Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое развитие НРБ






Состоявшийся в 1948 г. V съезд БРП (к) запланировал завер­ить за 2-3 пятилетки процесс модернизации Болгарии, взяв за образец советскую модель. Предполагалось: изменить посредством индустриализации соотношение между промышленностью и сель­ским хозяйством в пользу первой; осуществить кооперирование сельского хозяйства; создать новую социальную структуру обще­ства с доминированием рабочего класса; превратить идеологию партии н общенациональную.

Предпосылки для реализации намеченной программы пост­роения основ социализма заложили принятые в 1947-1948 гг. за­коны о национализации промышленных предприятий и банков, а также о введении государственной монополии во внешней и внутренней оптовой торговле.

В 1949-1953 гг. удалось реконструировать, построить и ввести в действие свыше 700 предприятий, создать такие новые отрасли производства, как машиностроение, черная и цветная металлур­гия и др., завершить электрификацию страны. Значительную по­мощь Болгарии оказал Советский Союз, предоставив ей необходи­мые кредиты, сырье, технику, квалифицированных специалистов

В качестве одною из источников осуществления индустриа­лизации рассматривалось обобществление аграрного сектора.

Поскольку к середине 1948 г. заметных сдпигов в процессе коо­перирования сельского хозяйства не наблюдалось, партийные орга­низации попытались ускорить его. К апрелю 1949 г. было создано более 900 новых трудовых кооперативных земледельческих хозяйств (ТКЗХ), а доля обобществленных земель возросла с 4-5 до 12%.

Однако допущенные при этом массовые нарушения закон­ности, в том числе и при обеспечении обязательных государствен­ных поставок, вызнали недовольство крестьян, проявившееся по время выборов 1949 г. в местные советы. Итоги выборов застави­ли руководство БКП скорректировать политику по отношению к крестьянству. Была введена новая система закупки сельскохозяй­ственной продукции с тем, чтобы определенная ее часть остава­лась крестьянам для свободной продажи.

К идее форсированного кооперирования сельского хозяйства руководство страны вновь вернулось в 1950 г. Тогда специальная комиссия ЦК БКП разработала программу раскулачивания. При ее реализации крестьяне подвергались незаконным арестам, штра-фам и т.д.

Репрессии и насильственные методы кооперирования выз­вали рост напряжения в стране. В этих условиях в марте 1951 г. появилось постановление ЦК БКП, осудившее допущенные по отношению к крестьянам нарушения законности и обвинившее местных руководителей в «искажении правильной политики партии». После этого многие крестьяне вышли из ТКЗХ. Тем не менее к 1953 г. кооперативный сектор охватывал около 60% сель­скохозяйственных угоди й.

Процесс обобществления аграрного сектора в значительной степени обусловил медленные темпы его развития. Только к 1952 г был достигнут довоенный уровень сельскохозяйственного про­изводства.

В 1952 г. болгарское руководство констатировало, что страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную, и выдви­нуло задачу максимального развития производства предметов по­требления. Однако данная тенденция оказалась кратковременной, отход от нее наметился уже в 1956 г

За десятилетие, с 1946 по 1956 г., в силу интенсивного раз­вития промышленности существенно изменилась социальная структура болгарского общества: доля рабочих в нем увеличилась с 18, 7 до 27, 7%, а крестьян сократилась с 64, 5 до 35, 8%.

Состоявшийся в июне 1958 г. VII съезд БКП констатировал, что н Болгарии построена материально-техническая база социализ­ма и утвердились две основные формы собственности — государ­ственная и кооперативная.

В 1959 г. был взят курс на «ускоренное экономическое разви­тие» страны. С целью создания необходимых условий для его pea лизации началось проведение административно-территориальной

реформы. Вместо I? округов, 93 околий, приблизительно 2 тыс. общинных советов было образовано 28 округов и 994 общины. Причем округа приобрели статус административно-хозяйствен­ных единиц, обладающих достаточно широкой самостоятель­ностью в решении экономических задач.

Замена отраслевого принципа управления территориальным заставила ряд министерств перестроить свою деятельность. Но­вым явилось также учреждение Комитета технического прогрес­са. Наряду с ним в стране возникла целая сеть научно-техничес­ких институтов, занимавшихся проблемами совершенствования тех­ники, технологий и организации производственных процессов.

