результате столкновений погибли 74 человека, 576 получили ранения. Руководство партии и страны, оценивая причины выступлений в Познани, свело их к действиям антисоциалистических сил. Расправа над рабочими Познани не сломила сопротивления польского народа тоталитарному режиму. Кризис продолжал углубляться, охватывая все новые общественные слои. Руководство переставало контролировать ситуацию в стране. Политический кризис грозил перерасти в гражданскую войну. Положение могли спасти только решительные действия. Состоявшийся в октябре 1956 г. VIII пленум ЦК ПОРП произвел кадровые изменения в партийном руководстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. и восстановленный в партии только летом 1956 г. Попытки модернизации режима в конце 50-х - 60-е годы. Анализ кризиса в Польше привел обновленное руководство партии и страны к выводу, что его причинами были ошибки бывшей правящей элиты в определении сроков и темпов проведения социалистических преобразований, ее отрыв от рабочего класса, командные методы руководства союзническими партиями и общественными организациями, пренебрежение конкретными польскими условиями, догматический подход к марксистско-ленинской теории. В.Гомулкой была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отношений с ОКП, ДП, организациями светских католиков, профсоюзами и другими общественными организациями, обеспечение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д. В 1956-1957 г. были предприняты шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединенной крестьянской партией были разработаны основы новой аграрной политики. Подавляющая часть производственных кооперативов распалась или была распущена. Доминирующей формой хозяйствования в обобществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, в целом же в аграрном секторе господствовали единоличные крестьянские хозяйства. Не отказываясь от производственной кооперации как стратегической цели аграрной политики, упор был сделан на развитие простых форм кооперации. Был освобожден находившийся в изоляции в одном из монастырей глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вышиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных пунктах. По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличилась доля представителей союзнических партий, светских католиков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свободными, потому что кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП. Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы польско-советских отношений. Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 100 тыс. поляков, были урегулированы вопросы польской задолженности Советскому Союзу и поставок польского угля в СССР, определен статус Северной группы войск Советской Армии в Польше. Некоторое улучшение материального положения населения вследствие произошедшего после 1956 г. сокращения капиталовложений в тяжелую промышленность и увеличения производства в сельском хозяйстве, определенная либерализация в политической и культурной жизни, осуждение репрессий и реабилитация их жертв привели к временному ослаблению социальной напряженности в обществе. Но глубинные причины кризиса, крывшиеся в самой природе командно-распределительной системы, сохранялись. Суть системы, присущие ей механизмы осуществления власти и управления обществом остались неизменными. Первые симптомы отхода от послеоктябрьского курса на реформы проявились уже на III съезде ПОРП в 1959 г., а в 60-е гг. вновь стали нарастать экономические и политические трудности. В то время, когда развитые страны делали ставку на широкое использование достижений научно-технической революции, качественную структурную перестройку экономики, в Польше, как и в других странах Центральной и Юго-Восточной Европы, продолжался курс на экстенсивное развитие, прежде всего материало- и капиталоемких производств с большой долей ручного труда, экологически вредных, но зато обеспечивающих всеобщую занятость и определенный уровень социальной защищенности. Вновь обострились отношения с католической церковью, интеллигенцию тяготил безраздельный патронат государства в сфере образования и культуры. В марте 1968 г. польские университетские центы стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры и образования. Студентов поддержала творческая интеллигенция и часть профессуры. Особенно активную роль в студенческих выступлениях сыграли выходцы из кругов политической элиты первой половины 50-х гг. Я.Куронь, А.Михник, К.Модзелевский и др., ставшие впоследствии видными деятелями оппозиции. Для разгона студенческих митингов были использованы милиция и рабочие. Наиболее активные участники выступлений были исключены из высших учебных заведений, некоторые арестованы и осуждены. Пытаясь стимулировать экономику, правительство приняло в декабре 1970 г. решение о значительном повышении цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало недовольство горожан. Особенно активно протестовали рабочие предприятий Гданьска, Гдыни, Щецина, Эльблонга. Против вышедших на улицы рабочих были брошены милиция и воинские части. В столкновения погибли 44 человека, 1164 получили ранения. Забастовки, но без трагических последствий, охватили предприятия и в других районах Польши. Они кончились только с принятием в марте 1971 г. решения об отмене повышения цен. Реакцией на трагические события на Побережье явились кадровые изменения в партийном и государственном руководстве. Был смещен с поста первый секретарь ЦК ПОРП В.Гомулка, на этот ключевой пост был избран Э.Герек, пользовавшийся поддержкой советского руководства. Подали в отставку премьер-министр Ю.Циранкевич, возглавлявший правительство с небольшими перерывами с 1947 г., и председатель Госсовета М.Спыхальский. Новым премьером сейм назначил П.Ярошевича, председателем Госсовета стал известный историк и политический деятель Х.Яблоньский.
|