Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическое развитие НРБ
Состоявшийся в 1948 г. V съезд БРП (к) запланировал заверить за 2-3 пятилетки процесс модернизации Болгарии, взяв за образец советскую модель. Предполагалось: изменить посредством индустриализации соотношение между промышленностью и сельским хозяйством в пользу первой; осуществить кооперирование сельского хозяйства; создать новую социальную структуру общества с доминированием рабочего класса; превратить идеологию партии н общенациональную. Предпосылки для реализации намеченной программы построения основ социализма заложили принятые в 1947-1948 гг. законы о национализации промышленных предприятий и банков, а также о введении государственной монополии во внешней и внутренней оптовой торговле. В 1949-1953 гг. удалось реконструировать, построить и ввести в действие свыше 700 предприятий, создать такие новые отрасли производства, как машиностроение, черная и цветная металлургия и др., завершить электрификацию страны. Значительную помощь Болгарии оказал Советский Союз, предоставив ей необходимые кредиты, сырье, технику, квалифицированных специалистов В качестве одною из источников осуществления индустриализации рассматривалось обобществление аграрного сектора.
Однако допущенные при этом массовые нарушения законности, в том числе и при обеспечении обязательных государственных поставок, вызнали недовольство крестьян, проявившееся по время выборов 1949 г. в местные советы. Итоги выборов заставили руководство БКП скорректировать политику по отношению к крестьянству. Была введена новая система закупки сельскохозяйственной продукции с тем, чтобы определенная ее часть оставалась крестьянам для свободной продажи. К идее форсированного кооперирования сельского хозяйства руководство страны вновь вернулось в 1950 г. Тогда специальная комиссия ЦК БКП разработала программу раскулачивания. При ее реализации крестьяне подвергались незаконным арестам, штра-фам и т.д. Репрессии и насильственные методы кооперирования вызвали рост напряжения в стране. В этих условиях в марте 1951 г. появилось постановление ЦК БКП, осудившее допущенные по отношению к крестьянам нарушения законности и обвинившее местных руководителей в «искажении правильной политики партии». После этого многие крестьяне вышли из ТКЗХ. Тем не менее к 1953 г. кооперативный сектор охватывал около 60% сельскохозяйственных угоди й. Процесс обобществления аграрного сектора в значительной степени обусловил медленные темпы его развития. Только к 1952 г был достигнут довоенный уровень сельскохозяйственного производства. В 1952 г. болгарское руководство констатировало, что страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную, и выдвинуло задачу максимального развития производства предметов потребления. Однако данная тенденция оказалась кратковременной, отход от нее наметился уже в 1956 г За десятилетие, с 1946 по 1956 г., в силу интенсивного развития промышленности существенно изменилась социальная структура болгарского общества: доля рабочих в нем увеличилась с 18, 7 до 27, 7%, а крестьян сократилась с 64, 5 до 35, 8%. Состоявшийся в июне 1958 г. VII съезд БКП констатировал, что н Болгарии построена материально-техническая база социализма и утвердились две основные формы собственности — государственная и кооперативная. В 1959 г. был взят курс на «ускоренное экономическое развитие» страны. С целью создания необходимых условий для его pea лизации началось проведение административно-территориальной реформы. Вместо I? округов, 93 околий, приблизительно 2 тыс. общинных советов было образовано 28 округов и 994 общины. Причем округа приобрели статус административно-хозяйственных единиц, обладающих достаточно широкой самостоятельностью в решении экономических задач. Замена отраслевого принципа управления территориальным заставила ряд министерств перестроить свою деятельность. Новым явилось также учреждение Комитета технического прогресса. Наряду с ним в стране возникла целая сеть научно-технических институтов, занимавшихся проблемами совершенствования техники, технологий и организации производственных процессов. Преобразования в области сельского хозяйства начались с укрупнения существовавших в Болгарии кооперативных хозяйств. Объединенные ТКЗХ располагали в среднем по 4200 га земли. Они получили, кроме того, технику, принадлежавшую ранее машинно-тракторным станциям. Все это призвано было создать необходимую базу для модернизации сельского хозяйства, поставив ТКЗХ в относительно равные условия. Изменилась также система закупки сельскохозяйственной продукции — она стала договорной. В этом отношении различия между кооперативными и государственными предприятиями исчехти. Едиными стали также и закупочные цены. Однако объем сельскохозяйственной продукции в начале 60-х гг. по-прежнему едва превышал уровень 1939 г. Это заставило руководство страны увеличить закупочные цены, ввести фиксированную минимальную заработную плату для кооператоров и т.