Преобразования в области сельского хозяйства начались с укрупнения существовавших в Болгарии кооперативных хозяйств. Объединенные ТКЗХ располагали в среднем по 4200 га земли. Они получили, кроме того, технику, принадлежавшую ранее машинно-тракторным станциям. Все это призвано было создать необходи­мую базу для модернизации сельского хозяйства, поставив ТКЗХ в относительно равные условия. Изменилась также система закупки сельскохозяйственной продукции — она стала договорной. В этом отношении различия между кооперативными и государственными предприятиями исчехти. Едиными стали также и закупочные цены.

Однако объем сельскохозяйственной продукции в нача­ле 60-х гг. по-прежнему едва превышал уровень 1939 г. Это заставило руководство страны увеличить закупочные цены, вве­сти фиксированную минимальную заработную плату для коо­ператоров и т.д. Вместе с тем в октябре 1962 г. оно решилось на импорт зерна, заключив соглашение с Канадой.

Состояние экономики вынудило отказаться от эксперимен­тов по децентрализации управления.

В первой половине 60-х гг. руководство страны перешло к по­литике «интенсификации общественного производства», офици­ально утвержденной в 1966 г. Для ее осуществления планирова­лось, во-первых, провести непосредственную техническую рекон­струкцию, во-вторых, совершенствовать управление экономикой.

Повсеместно на предприятиях началась замена устаревшей техники, механизация производственных участков с высокой долей ручного труда. Для этого, в частности, формировались спе­циальные бригады «технического прогресса», включавшие в себя научных работников, инженеров и специалистов-практиков. С тем чтобы сориентировать научные институты на решение конк­ретных производственных проблем, Комитет технического про­гресса был преобразован в Комитет науки и технического про­гресса. Параллельно на ряде предприятий в порядке экспери­мента внедрялся новый механизм управления.

До начала 70-х гг. приоритетными отраслями оставались маши­ностроение, черная металлургия, химическая промышленность. Но

сохранение принципиальных элементов модели ранней индустриа­лизации сдерживало реальную технологическую модернизацию.

Неудоачетворительность достигнутых результатов болгарское руководство объяснило несоответствием системы государственною управления требованиям технического прогресса и научно-тех­нической революции и выдвинуло на первый план необходимость ее реформирования.

Концепция «новою экономического механизма» была пред­ставлена в 1979 г. Реформы, призванные повысить производи­тельность труда, улучшить качество продукции, сделав ее конку­рентоспособной на мировом рынке, основывались на принципах децентрализации, «мобилизации снизу», самообеспечении, ис­пользовании элементов рыночной экономики и т. п. Стержневым являлось положение: «государство — собственник, а трудовой коллектив - хозяин собственности».

Результаты данной политики стали ощутимы в начале 80-х гг. Немаловажную роль имело и развитие экономических связен со странами Западной Европы. В 1975 г. были заключены договоры об экономическом сотрудничестве на десятилетний период с Запад­ной Германией и Португалией, подписаны соглашения с рядом крупных международных концернов и т.д. Благодаря во многом освоению рынков США, Японии и скандинавских стран, а также реэкспорту советской нефти Болгарии в начале 80-х гг. удалось в некоторой степени снизить свою задолженность западным госу­дарствам (в 1982 г. валютный долг Болгарии сократился в два раза).

Однако наметившиеся тенденции оживления экономики ока­зались неустойчивыми. В 1984 г. Болгарии пришлось столкнуться с первыми признаками энергетического кризиса, который привел в 1985 г. к введению жесткого режима экономии.

Ухудшение экономического положения страны, связанное во многом с переменами в политике Советского Союза, требовало принятия радикальных мер, к чему болгарское руководство оказа­лось абсолютно неготовым. Состоявшийся в 1986 г. XIII съезд БКП не внес практически ничего нового, подтвердив необходимость введения в действие «нового экономического механизма» и вне­дрения достижений научно-технической революции.

Растерянность руководства страны была особо заметна на фоне все больше углублявшихся к концу 80-х гг. кризисных явлений. Дезорганизация управления хозяйственной деятельностью на всех уровнях, проблемы внешнеэкономического свойства, вызванные, в первую очередь, потерей советского рынка, привели к нару­шению функционирования ведущих отраслей производства. В 1989 г. было зафиксировано резкое сокращение национального дохода, Болгария столкнулась с невозможностью обеспечить выплату внешнего долга, достигшего, согласно обнародованным на

декабрьском пленуме 1989 г. данным, 11, 5 млрд дол., возросла ин­фляция, возник дефицит товаров первой необходимости, появи­лась скрытая безработица и т.д. Рост экономических трудностей во многом обусловил радикализацию общественных настроений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал