Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическое развитие НРБ
Состоявшийся в 1948 г. V съезд БРП (к) запланировал заверить за 2-3 пятилетки процесс модернизации Болгарии, взяв за образец советскую модель. Предполагалось: изменить посредством индустриализации соотношение между промышленностью и сельским хозяйством в пользу первой; осуществить кооперирование сельского хозяйства; создать новую социальную структуру общества с доминированием рабочего класса; превратить идеологию партии н общенациональную. Предпосылки для реализации намеченной программы построения основ социализма заложили принятые в 1947-1948 гг. законы о национализации промышленных предприятий и банков, а также о введении государственной монополии во внешней и внутренней оптовой торговле. В 1949-1953 гг. удалось реконструировать, построить и ввести в действие свыше 700 предприятий, создать такие новые отрасли производства, как машиностроение, черная и цветная металлургия и др., завершить электрификацию страны. Значительную помощь Болгарии оказал Советский Союз, предоставив ей необходимые кредиты, сырье, технику, квалифицированных специалистов В качестве одною из источников осуществления индустриализации рассматривалось обобществление аграрного сектора. Поскольку к середине 1948 г. заметных сдпигов в процессе кооперирования сельского хозяйства не наблюдалось, партийные организации попытались ускорить его. К апрелю 1949 г. было создано более 900 новых трудовых кооперативных земледельческих хозяйств (ТКЗХ), а доля обобществленных земель возросла с 4-5 до 12%. Однако допущенные при этом массовые нарушения законности, в том числе и при обеспечении обязательных государственных поставок, вызнали недовольство крестьян, проявившееся по время выборов 1949 г. в местные советы. Итоги выборов заставили руководство БКП скорректировать политику по отношению к крестьянству. Была введена новая система закупки сельскохозяйственной продукции с тем, чтобы определенная ее часть оставалась крестьянам для свободной продажи. К идее форсированного кооперирования сельского хозяйства руководство страны вновь вернулось в 1950 г. Тогда специальная комиссия ЦК БКП разработала программу раскулачивания. При ее реализации крестьяне подвергались незаконным арестам, штра-фам и т.д. Репрессии и насильственные методы кооперирования вызвали рост напряжения в стране. В этих условиях в марте 1951 г. появилось постановление ЦК БКП, осудившее допущенные по отношению к крестьянам нарушения законности и обвинившее местных руководителей в «искажении правильной политики партии». После этого многие крестьяне вышли из ТКЗХ. Тем не менее к 1953 г. кооперативный сектор охватывал около 60% сельскохозяйственных угоди й. Процесс обобществления аграрного сектора в значительной степени обусловил медленные темпы его развития. Только к 1952 г был достигнут довоенный уровень сельскохозяйственного производства. В 1952 г. болгарское руководство констатировало, что страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную, и выдвинуло задачу максимального развития производства предметов потребления. Однако данная тенденция оказалась кратковременной, отход от нее наметился уже в 1956 г За десятилетие, с 1946 по 1956 г., в силу интенсивного развития промышленности существенно изменилась социальная структура болгарского общества: доля рабочих в нем увеличилась с 18, 7 до 27, 7%, а крестьян сократилась с 64, 5 до 35, 8%. Состоявшийся в июне 1958 г. VII съезд БКП констатировал, что н Болгарии построена материально-техническая база социализма и утвердились две основные формы собственности — государственная и кооперативная. В 1959 г. был взят курс на «ускоренное экономическое развитие» страны. С целью создания необходимых условий для его pea лизации началось проведение административно-территориальной реформы. Вместо I? округов, 93 околий, приблизительно 2 тыс. общинных советов было образовано 28 округов и 994 общины. Причем округа приобрели статус административно-хозяйственных единиц, обладающих достаточно широкой самостоятельностью в решении экономических задач. Замена отраслевого принципа управления территориальным заставила ряд министерств перестроить свою деятельность. Новым явилось также учреждение Комитета технического прогресса. Наряду с ним в стране возникла целая сеть научно-технических институтов, занимавшихся проблемами совершенствования техники, технологий и организации производственных процессов. Преобразования в области сельского хозяйства начались с укрупнения существовавших в Болгарии кооперативных хозяйств. Объединенные ТКЗХ располагали в среднем по 4200 га земли. Они получили, кроме того, технику, принадлежавшую ранее машинно-тракторным станциям. Все это призвано было создать необходимую базу для модернизации сельского хозяйства, поставив ТКЗХ в относительно равные условия. Изменилась также система закупки сельскохозяйственной продукции — она стала договорной. В этом отношении различия между кооперативными и государственными предприятиями исчехти. Едиными стали также и закупочные цены. Однако объем сельскохозяйственной продукции в начале 60-х гг. по-прежнему едва превышал уровень 1939 г. Это заставило руководство страны увеличить закупочные цены, ввести фиксированную минимальную заработную плату для кооператоров и т.д. Вместе с тем в октябре 1962 г. оно решилось на импорт зерна, заключив соглашение с Канадой. Состояние экономики вынудило отказаться от экспериментов по децентрализации управления. В первой половине 60-х гг. руководство страны перешло к политике «интенсификации общественного производства», официально утвержденной в 1966 г. Для ее осуществления планировалось, во-первых, провести непосредственную техническую реконструкцию, во-вторых, совершенствовать управление экономикой. Повсеместно на предприятиях началась замена устаревшей техники, механизация производственных участков с высокой долей ручного труда. Для этого, в частности, формировались специальные бригады «технического прогресса», включавшие в себя научных работников, инженеров и специалистов-практиков. С тем чтобы сориентировать научные институты на решение конкретных производственных проблем, Комитет технического прогресса был преобразован в Комитет науки и технического прогресса. Параллельно на ряде предприятий в порядке эксперимента внедрялся новый механизм управления. До начала 70-х гг. приоритетными отраслями оставались машиностроение, черная металлургия, химическая промышленность. Но сохранение принципиальных элементов модели ранней индустриализации сдерживало реальную технологическую модернизацию. Неудоачетворительность достигнутых результатов болгарское руководство объяснило несоответствием системы государственною управления требованиям технического прогресса и научно-технической революции и выдвинуло на первый план необходимость ее реформирования. Концепция «новою экономического механизма» была представлена в 1979 г. Реформы, призванные повысить производительность труда, улучшить качество продукции, сделав ее конкурентоспособной на мировом рынке, основывались на принципах децентрализации, «мобилизации снизу», самообеспечении, использовании элементов рыночной экономики и т. п. Стержневым являлось положение: «государство — собственник, а трудовой коллектив - хозяин собственности». Результаты данной политики стали ощутимы в начале 80-х гг. Немаловажную роль имело и развитие экономических связен со странами Западной Европы. В 1975 г. были заключены договоры об экономическом сотрудничестве на десятилетний период с Западной Германией и Португалией, подписаны соглашения с рядом крупных международных концернов и т.д. Благодаря во многом освоению рынков США, Японии и скандинавских стран, а также реэкспорту советской нефти Болгарии в начале 80-х гг. удалось в некоторой степени снизить свою задолженность западным государствам (в 1982 г. валютный долг Болгарии сократился в два раза). Однако наметившиеся тенденции оживления экономики оказались неустойчивыми. В 1984 г. Болгарии пришлось столкнуться с первыми признаками энергетического кризиса, который привел в 1985 г. к введению жесткого режима экономии. Ухудшение экономического положения страны, связанное во многом с переменами в политике Советского Союза, требовало принятия радикальных мер, к чему болгарское руководство оказалось абсолютно неготовым. Состоявшийся в 1986 г. XIII съезд БКП не внес практически ничего нового, подтвердив необходимость введения в действие «нового экономического механизма» и внедрения достижений научно-технической революции. Растерянность руководства страны была особо заметна на фоне все больше углублявшихся к концу 80-х гг. кризисных явлений. Дезорганизация управления хозяйственной деятельностью на всех уровнях, проблемы внешнеэкономического свойства, вызванные, в первую очередь, потерей советского рынка, привели к нарушению функционирования ведущих отраслей производства. В 1989 г. было зафиксировано резкое сокращение национального дохода, Болгария столкнулась с невозможностью обеспечить выплату внешнего долга, достигшего, согласно обнародованным на декабрьском пленуме 1989 г. данным, 11, 5 млрд дол., возросла инфляция, возник дефицит товаров первой необходимости, появилась скрытая безработица и т.д. Рост экономических трудностей во многом обусловил радикализацию общественных настроений.
|