д. Вместе с тем в октябре 1962 г. оно решилось на импорт зерна, заключив соглашение с Канадой. Состояние экономики вынудило отказаться от экспериментов по децентрализации управления. В первой половине 60-х гг. руководство страны перешло к политике «интенсификации общественного производства», официально утвержденной в 1966 г. Для ее осуществления планировалось, во-первых, провести непосредственную техническую реконструкцию, во-вторых, совершенствовать управление экономикой. Повсеместно на предприятиях началась замена устаревшей техники, механизация производственных участков с высокой долей ручного труда. Для этого, в частности, формировались специальные бригады «технического прогресса», включавшие в себя научных работников, инженеров и специалистов-практиков. С тем чтобы сориентировать научные институты на решение конкретных производственных проблем, Комитет технического прогресса был преобразован в Комитет науки и технического прогресса. Параллельно на ряде предприятий в порядке эксперимента внедрялся новый механизм управления. До начала 70-х гг. приоритетными отраслями оставались машиностроение, черная металлургия, химическая промышленность. Но
Неудоачетворительность достигнутых результатов болгарское руководство объяснило несоответствием системы государственною управления требованиям технического прогресса и научно-технической революции и выдвинуло на первый план необходимость ее реформирования. Концепция «новою экономического механизма» была представлена в 1979 г. Реформы, призванные повысить производительность труда, улучшить качество продукции, сделав ее конкурентоспособной на мировом рынке, основывались на принципах децентрализации, «мобилизации снизу», самообеспечении, использовании элементов рыночной экономики и т. п. Стержневым являлось положение: «государство — собственник, а трудовой коллектив - хозяин собственности». Результаты данной политики стали ощутимы в начале 80-х гг. Немаловажную роль имело и развитие экономических связен со странами Западной Европы. В 1975 г. были заключены договоры об экономическом сотрудничестве на десятилетний период с Западной Германией и Португалией, подписаны соглашения с рядом крупных международных концернов и т.д. Благодаря во многом освоению рынков США, Японии и скандинавских стран, а также реэкспорту советской нефти Болгарии в начале 80-х гг. удалось в некоторой степени снизить свою задолженность западным государствам (в 1982 г. валютный долг Болгарии сократился в два раза). Однако наметившиеся тенденции оживления экономики оказались неустойчивыми. В 1984 г. Болгарии пришлось столкнуться с первыми признаками энергетического кризиса, который привел в 1985 г. к введению жесткого режима экономии. Ухудшение экономического положения страны, связанное во многом с переменами в политике Советского Союза, требовало принятия радикальных мер, к чему болгарское руководство оказалось абсолютно неготовым. Состоявшийся в 1986 г. XIII съезд БКП не внес практически ничего нового, подтвердив необходимость введения в действие «нового экономического механизма» и внедрения достижений научно-технической революции. Растерянность руководства страны была особо заметна на фоне все больше углублявшихся к концу 80-х гг. кризисных явлений. Дезорганизация управления хозяйственной деятельностью на всех уровнях, проблемы внешнеэкономического свойства, вызванные, в первую очередь, потерей советского рынка, привели к нарушению функционирования ведущих отраслей производства. В 1989 г. было зафиксировано резкое сокращение национального дохода, Болгария столкнулась с невозможностью обеспечить выплату внешнего долга, достигшего, согласно обнародованным на декабрьском пленуме 1989 г. данным, 11, 5 млрд дол., возросла инфляция, возник дефицит товаров первой необходимости, появилась скрытая безработица и т.д. Рост экономических трудностей во многом обусловил радикализацию общественных настроений.
|